Все, наверное, помнят со своего детства установки "не якай", "я-последняя буква алфавита" – и более грубое "я – головка от гвоздя". Таким образом из русских малышей начисто выбивали индивидуализм – а вместе с ним и саму субъектность. В предельном упрощении это запоминалось так: "ты ничто", "твое мнение не важно", "молчи, бойся, не высовывайся".
Весьма вероятно, что именно подобное воспитание начисто отбило у русских стремление быть гражданами, иметь и ценить свои права, как и стремление к лидерству. Ведь мама отбирает твои игрушки, если они кому-то нужней. Значит, ничего твоего у тебя нет – и нет защиты. А потом мама говорит, что и твое "я" тоже ничего не значит. Это не только путь к выращиванию бессубъектной массы, но и дороге к законченному упертому эгоизму как к контрсценарию.
Безусловно, человеческий эгоизм, если его не смирять, может быть разрушительным. И вездесущее "я" тоже может изуродовать ребенка, если ему потакать без меры. Но в этом и заключается суть мудрого и умелого воспитания: не поломав индивидуализма, и "я" субъектности, научить ребенка быть объективным к своим желаниям, себе и внешнему миру.
Не ломать "я" ребенка, а направить его в здоровое русло. И те, кто воспитывают детей так – воспитывают Победителей.
А нам же остается лишь разводить руками, почему у нас общество отказывается добровольно от гражданских прав, терпит, когда им помыкают или даже откровенно над ним издеваются. Так как люди не понимают механизмов исправления такой ситуации, если только это не приказ командира.
При этом я вовсе не считаю коллективизм чем-то плохим. Коллективизм – это продукт социальной эволюции человека, позволяющий выдерживать напор внешней среды. Но хорош он лишь тогда, когда является следствием добровольного объединения индивидуальностей.
Комментарии