В последнее время, в связи с инцидентами на таджикско-кыргызской госгранице в СМИ и соцсетях нередко упоминается название водозаборного сооружения «Головной». В связи с этим, поясним, о чём в действительности идёт речь. Водозаборное сооружение (водозабор) - это гидротехническое сооружение для забора воды из источника питания (реки, озера, подземного источника) с целью использования её для нужд гидроэнергетики, водоснабжения, ирригации. «Головной» на протяжении многих десятилетий служит братским народам.
Согласно документам национально-территориального размежевания 1924-1927 гг., к которым апеллирует таджикская сторона в процессе делимитации и демаркации госраницы, водозаборное сооружение «Головной», расположенное на реке Исфара махалли Ходжаи Аъло дехота Чоркух города Исфара Согдийской области, находится на территории Республики Таджикистан и, соответственно, не может быть предметом спора и дискуссии, и тем более дележа. Однако этот безусловный факт необоснованно оспаривают кыргызские СМИ для того, чтобы ввести в заблуждение общественность и местное население.
В настоящее время таджикскую сторону настораживает тот факт, что кыргызская сторона, в нарушение ранее подписанных договорённостей, продолжает строительство инженерных сооружений и ведёт маскировочные работы. Преимущественно в ночное время для укрепления наступательных и оборонительных позиций на территорию района водозабора «Головной» кыргызская сторона завозит и устанавливает металлические каркасы и бетонные плиты. Кроме того с середины мая с..г. по настоящее время сюда дополнительно прибывают военнослужащих Национальной гвардии и МО Кыргызской Республики.
Хотя соблюдение ранее наложенного запрета, по взаимной договорённости сторон, на строительство объектов инфраструктуры, проведение иной хозяйственной деятельности, а также предотвращение несогласованных действий на неделимитированных участках госграницы является залогом сохранения мира и спокойствия между РТ и КР.
Этот вопрос также стал предметом обсуждения правительственных делегаций сторон по вопросам делимитации и демаркации таджикско-кыргызской государственной границы. В Протоколе №5 от 17 марта 2004 года стороны во избежание возможных конфликтов согласились с необходимостью довести до сведения председателей и губернаторов областей Республики Таджикистан и Кыргызской Республики поручение - не осуществлять и пресекать любые строительные работы, а также иные формы освоения земель в районе таджикско-кыргызской госграницы до завершения её делимитации и демаркации обоими государствами, что зафиксировано в пункте 4 Протокола №23 от 5 февраля 2011 года: «Обсудив данный вопрос, стороны признали целесообразным ещё раз обратить внимание губернатора Баткенской области Кыргызской Республики и председателя Согдийской области Республики Таджикистан на необходимость выполнения рекомендаций Правительственных комиссий Сторон по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской государственной границы относительно неосуществления хозяйственной деятельности в районе таджикско-кыргызской границы до завершения делимитации государственной границы обоих государств во избежание возникновения возможных конфликтных ситуаций в пограничных зонах».
В Протоколе №25 от 30.09.2011 года указано, что стороны обсудили вопрос соблюдения пункта 4 Протокола № 23 от 5 февраля 2011 года.
Однако, как следует из ныне сложившейся ситуации, кыргызская сторона в одностороннем порядке грубо игнорирует и нарушает указанные договорённости. Более того, в кыргызских СМИ и соцсетях ведётся агрессивная информационная война с умышленным использованием недостоверных сведений, не имеющих никакого документального подтверждения, с целью ввести в заблуждение общественность, вызвать недовольство и протестные настроения жителей обеих стран.
Только за два последних месяца текущего года на сайтах, зарегистрированных на имя граждан Кыргызстана, опубликовано около 500 статей, заметок и сообщений, выложено более 40 видеороликов, направленных на разжигание ненависти и национальной вражды между исторически дружественными народами. Всё это, безусловно, вредит активизации процесса делимитации и демаркации госграницы, приводит к эскалации напряжённости в приграничных районах.
Более того, руководство Кыргызстана не спешит ускорить разрешение этой проблемы, что наглядно продемонстрировала пассивная позиция кыргызской стороны в ходе официального визита Президента КР С.Жапарова в Таджикистан.
Шавкат Султанов