Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Кто нагнетает конфликт на таджикско-кыргызской границе?

  • Бряцаньем оружия не заглушить голос разума. Ещё пять лет назад, в 2014 году, практически одновременно  Министр обороны РФ генерал армии С.Шойгу обещал оснастить армию Кыргызстана современным российским вооружением, а Генеральный секретарь ОДКБ Н.Бордюжа пообещал Таджикистану в ближайшее время выделить все необходимые средства, чтобы таджикские пограничники значительно усилили охрану границ. С.Шойгу и Н.Бордюжа объясняли военную поддержку предстоящим выводом коалиционных сил НАТО из Афганистана: «Чтобы максимально обеспечить безопасность наших коллег, наших партнеров по ОДКБ». Из Москвы дали понять, что Россия не станет вмешиваться в приграничный конфликт между своими союзниками. ОДКБ оградила своих членов от внешних угроз. Но как быть со внутренними?

    С тех пор таджикская сторона неоднократно инициативно предлагала ускорить делимитацию и демаркацию спорных территорий. Однако кыргызские чиновники, не объясняя чётко своего промедления, не спешат идти навстречу соседям в этом жизненно важном вопросе. Хотя КР аналогичные пограничные проблемы с Узбекистаном и Казахстаном уладила.

    Создаётся впечатление, что отдельные высокопоставленные чиновники Кыргызстана являются «главнокомандующими» марионетками в руках умелых кукловодов, действует как политические манипуляторы, выстраивающие многоходовые ловушки, последовательно лоббируют позиции внешних сил, заинтересованных в дестабилизации обстановки в регионе и ослаблении Таджикистана как форпоста на пути продвижения террористической и наркоугрозы. Что, кстати, необходимо в первую очередь учитывать союзникам по СНГ, ШОС и ОДКБ.  

    За содействие зарубежным «друзьям» в организации приграничных провокаций с целью внести напряжённость между Таджикистаном и Кыргызстаном  это лобби  имеет большую часть от многомиллионных грантов Евросоюза и международных организаций, выделенных на строительство автодорог в  приграничных районах КР, в т.ч. дороги Кокташ-Ак-Сай-Тамдык.

    Когда бытовые приграничные споры доходят до конфликта кыргызские пограничники сразу же хватаются за оружие и палят по чём зря.  Однако самих кыргызов возмутил анекдотичный, но вопиющий факт того, что пока солдаты играли в футбол, в приграничном селе Аксы на охранных вышках установили манекенов в военной форме. Народ сделал правильный вывод что, судя по тому, что границу предоставили охранять манекенам, от их генералов  толку  не будет.

    Несколько лет назад кыргызстанцев также испугали прямые призывы бывшего губернатора Баткена М.Айбалаева: «Приграничный вопрос решит сам народ. Надо дать оружие народу. Если у вас (руководства) самих не хватает ума, вы не в состоянии сделать, тогда дайте оружие в руки народа, пусть он сам решит». Эту позицию с массовым вооружением, поддержал тогдашний глава правительства (Т.Мамытов): «Не останьтесь равнодушными к словам Мамата Айбалаева, граница - это судьба народа, государства». Если сам глава правительства призывал свой народ к вооружённому международному конфликту, то о какой положительной роли от   участия в мирных международных переговорах таких нерадивых чиновников может идти речь?

    Ранее вице-премьер КР был против насильственных мер: «спорные земли не следует чрезмерно политизировать, бегать с дубинкой, скандалить и конфликтовать, а можно решить с помощью народной дипломатии». Дипломатией с оружием в руках? Надеясь заработать авторитет, отдельные чиновники при власти разыгрывают «национально-патриотическую» карту. Сегодня ещё и военную. Для них  не суть важно, что откровенно провокационные заявления могут привести к ещё большему осложнению на границе. Но рядовое кыргызское население, по сравнению с кыргызскими чиновниками,  прозорливо, думает о государстве, соседях и народе.  Они уже поняли, что их высокопоставленные руководители, чтобы «показать в своей работе результаты, радующие народ …. ходят туда-сюда для сколачивания денег». Тенденция того, что  хлебные должности в КР даются не только за профессиональные качества известна всем.

    В Жогорку Кенеше полно депутатов-генералов, за которых поручились ещё более высокие чины. Их должностные места «намазаны мёдом».  Депутаты получают более 25 тысяч сомов, в то время  когда старики не могут получить вовремя пенсию в 2 500 сомов.

    Существует общее мнение: «Нужно убрать должность вице-премьера по силовым структурам, а высвободившиеся средства направить на пограничные заставы в Баткене. Будет больше результатов».

    Что касается «воинственного настроя» гражданских кыргызов и таджиков, то они стали  заложниками  кыргызских политических игр в одни ворота (закрытие КПП, задержания в аэропорту, блокада автодорог и пр.).  В первую очередь жертвами становятся обычные граждане обеих стран, занятые приграничной торговлей или земледелием, предприниматели, водители. Экономические потери несут, прежде всего,  южные регионы Кыргызстана. Также, конфликты не проходят бесследно для некоторых приграничных районов Таджикистана.

    Упёртость кыргызских высоких чиновников относительно спорных территорий именно с Республикой Таджикистан трудно объяснима. Подобные конфликты ими были ранее разрешены с Китаем и Казахстаном. Позже с Узбекистаном. Тем более, нерешённые земли небогаты полезными ископаемыми, а Таджикистан намерен получить всего 4,2 км дороги по общим территориям против 27 км, которые требует Кыргызстан.

0