Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

«Барзу, иногда лучше жевать, чем говорить»

  • В социальных сетях и некоторых сайтах на днях были опубликованы слова известного театрального деятеля и режиссера Барзу Абдураззакова. Как режиссер Барзу давно считается признанным талантом. Его постановки всегда интересны и занимательны, за что были номинированы на различных фестивалях и конкурсах. Поэтому он всегда пользовался вниманием со стороны журналистов. Правда помимо творческой стороны жизни, режиссеру не раз предлагали высказаться об общественной или политической жизни страны.  

    В интервью журналистам Барзу всегда высказывался в непримиримой и обвинительной форме как в адрес государственных чиновников, так и руководства страны. Критиковать не возбраняется, и что-то даже было достойно внимания. Но одно дело, когда его слова в логичной и понятной форме излагают журналисты, другое, когда он сам решил взяться за перо. Вот тут и выясняется, насколько сильно журналисты дорабатывали слова режиссера, поскольку его самостоятельная письменная работа далека от журналистского материала и вообще по содержательности и правильному построению не соответствует общепринятым правилам изложения мнения или мыслей.

    Жанр написанного, мягко говоря, не понятен. Чего хотел этим добиться тоже. По существу, это просто набор двух-трех десятков предложений, которые в своем большинстве начинаются со слов «основы безопасности/страны/государства…», адресованных неизвестно кому и неизвестно зачем.

    Набор слов, составленный в предложения где-то сумбурен, а где-то откровенно алогичен. К примеру, «основы безопасности подрывают те, кто в течении 30 лет обескровили страну грабежами». Уважаемый Барзу, к вашему сведению независимости Таджикистана 28 лет. О каких 30 годах речь? Это, во-первых. А во-вторых, все 28 последних лет мы являемся свидетелями того, что государство только и делало, что укрепляло основы безопасности сперва вовлеченное в братоубийственную войну (которую погасить удалось лишь путем огромных потерь), а потом защищая страну от разного рода посягательств внутри и извне от бандитов типа Махмуда Худойбердыева, Рахмона-Гитлера, Мулло Абдулло, Али Бедаки и других отморозков. И судя по разросшимся террористическим организациям в мире и ситуации в неспокойном соседнем Афганистане, защищать страну придется еще очень долго. Или вам, Барзу, больше импонировало то время, когда сотни тысяч беженцев были вынуждены бежать в Афганистан, а по улицам городов и районов разъезжали небритые боевики с автоматами на перевес? Когда из-за нестабильности и опасения за жизнь из страны уехали лучшие умы? Напомню вам, что именно тогда, а не сейчас любой гражданин мог подвергнуться грабежу, насилию или смерти? Итог жертв идет по разным оценкам от нескольких десятков тысяч, до двухсот тысяч людей. И считать жертвы приходится по сей день. Это недавние жертвы нападения на туристов в жизнь Дангаре и нападения на погранзаставу на границе с Узбекистаном. 

    Или вот еще одно предложение Б.Абдуразакова: «Основы безопасности подорвали те, кто превратили цветущую страну в рассадник криминала и тотальной коррупции». Барзу, вы о Таджикистане? Вы помните, как выглядела страна на момент обретения независимости? Такое чувство, что вас тогда здесь не было, и вы не видели всех ужасов 90-х. Я лично помню митинги бородатых на центральных площадях, лязг гусениц танков на улицах моего родного Душанбе, громыхание выстрелов средь бела дня в центре столицы, автоматные перестрелки, нехватка хлеба, отсутствие транспорта и надежды, что это безумие закончится. Один за другим останавливались заводы и фабрики, разваливались колхозы, оставались неубранными урожаи, разрытые траншеи на хлопковых и пшеничных полях, многочисленные блок-посты. Будни казались одинаково серыми и холодными. Казалось, что половина страны вооружилась и переоделась в камуфляж, который до этого мы видели только в кинофильмах. Если вы это время называете «цветущим», то я уверен, что население всего Таджикистана по-другому это себе представляло.

