Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Михаил Поляков. Россия после кризиса: что он изменит в ней?

  • Какие экономические и социальные изменения произойдут за время карантина по поводу коронавируса?

    Эпидемия, стремительно перекраивающая мировую экономику, рушащая целые рынки сбыта, начала отражаться и на хлипком, измученном коррупцией российском хозяйстве. Уже на старте кризиса рубль ушёл в грандиозное пике, хуже качеством оказался только мексиканскому песо. Сейчас наша национальная валюта тестирует показатели в 80 рублей за доллар, однако через два-три месяца изоляции рубль может достигнуть трёхзначной отметки, и даже сильно превысить её.

    Тут же взметнутся цены. Серьёзно (на 30-70 процентов) подорожают не только предметы роскоши, автомобили и другая техника, но и продукты питания, товары первой необходимости, лекарства.

    Возможно, правительство ограничит рост цен на хлеб, соль и мыло, как было в 2014-м, но и по искусственно заниженным ценам позволить их смогут далеко не все: страна стоит перед угрозой колоссальной безработицы. По подсчётам торгово-промышленной палаты, около трёх миллионов индивидуальных предпринимателей не переживут квартального карантина, причём примерно половина из них не сможет организовать новое дело. Вместе с ними работы лишатся 8 миллионов человек.

    Правительство Мишустина фактически ничего не делает, чтобы поддержать нашу экономику. Арендные платежи, штрафы за просроченные кредиты так или иначе задушат малый бизнес, лишившийся на время коронавирусной пандемии клиентов. Непонятно, то ли расхваленный телеканалами суперэкономист Мишустин просто не понимает, что делать в этой ситуации, то ли понимает, но намеренно тянет резину. Возможно, бывшему налоговику, привыкшему лишь обкладывать предпринимателей поборами, просто претят любые послабления бизнесу. Может, и позиция Путина вносит свою лепту: он ведь заявил, что в бизнесе у нас одни жулики: так давайте этих жуликов к ногтю, не жалко! Так или иначе, на сегодня известно лишь о заморозке страховых и социальных взносов, а в нынешней ситуации это что мёртвому припарки.

    Тревогу уже бьёт общественность: опубликовано письмо известных экономистов, учёных, деятелей искусства, которые призывают по примеру ряда европейских стран отменить коммунальные платежи для граждан, ввести налоговые каникулы для бизнеса. В Кремле текст прочитали, но реакции пока – никакой.

    Безработица и инфляция могут надолго стать главными составляющими отечественной реальности: благодаря мудрому решению Сечина и Путина о выходе из ОПЕК (вероятно, два гениальных экономиста из питерской мэрии приняли его кулуарно), Россия стремительно теряет рынки сбыта, уступая их арабам. Уже сейчас Саудовская Аравия начала поставки нефти китайцам, с которыми мы традиционно имели обширные деловые связи.

    Хорошо, если после кризиса Россия излечится от одного ее недуга – бездумной любви к Путину. Но это отнюдь не означает его немедленного ухода. Наше гражданское общество пока слишком разобщено и слабо, отдельные же выступления власти легко задушат с помощью специально подготовленной для этого Росгвардии. Таким образом мы рискуем оказаться в состоянии диктатуры, когда недовольство будет активно давиться репрессиями. Хорошего в этом мало, однако пройдя этот исторический период, народ, возможно, повзрослеет и поймет, что без борьбы от власти не добьешься ничего.

    У кризиса возможны и другие последствия со знаком плюс. В частности он может внести значительные изменения в образовательную и рабочую среду. В 2007-м году в университете Чикаго провели исследование, целью которого было выяснить, как повлияет на различные предприятия переход на дистанционную работу. В итоге три из четырёх организаций, отправивших работников домой в ходе эксперимента, сохранили этот стиль работы и в дальнейшем.

