Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Не экспертное мнение из клуба «Пикир»

  • На сайте «Евразия.Эксперт» опубликовано интервью некоего политолога, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» (Кыргызстан) Игорь Шестакова, где он «раскрывает» проблемы  сложившиеся в приграничных районах Таджикистана и Кыргызстана. По словам псевдо эксперта И.Шестакова «История конфликтов между Кыргызстаном и Таджикистаном в приграничных районах тянется еще с советских времен. Когда я бывал на юге страны, мне не раз приходилось слышать, что еще во времена СССР возникали противостояния между жителями соседних сел. Особенно они обострялись в сезон посевных кампаний – прежде всего, из-за поливной воды». Проблема поливной воды, возникает ни только у таджиков и кыргызов, также и туркменов и узбеков. Еще как раз таки в советские времена данная проблема была решена. После этого, И.Шестаков отмечает, что «эти приграничные территории находятся на пути наркотрафика из Афганистана. В обратную сторону, из Кыргызстана в Таджикистан, идет контрабанда ГСМ. И по сути дела, эти конфликты выгодны, прежде всего, самим контрабандистам. Пока пограничные службы отвлекаются на тушение этих «пожаров», наркодельцы перебрасывают наркотики». Господин И.Шистаков о каких наркотиках вы говорите и тем более контрабанды ГСМ. Когда, возникают, как говорите «пожары» на границе, в этот момент пограничники и переходят на усиленный режим несения службы и даже такой  не осведомлённый человек как вы, не сможет пройти незаметно.  Думаю как эксперт из «Пикира» вы никудышный и ситуацией не владеете.  

        Конфликты между жителями приграничных сел Кук-Тош, Ак-Сай Баткенского района Кыргызстана и Сомониён, Ворух Исфаринского района Таджикистана происходят на бытовой почве, иногда выливающиеся в массовое столкновение и забрасывание друг друга камнями. Но, благодаря своевременно принятым органами государственной власти Таджикистана и Кыргызстана мерам инциденты удаётся локализовать, после чего проводятся разъяснительные работы с населением. В этом плане следует позитивно оценить оперативное реагирование компетентных структур обоих государств на произошедшее, недопущение ими провокационных попыток политизации и разрастания конфликтов.

     Вместе с тем, изучение причин столкновения и предшествовавших им событий свидетельствует о пока еще недостаточно эффективной профилактической работе в приграничных населенных пунктах, отсутствии действенных совместных механизмов предупреждения и пресечения противоправных проявлений со стороны отдельных несознательных граждан, возможно, провоцируемых внешними силами.

    Среагируй своевременно органы власти на самоуправство нескольких кыргызских или таджикских сельчан, урегулируй сразу имеющиеся разногласия по поводу расширения дороги или другой проблемы до камней дело бы не дошло. И хотя возвратить все обратно сейчас уже невозможно, но вот извлечь из случившегося уроки необходимо.    

    Прежде всего, следует исходить из исторически тесных родственных отношений таджикского и кыргызского народов, взаимосвязи национальных интересов двух наших государств, что должно быть краеугольным камнем проводимой среди населения приграничных районов разъяснительно-идеологической работы. В приграничье должна быть создана атмосфера добрососедства и взаимного доверия на уровне простых сельчан, что традиционно свойственно таджикско-кыргызским отношениям.

    Как пишет таджикский эксперт Абдугани Абассов, «…богатые гидроэнергетическими ресурсами Кыргызстан и Таджикистан, имеющие общего стратегического союзника, совпадающие позиции по основным региональным и международным проблемам, находящиеся примерно в одинаковом геополитическом измерении, обладающие огромным опытом и потенциалом развития культурно-гуманитарных, социально-экономических и военно-политических двусторонних связей, должны осознавать, что друг без друга им будет намного сложнее решать свои национальные задачи. Только сотрудничество наших стран может выступать совместной гарантией реализации национальных интересов каждой из них.

    Так решила Судьба, объединившая таджикский и кыргызский народы кровнородственными связями, расположившая нас рядом друг с другом, давшая нам только те богатства, которыми мы сможем воспользоваться лишь помогая  друг другу, только при условии дружбы и согласия между нами. И нарушать это предначертание никому не позволительно.

    По такому принципу в мире и согласии, прошла встреча двух президентов Эмомали Рахмона и Сооронбоя Жеенбеков в преграничных районах Таджикистана и Кыргыстана.  

    Конечно, провокаторов всегда в мире предостаточно, как среди политиков, так и среди простых людей. Но для нейтрализации их тлетворного влияния и есть такой институт как государство.

    Сама государственная система должна быть гарантией принятия взвешеных политических решений. Необходимо …выработать согласованные решения по конфликтным вопросам водо- и землепользования в приграничных сообществах и придать им общеобязательных характер, в т.ч. в форме утвержденного компетентными органами обеих сторон режима водо- и землепользования (графика полива, порядка пользования пастбищами и т.д.), исполнение которого обеспечивать путем беспристрастной деятельности совместных комиссий из числа полномочных представителей заинтересованных структур Таджикистана и Кыргызстана. Жестко пресекать факты самоуправства и нарушения согласованного сторонами режима со стороны местных жителей, независимо от их этнической принадлежности. В целом, решение спорных вопросов должно быть непременно выведено из сферы влияния населения и осуществляться исключительно посредством переговоров и согласования постоянно действующими полномочными совместными комиссиями, которые требуется создать в кратчайший срок.

    Учитывая, что многие конфликты происходят просто из-за бедности и безысходности местных жителей, в числе мер по стабилизации ситуации в приграничных районах ключевое значение имеет разработка Таджикистаном и Кыргызстаном совместных планов по их социально-экономическому развитию, в т.ч. созданию альтернативных источников доходов для населения, помимо сельского хозяйства (например, строительство совместных перерабатывающих производств, консервных заводов, заводов по производству стройматериалов и др.)».

    К сказанному можно лишь добавить, что то, какими будут в дальнейшем отношения жителей приграничных сел Таджикистана и Кыргызстана, во многом зависит от политической воли и последовательных действий компетентных органов власти, проводящих в настоящее время расследование последних инцидентов. Все его участники должны, наконец, понять, что самоуправство, тем более с применением огнестрельного оружия, является уголовно наказуемым деянием и абсолютно бесперспективной затеей, а возникающие разногласия нужно решать в установленном законом порядке. Только тогда в приграничной полосе добрых соседей, как и прежде, воцарятся мир и взаимопонимание.

     

    Сармат Салтанаев, житель села Ак-Сай

0