Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Инклюзивность как гарантия прав и свобод

  • Мировое сообщество, обеспокоенное сложной обстановкой в Афганистане, ловит буквально каждое слово и предложение (во всех смыслах) авторитетных мировых лидеров.

    Президент Республики Таджикистан неоднократно обосновывал крайнюю необходимость сформировать в Афганистане по-настоящему инклюзивное правительство, включающее представителей всех этнических, социальных и религиозных групп. Это следует сделать на паритетных началах для того, чтобы в действительности руководство этой страны, защищая  интересы всех слоёв населения, гарантировало и обеспечивало их социальные права и гражданские свободы.

    При этом Эмомали Рахмон озвучил, что в соседней стране таджики составляют до 47% от общей численности населения. Также здесь проживают многочисленные национальные общины узбеков, хазарейцев, туркменов, всего более 20 народов и народностей.

    Однако созданный талибами кабинет министров, практически состоящий исключительно из пуштунов, продолжает жёстко дискриминировать афганское население по национальной, социальной, религиозной и половой принадлежности.

    Принципиальная позиция Главы Таджикистана понятна и близка не только представителям названных народов, но и большинству здравомыслящих граждан. Такой конструктивный подход к ситуации, сложившейся в Афганистане, приветствуют руководители большинства государств, в том числе - авторитетных держав.

    Так, 21 октября с.г., выступая на XVIII Ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», Президент Российской Федерации Владимир Путин  в полной мере поддержал позицию Таджикистана - своего стратегического партнёра по СНГ, ШОС и ОДКБ, заявив, что состав правительства «Талибан» состоит сейчас, в основном, из пуштунских групп. «Но там (в Афганистане) есть таджики. А их от 40 до 47 процентов по разным подсчётам. Послушайте, это много... «А потом, есть и узбеки, хазарейцы и другие… Люди претендуют занять значимые места в системе управления страной. И этот баланс должен быть найден», — добавил российский президент.

    Россия, как и Таджикистан, заинтересована в том, чтобы мирным путём были найдены приемлемые компромиссы, с учётом интересов всех этнических и социальных групп, религиозных конфессий.

    Подтверждением объективности, крайней необходимости такого подхода и неотложности принятия мер служит то, что сегодня «Талибан», сформировавшее недееспособное правительство, не справляется с заявленными ими же задачами. Талибы практически недееспособны  во всех сферах жизнедеятельности.

    Более того, по сообщениям СМИ, в Афганистане совершаются расправы над местными жителями, экс-чиновниками, бывшими военнослужащими и членами их семей. Вопреки обещаниям талибов, на афганской территории до сих пор находятся боевики многочисленных международных террористических организаций, с которыми контактирует «Талибан», намеревающиеся продвинуться к внешним границам. Особую угрозу представляет ИГИЛ, главари которого намерены с территории северных районов Афганистана дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии и мусульманских регионах СНГ. Это происходит вразрез тому, что представители «Талибан» заявили, что привержены обязательствам не допустить, чтобы ситуация в Афганистане угрожала безопасности других государств. Но террористические группировки ИГИЛ и "Аль-Каида" по-прежнему используют территорию этой страны в качестве  плацдарма для враждебных действий против соседних стран.   Аналитики отмечают растущую тенденцию, когда молодые люди непуштунских национальностей, несогласные с отсутствием своих представителей в правительстве, массово примыкают к ИГИЛ.

    Афганистан стоит на грани гуманитарной катастрофы, несмотря на то, что оказывается гуманитарная помощь и в долг поставляется электроэнергия. Однако большая часть получаемых продуктов до простых людей не доходит. Накануне зимы многие лишены еды, тепла и света. В стране свирепствует коронавирусная инфекция, но вакцинация запрещена, а запас имевшихся медикаментов  закончился. У людей нет работы и, следовательно, средств к существованию. Большинство официальных торговых точек закрыты, так как нечем торговать. Но «чёрный» рынок, где цены взлетели в десятки раз, процветает.  Женщины по-прежнему сидят дома, а девочки не учатся. Лишь в пяти из 34 афганских провинций девочкам разрешено посещать средние школы, а подавляющему числу женщин  запрещено возвращаться на работу. Родители боятся выпускать подростков из дома, так как они могут быть рекрутированы в армию «Талибан». Журналисты преследуются, когда освещают протестные митинги. Под карательные меры талибов нередко попадают и иностранцы.

    Особенно  страдают жители северных провинций, где действует Фронт национального сопротивления. Талибы контролируют автотрассы и заворачивают прибывающие сюда грузы в другую сторону. На территории Панджшера боевики «Талибан» убили сотни мирных жителей, которые в это время работали на подсобных участках. Среди погибших немало несовершеннолетних детей. Хоронили их в ямах по несколько человек. СМИ сообщили, что в названной провинции найдены места, где заживо  закопаны молодые люди.

    "Талибан" также принуждает к эмиграции хазарейцев. Они  развернули свои ударные отряды в районе Кандир провинции Дайкунди, откуда изгоняют хазарейцев с их плодородных земель, передавая их дома и участки своим сторонникам. В течение последнего времени из отдельных уездов названной провинции и окрестностей г. Мазори Шариф насильственно выселены более 1 000 семей хазарейцев.

    Вопреки тому, что талибы заявили о намерениях бороться с производством нарковеществ и наркотрафиком, производство наркотиков и их контрабанда возросли. 

    Несмотря на то, что «Талибан» уверяют в своих усилиях по реформированию экономики, стабилизации военно-политической обстановки и налаживанию деятельности государственного аппарата, без формирования действительно инклюзивного правительства, которое должно в полной мере отражать интересы этнических и политических сил страны, в обозримом будущем этого не произойдёт.

    И понятно, что в Афганистане будет невозможно осуществлять руководство и обеспечивать безопасность без учёта интересов и соблюдения гражданских прав всех слоёв населения, официального признания их равенства. Так как только равноправие и поддержка народных масс определяет грамотную социальную политику, сопряжённую с соблюдением основных прав и свобод граждан.

     

      Юрий Макеев, ИА «Параллель»  

0