    Плюсов здесь много – экономия на аренде, канцелярии, сопутствующих расходах. Возможно, и многие наши сограждане, перейдя на работу на дому, там и останутся впредь, избавившись от необходимости вставать по утрам и толкаться в утомительных пробках. Разумеется, если работу эту им вообще удастся сохранить – при нынешних экономических гениях в Кремле и правительстве ждать можно любых последствий нынешнего кризиса…

14

Комментарии

13 комментариев
  • Василий Туманов
    Василий Туманов22 марта 2020 г.+3
    Через 2-3 месяца за наш рубль в Европе, может быть, будут давать в морду
  • Юрий Простой
    Юрий Простой22 марта 2020 г.-3+3
    Об чем статья? Кризис только начинается. И дело не в вирусе - это как раз мелочь. Это Большой Экономический Абзац. Падение нефти - только его признак. Санкции - второй. А там и покатится. По всему миру. Так что до "послекризиса" сильно далеко. Кстати, для сведения автора - кризис (Большой и Реальный) всегда сопровождается усилением насилия и свертыванием демократии. Неомонетаристкая (или фритредерская) модель мировой экономики себя исчерпала, а планы по глобализации (неоколонизации) оказались химерой. Нежданчик-с!
    • Николай Лебедев
      Николай Лебедев22 марта 2020 г.
      Юрий, а какая модель экономики у нас? Что за компот? Напрашивается, что невмешивающегося типа, но как же быть тогда с лапой государства на 70-ти процентах прибыли частного бизнеса, что маэстро Кудрин называет государственным участием? Меня, полного профана в экономике, интересует еще чисто обывательский вопрос: как же плановая экономика Китая мирно уживается со всеми этими -измами? Представляется, что для них прогноз благоприятный.
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов22 марта 2020 г.+1
    на самом деле ослабление рубля выгодно как раз отечественной экономике. Все 30 лет Набиуллина с ЦБ заняты лишь обеспечением определенному кругу лиц курс национальной валюты, выгодный для обмена и последующего вывода. Вспомните, наиболее комфортный курс держался 10 лет одновременно с высокими ценами на нефть. Именно в это время были выведены триллионы долларов на запад.
    • владимир кот
      владимир кот22 марта 2020 г.
      на самом деле ослабление рубля выгодно как раз отечественной экономике.,, А что, пардонте, и куда вы собрались поставлять? Если основные поставщики зависят от иностранных клиентов.
      • Алексей Уралов
        Алексей Уралов22 марта 2020 г.+1
        развивайте внутренний рынок: делайте свои гвозди, в частности. Сегодня их дешевле ввезти, но это убивает свою промышленность и так во всем.
    • Павел Артемьев
      Павел Артемьев22 марта 2020 г.+2
      А как будет типа расти экономика, если у людей совсем не останется денег? Только на пожрать, да и то редко..
      • Алексей Уралов
        Алексей Уралов22 марта 2020 г.+1
        как же не будет, если откроются свои производства?
        • владимир кот
          владимир кот22 марта 2020 г.+2
          как же не будет, если откроются свои производства?,, И вы верите, что каганат, будет что-то открывать? То что сейчас построено, в основном принадлежит иностранцам.
          • Алексей Уралов
            Алексей Уралов22 марта 2020 г.
            зарабатывать он может только в этой стране. Еще никто пустил наш олигархат в производство на западе и если будет невыгодно ввозить крепеж из Китая, то он будет вынужден либо уехать, либо налаживать производство здесь. Задача всех ЦБ, исключая страны-колонии, манипулировать курсом так, чтобы дышало собственное производство.
        • Павел Артемьев
          Павел Артемьев22 марта 2020 г.
          Прежде чем открывать производства - сначала надо сформировать спрос на их продукцию. А никак не наоборот..
          • Алексей Уралов
            Алексей Уралов22 марта 2020 г.
            спрос появится, если перед ЦБ, как и перед президентом с правительством, будет поставлена задача развития собственной экономики, а не обеспечение условий для лучшего обмена и вывода валюты.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов22 марта 2020 г.+1
    В России резко вырос спрос на аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) из-за богачей, которые начали массово их скупать на фоне распространения коронавируса. Об этом пишет The Moscow Times. Как рассказал один из собеседников издания, его семье удалось приобрести один аппарат ИВЛ, однако он надеется в дальнейшем купить еще два. Он уточнил, что стоимость оборудования составляет порядка 1,8 миллиона рублей. Вот она сущность классового общества! Богач приобретает ИВЛ на всякий случай, а бедняк заболеет и помрёт из-за отсутствия медицинского оборудования в должном количестве.