Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Праздник, который всегда с тобой

  • Он прочен, мой азийский дом,

    И беспокоиться не надо…

    Ещё приду. Цвети ограда,

    Будь полон, чистый водоём.

    (Анна Ахматова).

     

    В эти светлые дни, несмотря на бушующую в мире эпидемию коронавируса, народы Центральной Азии с воодушевлением и радостью  встретили весеннее равноденствие, пробуждение природы  – древний Навруз (Новый день). Хотя в этом году, может быть, не так массово и широко как обычно, как требуют медицинские и санитарные нормы, диктуют правила гигиены.

    За многие десятилетия празднование Навруза стало для таджикистанцев народным и долгожданным.  В эти дни природа и люди прощаются с зимой.

    Несколько тысяч лет тому назад этот праздник уже имел мировую славу. Провозглашение Генеральной ассамблеей ООН Навруза в качестве международного праздника является знаком уважения национальных ценностей, результатом большого стремления Таджикистана и других стран, празднующих Навруз, к свету и обновлению.  Этот день является традиционным для арийских народов и многочисленных национальностей различных регионов мира. Навруз символизирует дружбу, братство, единство, сплоченность, мир, стабильность, прощение грехов, очищение души от обид и ненависти, означает начало весны и посевных работ, олицетворяет наступление нового солнечного года и процветание.

    Накануне жители проводят субботники,  сажают деревья, делают праздничные покупки, проращивают пшеницу и варят суманак. Женщины шьют новые национальные наряды из яркого атласа и адраса, пекут кулинарные изделия,  готовятся к конкурсу «Маликаи Навруз», фестивалю народной культуры и ремёсел. В эти дни проходят многочисленные торжества, организуются кулинарные выставки.  Обычно для участия в праздничных представлениях приглашаются представители правительства, парламента, трудовых коллективов. Хотя участие в нынешнем Наврузе иностранных гостей было ограничено по известным причинам. На различных площадках и в парках республики проходят концерты мастеров искусств, спортивные соревнования, народные гуляния, организуется фейерверк. Жители навещают родных и близких, принимают дома гостей. Праздники в республике объявлены выходными днями.  

    Сегодня, когда отовсюду льётся музыка, слышны звуки корная и дойры, уместно привести строки учёных-ориенталистов, исследовавших жизнь наших предков, их традиции и обычаи. По их мнению, лучше всего мир состояний и утонченных чувствований таджиков выражен в народной и классической музыке, в каноническом шашмакоме — то есть, в огромном цикле произведений, который сродни по своему культурологическому значению европейско-русской симфонии. Музыка шашмакома, вобравшая в себя звуковой мир полиэтнической и многокультурной истории таджиков, охватывает весь спектр эмоционально-психологических состояний и философских раздумий. Как считают учёные, культура таджикского народа, как древнейшая часть истории Востока, формировалась тысячелетиями. Она консервативна и «устремлена к возрождению консерватизма как своей защитной функции». Но консерватизм этот многосложный, не имеющий ничего общего с примитивом.

    Политический ландшафт часто меняется. Иногда по несколько раз в течение одного столетия, как это случилось в ХХ веке. И каждый раз начинается пересмотр культурной картины, её корректировка, упрощение и адаптация к изменившимся политическим и национальным условиям и требованиям. Хорошо, когда страной управляют мудрые и высококультурные люди, градоначальники, стремящиеся сохранить обычаи и традиции предков. С концертных площадок Таджикистана свободно звучит классическая, народная и современная музыка —  на таджикском, узбекском, русском, английском языках. «Что же касается танцев и слушания музыки, то без этих видов развлечения восточная жизнь просто немыслима. Можно сказать так, имея в виду историческое прошлое: как только замолкал муэдзин, призывавший к намазу, начинал петь хафиз-певец».

    По свидетельству учёных, раньше массовые очаги слушания музыки также были связаны с общенародными праздниками, например, Наврузом, с религиозными событиями, с различного рода развлечениями и народными гуляниями (тамоша), со свадебными мероприятиями (базм, той). В дни праздников музыка объединяла горожан, и у простых жителей появлялась возможность не только посмотреть массовые театрализованные представления с музыкой (среднеазиатские разновидности кукольных театров, выступления циркачей, клоунада, многое другое), но и услышать исполнение больших мастеров — певцов и музыкантов. В особенности это практиковалось в дни Навруза и Рамазана, когда в центральных районах городов устраивались так называемые “ночные базары” — “бозори шаб”, где музыка звучала от заката и до рассвета.

    По замечанию востоковедов, склонность таджиков к наслаждению радостями жизни, яркости красок и выражению чувств (в музыке, поэзии, фольклоре, одежде, вышивке и других художественных ремёслах) - особенная. Но основным ядром всех таджикских праздников, в том числе Навруза, является духовное единение - душевное общение людей. Оно-то и ценится превыше всего.

    В наши дни улицы городов также полны нарядно одетых жителей. В прошлом году в Душанбе впервые прошёл красочный карнавал, в котором участвовали более 24 тысяч человек. Как и в древние времена, здесь был представлен «разноликий и неугомонный ремесленный люд городов, среди которого были и представители артистической богемы — музыканты, певцы, танцоры, кукольники…».

    Однако сегодня, по медицинским показаниям подобные  массовые мероприятия нецелесообразны из-за возможности распространения вируса. Но торжественные мероприятия всё-таки были проведены в Согдийской области РТ.  Мы твёрдо убеждены, что уже в будущем году всеми любимый Навруз будет отмечаться также массово и широко, как и ранее, во всех регионах нашей любимой страны.    

0