    А вот это утверждение, не выдерживает никакой критики: «Основы страны подорвали те, кто уничтожил культуру, медицину, науку, экономику и сельское хозяйство». Сейчас весь мир отмечает возрождение таджикской культуры. Проводятся различные мероприятия, которые призваны показать историческое наследие таджикско-персидского творчества в литературе, искусстве, науке, национальных орнаментах, одежде, посуде, ремеслах и т.д. Разве был такой размах подъёма самопознания таджикского народа во времена СССР? И по-вашему, Барзу, это считается уничтожением культуры?

    Да, у нас в стране не все в порядке с экономикой, медициной и сельским хозяйством и т.д. – никто этого не отрицает. Но во всех этих направлениях ведется кропотливая работа. Конечно, допускались и допускаются ошибки – а у кого их нет? Однако, абсурдно считать это целенаправленным уничтожением того, что является основой государства? Посудите сами, легко ли отстроить все заново после событий 90-х, после коллапса экономики, разрыва межгосударственных связей, колоссального урона народному хозяйству, потере людских ресурсов, в условиях транспортного и географического тупика? Если у вас, Барзу, был или есть план/программа быстрого возрождения страны, то почему вы не говорили о них в своих многочисленных интервью? Всем было бы интересно узнать, и, если они действительно были достойны внимания, наверняка вам лично бы доверили реализовать эти планы в том или ином направлении, хотя бы в рамках какого-то одного ведомства.

    Никто не отрицает, что серьезные проблемы у страны есть и их нужно решать. Но набором пустых слов эти проблемы не решить. Увы, одними обвинениями, критикой, сумбуром и эмоциями делу не поможешь. Страна третий десяток лет живет и развивается в условиях и под влиянием различных кризисов как внутри страны, так и извне. Вспомните, мы только-только стали отходить от последствий гражданского противостояния, как были подвержены экономическим кризисам 1998, 2008-09, 2014-15 годов. А сколько было нападений со стороны различных террористических и бандитских групп? А сколько ресурсов у страны уходят на защиту таджикско-афганской границы, откуда все время ожидается террористическая угроза и угроза наркотической экспансии?

    И вот сейчас в мире начался новый кризис, связанный с пандемией короновируса, который нам вряд ли удастся избежать. Страна замерла в ожидании неминуемых людских, моральных и экономических потерь, которым уже подвергнуты абсолютное большинство стран нашей планеты. И бороться с новой угрозой и кризисом, как и прежде, придется в основном своими силами, потому что на сегодняшний день ждать существенной помощи от других стран, которые сами оказались под грузом борьбы с новой чумой 21 века не приходится. В стране готовятся больницы и медперсонал, ожидается, что будет острая нехватка в медпомощи, медикаментов и медоборудования. И мы знаем, что это не вина правительства, поскольку с такими же проблемами уже столкнулись могущественные и развитые державы, которые даже сами вынуждены были просить помощи у других. Теперь представьте каково придется нам?

    Поэтому, Барзу, нашей стране сейчас важно выстоять в борьбе с COVID-19 и не сломаться. И здесь важна любая помощь граждан и соотечественников в стране и за рубежом в противостоянии беде. Хотя бы моральная. А, извините, ваши эмоционально-сумбурные опусы, сегодня могут вызывать лишь раздражение у простых граждан, переживающих за здоровье своих родных и близких.

    Если вам, Барзу, находясь в изоляции в Казахстане больше нечем заняться, как писать такого рода «творения», то как говорилось в когда-то очень популярной рекламе: «Иногда лучше жевать, чем говорить». Заедайте свое вынужденное изолирование, почитайте книжки и отдыхайте.

    Удачи вам, Барзу, и творческих успехов на сцене. Они для нас, как для зрителей, важнее, чем ваши потуги в революционно-разрушительной деятельности, которую вы пытаетесь вести не ко времени и не к месту.

     

    Шутиев Шутибой, старший научный сотрудник НАН РТ 

     

1