Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Что на самом деле стоит за «консультациями» талибов. Иранский след афганской угрозы для Центральной Азии

  • В январе 2021 года на фоне не снижающегося уровня насилия в Афганистане со стороны талибов, последние предпринимают запланированные вояжи по различным странам, объявленные как «консультации со странами региона».

    Конечно, американцев, какая бы администрация не представляла сторону США, насторожил вояж Барадара в Иран. Тем более, что каких-либо содержательных сообщений о состоявшихся там переговорах с иранским главой МИД Джавадом Зарифом и спецпредставителем Ирана по делам Афганистана Мохаммадом Ибрахимом Тахерийаном нигде не появилось. Лишь официальный представитель МИД ИРИ Саид Хатибзаде произнес общие фразы: "На днях прошли переговоры нашего спецпредставителя по делам Афганистана с коллегами в РФ и Германии, а также со спецпредставителем в ООН. Поэтому мы хотим во время встречи в Тегеране обсудить все различные спектры и проблемы мирного процесса в Афганистане и пути достижения крепкого мира".

    О чем консультировались талибы в Пакистане в декабре 2020 года, также остается секретным. При этом, вопреки заверениям о приверженности делу внутриафганского урегулирования пакистанской стороны и талибской верхушки в Афганистане, стало известно о посещении Барадаром больницы, в которой проходят лечение раненые талибы, и тренировочных лагерей талибов, а в результате авиаударов на территории Афганистана в это же время были уничтожены инструкторы от «Аль-Каиды», обучавшие талибов минированию.

    28 января 2021 года талибская делегация во главе с заместителем главы политического офиса талибов Аббасом Станикзаем дала пресс-конференцию в Москве по результатам переговоров с российским представителем по Афганистану З. Кабуловым. Станикзай заявил, что между «Талибаном» и США действует контактная группа, которая находится на постоянной связи для обсуждения оперативных вопросов, и что у американской переговорной команды до сих пор не было замечаний по поводу выполнения обязательств со стороны талибов и что даже «с тех пор, как мы подписали соглашение с американской стороной, проявлений агрессии с нашей стороны не было».

    Это явно не соответствует ни текущей, ни прошлогодней действительности, как в плане выполнения соглашения, так и в плане «агрессии». В 2020 году на территории Афганистана фиксировалось до 20 тысяч актов вооруженных нападений и в 2021 году уровень насилия не спадает. Также не соответствует действительности утверждение об отсутствии замечаний по поводу выполнения талибами обязательств. Даже группа экспертов, сформированная по инициативе Конгресса США, призвала новую американскую администрацию замедлить процесс вывода войск из Афганистана, то есть речь идет о пересмотре дохинского соглашения.

    Впрочем, о содержательных аспектах «консультаций» также нет информации. Но в Москве талибы впервые открыто заговорили о необходимости формирования переходной администрации, хотя до сих пор они избегали этого вопроса в публичных выступлениях. Как сказал Станикзай, «единственным препятствием на пути к миру является президент ИРА Ашраф Гани... если Гани уйдет в отставку, то «Талибан» начнет сотрудничать с новой администрацией...». По его словам, сейчас «ведутся переговоры о прекращении правления Ашрафа Гани и создании нового исламского правительства».

    Скорее всего все эти заявления – попытка давления на США, так как за несколько дней до этого госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что ему необходимо «внимательно изучить» соглашение — а точнее, секретные приложения к этому соглашению. В Афганистане бывший кандидат в президенты Ахмад Вали Масуд, выступая перед экспертами, подтвердил, что талибы и США действительно подписали секретные приложения объемом в 900 страниц, о содержании которых ничего не известно ни Ашрафу Гани, ни Абдулле Абдулле.

    Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби подтвердил, что «Талибан» не выполняет условий Соглашения по сокращению насилия и сокращению связей с «Аль-Каидой», а президент США Дж. Байден, обещавший 1 февраля представить свою концепцию дальнейшей политики в Афганистане, до сих пор этого не сделал.

    Таким образом, визиты делегаций «Талибана» в Москву и параллельно в Тегеран талибы предприняли на фоне сообщений о возможном пересмотре их Соглашения с США. В планах «Талибана» — опять поездка в Исламабад, а также в Пекин.

    Учитывая, что внутренние эксперты в Афганистане уже неоднократно озвучили тезис, о том, что талибы весной предпримут вооруженный захват власти. Сопоставляя визиты в Иран, где талибы ведут также секретные переговоры, с тем, что несколько месяцев назад Иран озвучивал предложение Ашрафу Гани ввести подразделения КСИР, а именно боевые подразделения «Фатимиюн» якобы для помощи афганским вооруженным силам, а Гани на это ответил отказом, имеются все основания предполагать, что аналогичное предложение теперь получили талибы и повторный визит делегации Талибана в Тегеран связан именно с этой «поддержкой».

    Стало быть, в ИРИ сделали ставку на талибов с целью обеспечить свое присутствие на территории ИРА. Здесь антиамериканский вектор ИРИ и талибов совпадает. Но именно он является в ситуации возможного пересмотра со стороны США Дохинского Соглашения, возможности или сроков окончательного (как требуют талибы) вывода войск НАТО, высоко конфликтогенным фактором.

    Таким образом, спираль афганского движения по пути к национальному миру внутри страны еще сильнее закручивается в противоположную сторону. А весна, когда уровень боевой активности возрастет – не за горами. И администрация А. Гани становится основным заложником всех внутренних и внешних противоречий, готовых разразиться конфликтным потенциалом в любой момент в любом направлении.

    И хотя глава политического офиса движения «Талибан» в Дохе Мулла Абдул Гани Барадар в сентябре прошлого года заявил: «В будущем мы не допустим возникновения угрозы и опасности со стороны Афганистана Узбекистану или другим странам Центральной Азии» в ответ на миротворческую активность Ташкента в афганском урегулировании, а также учитывая, что Узбекистан имеет в Центральной Азии сильнейшую в регионе 50-тысячную профессиональную армию, а в новой Оборонительной  доктрине РУз закреплено, что в случае нападения на Узбекистан или его союзников, армия РУз будет вести военные действия на своей территории и за ее пределами до полного разгрома нападавших,  риски и  угрозы в случае эскалации афганского противостояния, перерастающего в масштабные боевые действия, для стран Центральной Азии возрастают.

    Если Узбекистан имеет короткую границу с одной из афганских провинций, то Таджикистан граничит с тремя северными афганскими провинциями, а Туркменистан – с четырьмя. И принимая во внимание, что параллельно с афганскими талибами на этой же территории в какой-то координации находятся талибы–этнические таджики и узбеки, неоднократно заявляющие об агрессивных планах перенести боевые действия через границу, а также боевое крыло террористическо-экстремистской организации «Партия исламского возрождения» - отряды «Ансоруллох», созданные при участии ИРИ, становится понятной степень опасности, какую несут нынешние вояжи талибов и их «консультации».

     

     

    Нодир Асадов

     

0