Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Исламский февраль 1990 года

  • У гражданской войны в Таджикистане было много причин. Общая истерия по поводу распада Союза наложилась на экономические проблемы республики. Наверняка здесь было и внешнее влияние – говорили о программе "Ислам против коммунизма", которая создавалась в аналитических центрах США, Великобритании и исламских стран. В ней описаны болевые точки республик Средней Азии и просчитаны варианты дестабилизации ситуации в регионе. По одной из версий, поводом стал простой слух. После землетрясения в Спитаке в Таджикистан привезли армян-беженцев. Говорили о том, что их тысячи, и им вне очереди будут давать квартиры. На самом деле, их было всего 47 человек. 10 февраля 1990 года группа молодых людей устроила армянский погром. 11 февраля у здания ЦК КПСС Таджикистан прошел митинг, участники которого требовали депортировать армян из страны под угрозой расправы. Лидеры преступных группировок наводнили город. В город из кишлаков свозили молодежь, вооружали арматурой и бутылками с зажигательной смесью. 12 февраля на том же месте собралась многотысячная толпа, которая требовала отставки 1-го секретаря КПСС К.Махкамова. К середине дня митинг перерос в массовые беспорядки. Штурмовали здания ЦК и Минводхоза, громили магазины.  Действиями толпы управляли заинтересованные люди. 13 февраля беспорядки охватили весь Душанбе. Митингующие добились отставки правительства, но спокойствия это не принесло. В городе был объявлен комендантский час, жители сами защищали свои дома.

    Февральские события 1990 года в Душанбе останутся в истории Таджикистана тяжелым фактом. В этом, прежде всего, необходимо винить лиц, называвших себя сторонниками ислама и членами ТЭО ПИВ.

     Как очевидец, бывший Президент республики Каххар Махкамов в специальном выпуске форума «Диалог цивилизации», принадлежащего учёному Ибрахиму Усману о февральских событий отметил: «Населению, особенно молодёжи внушалась провоцирующая мысль, что если они не придут на митинг, то согласно религиозным канонам, их жёны больше не будут  принадлежат им». По его словам, слухи о массовом приезде армянских беженцев и выдачи им квартир специально распространялся Ходжи Акбаром Тураджонзода, бывшим кази республики.

    Подготовка к изменению существующего строя началась в Таджикистане ещё в середине семидесятых годов, когда 
    советская власть казалась незыблемой. Религиозные деятели крупного 
    ранга и активные члены ТЭО ПИВ, получившие высшее образование в странах Ближнего Востока, одновременно являлись и резидентами внешних разведок этих стран. Перед ними была поставлена конкретная цель с одновременной подпиткой крупными 
    денежными вливаниями. Вернувшись в Таджикистан и заняв ключевые посты в религиозных организациях, эти священнослужители и члены ТЭО ПИВ начали сплачивать вокруг себя хатибов мечетей, мударрисов в учебных религиозных заведениях, верующих, подвергавшихся тщательной проверке на 
    благонадёжность. Этот круг разрастался, во многих районах образовались подпольные организации, готовые выступить по первому сигналу и начать боевые действия. В соседних исламских странах закупалось оружие и по тайным каналам переправлялось в Таджикистан. Хранилось оно в подвалах мечетей. Создалась парадоксальная ситуация: муллы во время молитв толковали о миролюбии и верности советской власти, и в то же время при их участии готовились боевики и формировались вооружённые подразделения.  

    Перестройка развязала руки религиозным фундаменталистам, которые стремились совершить государственный переворот, захватить власть в стране и начать строительство исламского государства. Уничтожившее Советский Союз Беловежское соглашение стало сигналом к началу активных действий в Таджикистане. В столицу руководство ТЭО ПИВ доставило полуграмотных мулл и сторонников исламизации, обработанных в нужном ключе. У здания ЦК Компартии Таджикистана начался бессрочный митинг, выдвигались требования – ликвидировать Компартию, тогдашним правителям предлагалось уйти в отставку и передать власть «народным» выдвиженцам, среди которых были те самые исламские фундаменталисты. Но всё это была подводная часть экстремистского айсберга. Видимая же часть состояла из демократических лозунгов, обещаний превратить Таджикистан в светское, правовое государство, что не соответствовало тайным замыслам лидеров исламской оппозиции. Большое количество населения республики было настроено проправительствено и поддерживало тогдашнего президента Таджикистана. Жители были полны решимости не допустить изменения существующего строя. Страсти накалялись, достаточно было запальной искры, чтобы от митингового противостояния перейти к решительным действиям. Участникам антиправительственного митинга восточные исламские страны по уже доказанным фактам платили деньги, на площади установили палатки, в которых они отдыхали. Там же, на кострах готовилась горячая пища. Уже одно это говорило о том, какие большие средства вкладывались в предстоящую исламизацию Таджикистана.

    В феврале в столицу республики проникли криминальные группировки. Начались грабежи магазинов, поджоги, дома на 
    центральном проспекте зияли выбитыми витринами, чернели обугленными стенами. Население города оказалось без защиты, его обирали, избивали тех, кто осмеливался противодействовать, убийства стали обыденным явлением, и никаких существенных мероприятий не проводилось. 

    Все, кто пережил эту трагедию, помнят, что оппозиционеры выступали под лозунгами создания исламского государства. Они избивали всех, кто не соответствовал понятиям ислама. Даже на площади убили несколько таджичек, которые шли по улице в европейской одежде.

    Вряд ли, эти столкновения были спровоцированы кем-то другим, кроме как исламистами и членами ТЭО ПИВ. Сторонники оппозиции и ТЭО ПИВ на этих митингах провозглашали лозунги о построении исламского государства.

    После февраля 1990 года, наступил май 1992, когда началась страшная гражданская война, где погибли 150 тысяч граждан Таджикистана. И у её истоков стояла та же ТЭО ПИВ. Затем в 1997 году было подписано мирное соглашение о «Единстве нации» между правительством Таджикистана и объединенной таджикской оппозицией, которая состояла из членов ТЭО ПИВ, после чего обстановка в Таджикистане нормализовалась.

    Несмотря на все старания и трудности в подписании вышеуказанного соглашения и установлении мира, ТЭО ПИВ под патронажем своих восточных хозяев в сентябре 2015 года путем попытки вооруженного государственного переворота пыталась дестабилизировать обстановку в Таджикистане.

    Как говорится в пословице «сколько волка не корми, все равно он в лес смотрит». Трагический опыт, полученный народом Таджикистана в страшной войне, развязанной исламистами, которые, как показывает время, никогда не отойдут от своих целей по уничтожению неугодных им людей и наций, пусть даже это будет собственный народ, должен послужить примером для всего мира.

                                                      

                                                                                      Каримова М., блогер

0

Комментарии

1 комментарий
  • Валерика В
    Валерика В20 февраля 2021 г.
    А вы никогда не задавались вопросом, почему русские в 90-х не устраивали погромов и не гнали из своих городов людей других национальностей?