Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Афганский фактор или Центральная Азия на пороге перемен

  • На протяжении длительного времени эксперты, представители спецслужб и профильных антитеррористических международных организаций акцентировали внимание на планах использования Афганистана в качестве плацдарма для распространения экспансии терроризма в Центральную Азию, СУАР Китая, Россию и другие страны СНГ.

    Еще в конце 2015 года российский эксперт Григорий Стронцев отмечал, что «как показали события 2014-2015 годов, сценарий исламской революции для Центральной Азии находится на стадии завершения: в афганские приграничные провинции стянуты вооруженные формирования «Исламского государства» и других международных террористических организаций, из зоны племен Пакистана перебазированы подразделения прирученных западными спецслужбами пакистанских талибов, на Ближнем Востоке в составе «ИГ» прошли «обкатку» боевые отряды, состоящие исключительно из уроженцев центральноазиатских республик, местные исламистские лидеры получили соответствующие указания и ожидают условного сигнала.

    Досадную помеху в эту продуманную стратегию внес срыв правоохранительными органами Таджикистана в начале сентября 2015 года подготовленной Партией исламского возрождения масштабной террористической акции, которая, по замыслу заокеанских режиссеров, в случае успеха должна была открыть афганские горные ворота для наплыва в регион боевиков сконцентрированных на границе террористических организаций.

    Всерьез забеспокоиться о состоянии «религиозных прав и свобод» в Центральной Азии, западных политиков побудило начало Россией по просьбе сирийского правительства боевых операций по ликвидации вскормленных Западом террористических формирований «Исламского государства», а также активная позиция России и Китая в отношении скопления в приграничных афганских районах вооруженных отрядов международных террористических организаций, открыто заявляющих о своей готовности совершить джихад в Центральную Азию…

    Сегодня страны Центральной Азии находятся в обстановке возможного начала глобальной террористической войны. Осознание этой страшной угрозы приходит постепенно. Однако, к сожалению, выработка адекватных совместных мер противодействия ей пока еще существенно отстает по времени от тревожной динамики развития террористической ситуации в сопредельной ИРА. Такого быть не должно, ибо от этого зависит безопасность и стабильность целого региона».

    Таджикистанский эксперт Карим Довудов также указывал на то, что «прибытие отрядов «Исламского государства» из далекой Сирии в Афганистан не является ни хаотичным, ни случайным. По распространенным в СМИ данным, боевики «ИГ» обосновались в 24 из 35 афганских провинций, в провинции Нангархар они уже организовали вещание собственной радиостанции «Халифат», на границе с Таджикистаном устраивают провокационные акции с вывешиванием напротив таджикских погранзастав флагов «ИГ», на туркменской границы вступают в боестолкновения с пограничными отрядами Туркмении. На территории самих государств Центральной Азии и России предотвращены теракты, готовившиеся эмиссарами «ИГ», задержаны десятки возвратившихся из зоны сирийского конфликта боевиков «ИГ» из числа собственных граждан, давших показания о поставленной им лидерами «ИГ» задаче организовать на родине террористическое подполье. 

    Указанные тенденции вполне закономерны, ибоАфганистан рассматривается «ИГ» в качестве базы для распространения своего влияния на центрально-азиатские республики СНГ и далее Россию и Китай…

    Как будут развиваться события дальше, прогнозировать сложно. Однако, уже сейчас определенно ясно, что рассчитывать на нейтрализацию новой угрозы с афганского направления в ближайшее время или полагаться, что проблема решиться сама собой, весьма опрометчиво.

    Единственно верным решением в сложившихся условиях представляется оперативное и максимальное военно-техническое оснащение границ центральноазиатских стран с Афганистаном, а также укрепление доверия и сотрудничества правоохранительных и специальных служб государств региона в сфере борьбы с терроризмом как на двусторонней основе, так и в формате таких международных организаций как СНГ, ШОС и ОДКБ.

    Это лишь то, что необходимо было сделать еще вчера. Реальные масштабы предстоящей совместной работы по созданию надежного антитеррористического заслона на афганском направлении намного значительнее. Но начинать надо хотя бы с малого, пока тлеющий уголек террористической активности не превратился в пожар террористической войны».

    Россия также существенно укрепила военный потенциал дислоцированной в Таджикистане 201 военной базы за счет переброски туда современной военной техники и вооружений.

    Также по линии ОДКБ и на двусторонней основе оказывается содействие в повышении уровня материально-технической оснащенности пограничных сил Таджикистана. Хотя полученную до настоящего времени от партнеров помощь едва ли можно считать соответствующей характеру возникающих новых угроз. При том, что именно таджикистанским пограничникам и правоохранительным органам предстоит вести неравные бои на переднем крае с силами терроризма, закрывая собой их дальнейшие продвижение вглубь региона, проводя спецоперации по ликвидации террористических группировок.

    Ситуация с произошедшим 29 августа 2018 года у афганской границы вооруженным обстрелом тергруппой автомашины с гражданами Таджикистана и особенно обстоятельства этого инцидента дают основания рассматривать случившееся как симптом начала нового этапа террористической агрессии из Афганистана на центральноазиатском направлении.

    Как отмечается в СМИ, «агрессивные действия "Талибана", который давно не беспокоил Таджикистан подобными инцидентами на границе, связаны с изменением военно-политической обстановки внутри Афганистана. По словам директора Центра Льва Гумилева Павла Зарифуллина, афганские правительственные войска покидают отдаленные, трудно проходимые районы и концентрируются на защите крупных городов. И такая ситуация позволяет талибам укрепить позиции на приграничных территориях».

    Положение дел осложняется тем, что в приграничных афганских провинциях укрепляют позиции не только талибы, но формирования ИГИЛ значительная часть боевиков которой состоит из граждан центральноазиатских республик, а также террористическая группировка «Ансуруллох» боевое крыло ТЭО «Партия исламского возрождения». Так что, не исключено, что уже в ближайшее время с афганского направления усилится тревожный ветер террористической угрозы и Центральная Азия окажется на пороге перемен. И эти предстоящие испытания центральноазиатским странам нужно встретить сообща, единым фронтом, в атмосфере взаимоподдержки и взаимопонимания, совместно отражая террористическую агрессию и обеспечивая безопасность своих народов.

     

0