Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

«Свобода, свобода – так много, так мало. Ты нам рассказала, какого мы рода». (к 10-летию Закона Республики Таджикистан «О свободе совести

  • С упёртой регулярностью Госдеп США обвиняет Таджикистан, наряду с множеством других стран, в несоблюдении религиозных свобод. Комиссия США по международным религиозным свободам (USCIRF) в своем отчёте о религиозной свободе относит  РТ  к государствам, «вызывающим особое беспокойство»  и заслуживающим  «пристального наблюдения».

    Госдеп США давно пристально следит за соблюдением свободы совести и вероисповедания в постсоветских странах, особенно в центрально-азиатских республиках.  Но вопреки его ожиданиям, несмотря на советские традиции «воинствующего атеизма», в большинстве стран СНГ эти свободы соблюдаются, гарантированы Конституцией и законами.

    Уж чего-чего, а религиозной свободы в Таджикистане вплоть до недавнего времени было предостаточно – хоть отбавляй! Её было так много, что разрешённая до поры до времени Партия исламского возрождения под флагом ислама активно исповедовала и пропагандировала идеи терроризма и экстремизма, что привело к вооружённой попытке государственного переворота с целью свергнуть светское правительство и конституционный строй. 

    Статья 17 Конституции РТ гарантирует права и свободы каждого, независимо от его вероисповедания, статья 26 также гласит, что «каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов,  ритуалов и обрядов».

    В Таджикистане действует порядка 4 тысяч мечетей, около 20 религиозных учебных заведений. В республике существует практика  обучения основам религии,  функционирует Исламский университет. Здесь созданы необходимые условия, гарантируемые  законами, для динамичного развития проживающих в республике наций и народностей, с учётом особенностей их культуры, языка и религии.

             В своё время более 1,4 тыс. молодых таджикистанцев обучались в религиозных высших учебных заведениях за рубежом, где, как показали последние военные события на Ближнем Востоке, обучают не только богословию, но и дают боевую диверсионно-террористическую подготовку.

    Запрет властей на ношение хиджабов в госучреждениях и общественных местах, призывы и рекомендации обратиться к национальным традициям одежды вызвали не только  широкую поддержку населения, но и спекуляции на этой теме. Вопреки национальным традициям и здравому смыслу, отдельные «истинные приверженцы ислама»,  обзаводятся несколькими жёнами одновременно, не заботясь об их материальном содержании и моральной поддержке. Ранее они давали детям арабские имена, а также имена, по их мнению, ассоциируемые с исламом.  Сегодня такая практика запрещена законом.        

    Таджикистан, вопреки вражьим намерениям зарубежных недоброжелателей и их пособников из числа местных граждан, создал действенный механизм, ни в коей мере не нарушающий прав и свобод граждан, по предотвращению и защите от радикализации, которая неизбежно приводит к терроризму и экстремизму. Пример тому - ныне запрещённая террористическо-экстремистская организация Партия исламского возрождения (ТЭО ПИВ), легально действовавшая в стране на протяжении около трёх десятилетий.

    Основным нормативным актом, регламентирующим действия религиозных организаций на территории Республики Таджикистан, является Закон  Республики Таджикистан  «О  свободе  совести  и  религиозных  объединениях», приятый Парламентом республики в марте 2009 года, который возник не на пустом месте. В его обсуждении, а также уже изданного закона «О регулировании обычаев, праздников и церемоний в  Республике Таджикистан» участвовали учёные, преподаватели, активисты гражданского общества, международные эксперты в области религии  и права.

    Были учтены все факторы: во-первых, население республики, абсолютное большинство которого составляют мусульмане, является крайне религиозным и выполняет большинство требований ислама или, во всяком случае, старается наладить свою жизнь в рамках религиозных предписаний. Поэтому иметь светского государственного лидера в лице государственных деятелей и религиозного лидера в лице деятелей религии для религиозного населения почти равнозначно двоевластию, что в современности недопустимо.

    Во-вторых, религиозные праздники ислама, которые являются одним из основных видов проявления сути этой религии и основой народных обрядов, признаны на официальном уровне, в рамках действующих законов.

    В-третьих, государственные деятели всех рангов, в своих действиях никогда не показывают свою отдалённость от ислама и т.д.

    Принятию закона предшествовали активные обсуждения  законопроекта в СМИ и среди общественности страны.  Большинство жителей увидели за попыткой правительства ужесточить контроль над религиозной жизнью граждан стремление ограничить влияние радикального ислама, нередко провоцирующего массовые беспорядки и практикующего терроризм, как крайнюю меру противостоянию светскому строю. Данный закон не нарушает, не ущемляет интересы и религиозные свободы законопослушных граждан любой мирной конфессии, а обеспечивает их безопасность и покой. В результате «лимит» действующих мечетей не пострадал –  закрыты только незаконные, не имеющие государственной регистрации. При этом стояла задача, урегулировать подобные отношения таким образом, чтобы «они не противоречили Конституции республики с одной стороны, и Корану – с другой». Что и было успешно сделано.

    Парламент Таджикистана принял закон «О свободе совести и  религиозных организациях», где закреплено, что официальным исламским течением  в республике признан ханафизм, основателем которого является этнический таджик  имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит, живший в XIV веке нашей эры. В Таджикистане большинство мусульманского населения придерживается ханафитского  течения, «столпами которого, признаны мир и спокойствие,  безопасность общества, покой и благополучие народа».  

    Действующий закон о религии разработан с учётом новых сложившихся геополитических реалий в обществе и при активном участии международных экспертов в области религии и права. С учётом того, что Таджикистан является правовым светским демократическим государством, и каждый его гражданин имеет полную свободу выбора.  Эта страна, наученная горьким опытом гражданской войны,  уверенно движется в правильном направлении в вопросах, касающихся отношения светской власти к религии. В обществе есть сторонники укрепления ислама и их оппоненты, но и те, и другие признают, что сегодня для радикального ислама в Таджикистане нет места. 

          Современный Таджикистан представляет собой открытое государство и общество. В республике, как бы её не критиковали, существуют политическая стабильность, свобода слова и религии, плюрализм мнений, экономическая политика «открытых дверей».  Республика Таджикистан - пример тому, что в демократическом, базирующемся на рыночной экономике обществе ислам как созидательная религия может не только существовать, но и успешно развиваться. Если, конечно, традиционная вера не извращается внешними силами и не принимает уродливые формы терроризма и экстремизма.

           

2