Самое свежее

Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний! Алексей Рощин. А где пятый?

Таджикский Ворух. Аргументы и карты

  • Тема делимитации и демаркации таджикско-кыргызской госграницы и юридического закрепления неразделённых территорий остаётся весьма актуальной по сей день. Хотя Таджикистан и Кыргызстан активно стремятся достичь и документально закрепить на взаимовыгодной основе Договор о государственной границе между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой для утверждения согласованного Сторонами описания прохождения линии таджикско-кыргызской государственной границы. В настоящий момент, с целью минимизации создания конфликтных ситуаций на приграничных территориях и успешного завершения процесса делимитации линии государственной границы,  изучаются все возможные варианты взаимообмена участками на равноценной, равновеликой и равнозначной основе.  

    Уместно напомнить - доподлинно известно и задокументирован, что Ворух РТ никогда не был анклавом. Это подтверждают обнаруженные в архивах нормативные акты, обосновывающие данный факт. В них исторически и картографически подтверждено и указывается, что территория Ворух Исфаринского района никогда не была анклавом на территории Кыргызстана, а всегда была неотъемлемой частью города Исфара. Население, насчитывающее более 40 тысяч человек, компактно проживает на этой территории на протяжении многих веков. Свидетельством древнейшей истории селения Ворух служат мечети, многочисленные историко-культурные   архитектурные сооружения VIII-X веков. Кроме того, в подтверждение принадлежности данной территории г. Исфара имеются исторические документы, в том числе  государственные акты на право пользования землей, карты (административные, землепользования, топографические), а также материалы национально-территориального размежевания 1920-1930 годов. То есть, Ворух, согласно старым и вновь обнаруженным документам и топографическим картам, под  определение «анклав» никак не подходит. На этот счёт имеются веские доказательства правомерности собственных границ, которые подтверждены реальными историческими изысканиями, картограммами и географическими выкладками.  Известно также, что материалы паритетной комиссии 1958-1959 годов не прошли процедуры утверждения, установленные Конституцией СССР 1936 года, соответственно остались конституционно незавершенными.

    Единственными документами, которые прошли все предусмотренные на момент их принятия в СССР процедуры рассмотрения и согласования, утверждены высшим полномочным союзным органом - Президиум ЦИК СССР и посвящены непосредственно вопросам определения границ между союзными республиками, являются материалы национально-территориального размежевания 1924-1927 гг. По просьбе Советов министров РТ и КР в 1990 г. специально для осуществления экспертизы этих документов была образована комиссия Верховного Совета СССР, которая подтвердила легитимность и обоснованность указанных материалов. Более компетентную комиссию сложно себе представить.

    Решение о статусе Воруха также принималось в советское время, исходя из концепции, что все эти территории относятся к СССР.​ Согласно карте административного деления 1927 г., Ворух имел протяжённую границу с Исфаринским районом и не был анклавом. Сегодня, в силу своего географического положения и юридической незакреплённости, этот населенный пункт остаётся уязвимой точкой, очагом регулярных конфликтов и информационных спекуляций недоброжелателей.

    В настоящее время, по сообщениям СМИ, обстановка на таджикско-кыргызском участке госграницы стабильная, но силовые структуры обеих стран, продолжают нести службу в усиленном режиме. При этом межправительственные переговоры продолжаются, среди населения проводятся разъяснительные беседы.  

    Однако, несмотря на все усилия, предпринимаемые официальными Сторонами по сохранению правопорядка и  стабильности на таджикско-кыргызской границе, отдельные несознательные граждане, в числе которых некоторые чиновники и госслужащие высокого ранга, целенаправленно пытаются дестабилизировать общественную обстановку, провоцируя межнациональные и бытовые конфликты, усугубляя ситуацию на местах, дезинформируя в СМИ.     

    Поэтому указанную наболевшую проблему необходимо решать исключительно законным, конструктивным, взаимовыгодным, в главное – скорейшим путём, во благо двух соседних стран и братских народов.  

    В этом контексте таджикская сторона в марте 2014 года представила кыргызской стороне проект договора "О государственной границе" с целью юридического оформления согласованного участка линии государственной границы протяжённостью 519,9 километра,  предлагая при определении прохождения линии таджикско-кыргызской государственной границы исходить исключительно из принципа учёта интересов обеих стран, относимости документов к вопросу делимитации госграницы, прошедших все установленные конституционными нормами процедуры согласования и утверждения, основополагающих норм международного права, а также юридических аспектов, касающихся вопросов определения прохождения линии таджикско-кыргызской государственной границы.

                                                                                   Макс Агеев,

                                                           Российское географическое общество

0