Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Об истоках человеческой безответственности

  •  

           «Почему люди так безответственны?» – нередко задаются вопросом журналисты, рассказывая о дорожно-транспортном происшествии, возникшем по причине того, что водитель вовремя не поменял летние шины на зимние; о рыбаках, оказавшихся ранней весной на оторвавшейся льдине; о пожаре в результате взрыва газового баллона и т.п.
           Ответ, как правило, не находится. Журналистам важнее вопрос, кочующий от издания к изданию и от года к году. Вопрос так и повисает в воздухе, пополняя и без того полную копилку так называемых «проклятых» вопросов.
           Полагаю, у массовой безответственности как минимум пять причин и к одной из них как раз причастны сами журналисты.
           Начну всё же с других.
           Знаменитый русский авось стал притчей во языцах. Известно, что, скажем, в английском языке аналога ему нет, поэтому в своих толковых словарях англичане характеризуют это понятие, как характерное исключительно для русских. Отечественные мыслители, объясняя данную национальную черту, ищут причины в бескрайних российских просторах, суровом климате и плохих дорогах.
           «Лень – известная всему миру русская черта, – сообщает фермер Татьяна Галактионова. – Как-то ко мне приехала делегация школьников из США. Я обратила внимание, что дети не пьют нашу воду, даже чай. Пили только покупную, импортную, из бутылок. Стала допытываться – почему? Они долго стеснялись, а потом рассказали: им объяснили, что в нашей воде живет джинн Лодырь и если ее попить, тоже лодырем станешь».
           Как бы то ни было, но гордиться такими национальными качествами не стоит и государство в собственных же интересах не должно поощрять подобные настроения.
           Психологи, и не только, подметили странную особенность человеческого сознания доверять непроверенным слухам и проявлять подозрительность к достоверной информации.
           «Пристрастность – неотъемлемая черта эмоциональных образов, управляющих действиями человека. Это удел каждого из нас – видеть в ситуации прежде всего то, что нас волнует, что нам необходимо или, наоборот, не видеть то, чего мы боимся и избегаем», – объясняют психологи.
           Человек не родится ответственным. Это качество в нем нужно воспитывать. Но за исключением высококультурных семей с устойчивыми традициями семейного воспитания, никто в стране этим без преувеличения стратегическим вопросом не занимается.
           Многие родители, желая уберечь своих детей от негативных сторон нашей действительности, дабы не травмировать их нежную психику, рассказывают о ней всякие небылицы. Стараются читать только сказки со счастливым концом, ограждают от «недобрых» мультфильмов. По известному меткому выражению, воспитывают «в консервной банке». А когда ребёнок сталкивается с чем-то из ряда вон, они, вместо того, чтобы сказать правду, нагромождают целые горы лжи – лишь бы он ничего плохого не узнал.                              
           Как неоднократно отмечалось, жизнь по мифам, а не по истине, говорит о нежелании думать. Оно же в свою очередь – о безответственном отношении к собственной жизни и жизни своих детей. Огромные народные массы десятилетиями так живут из поколения в поколение. И коли уж народ не желает думать и напрягаться, то, очевидно, государство не должно оставаться равнодушным, а прилагать усилия к исправлению своего народа. Для этого у него имеются такие веками отработанные механизмы, как система образования, СМИ и культура. Увы, все они в современной России работают, мягко говоря, неважно.
           «…почему человек не использует опыт предков и продолжает страдать? – задаётся вопросом психолог и эзотерик Анатолий Некрасов. – Обилие книг, учений, обществ, школ, зовущих к физическому и нравственному здоровью, к духовному совершенствованию, к Богу, – почему всё это кардинально не меняет качество жизни?».
           Ответ он видит в «вопиющей духовной безграмотности людей».
           Н.В.Гоголь в «Правилах жития в мире» не только констатировал факт, но и дал совет, как избавиться от зависимости от мифов: «чаще всего мы всё видим иначе: пригорок нам кажется горой, малость великим делом, призрак – действительностью, всё преувеличивается в глазах наших и пугает нас. Потому что мы глаза держим вниз и не хотим поднять их вверх. Ибо если бы подняли их на несколько минут вверх, то увидели бы свыше всего только Бога и свет, от Него исходящий, освещающий всё в настоящем виде, и посмеялись бы тогда сами слепоте своей».
           При всей правоте Анатолия Некрасова и тем более Гоголя, рискну всё же дополнить их выводы. 
           Представляется, что если бы государство было заинтересовано в ликвидации невежества и прилагало к тому усилия, картина была б несколько иной. Но оно ничего для этого не делает и этим также проявляет полную безответственность к собственному народу.
           Впрочем, о государстве мы ещё поговорим. А теперь о роли средств массовой информации в пропаганде слухов, невежества и безответственности, которую очень трудно переоценить.
           Из года в год, говоря о постоянных социальных и экономических проблемах нашей страны, СМИ, как правило, стараются обвинить в них: мировой экономический кризис; две мировые войны, пережитые страной в прошлом веке; коммунистов; план Маршалла; падение цен на нефть; Запад; США; мировую закулису; суровый климат; погоду и т.д. Виноваты все кто угодно, только не мы сами. И такая точка зрения стала национальной традицией. С раннего детства до глубокой старости нам упорно вбивают ее в головы.
           Некоторые находят в подобной тактике проявление патриотизма. Дескать, мы абсолютно правильные, но со всех сторон обложены врагами – от агрессивных стран до несправедливой (к нам) природы. И если б не происки врагов, мы бы всем показали!
           Только на самом деле такая тактика приводит к отрицательному результату для нас же самих.
           Так как проблемы страны не прекращаются и на смену одной тут же приходит следующая, у массового обывателя складывается впечатление, что он, обыватель, со всех сторон окружён неприятелями и остаётся ему лишь одно – спрятаться в своей норке поглубже и не высовываться. Авось пронесёт.
           СМИ сеют тревогу, страх, растерянность и при этом всегда призывают надеяться на лучшее, ничем не подкрепляя щедро подаренные надежды. Как следствие, их безответственность, многократно усиленная тиражами газет и всепроникающим эфиром, передается всему населению. 
           Известно, что дыма без огня не бывает. И всегда при желании можно найти внешних врагов. Но известно и другое: в любой беде виновны обе стороны – и обвиняемая, и пострадавшая. И есть серьёзные основания думать, что в данном случае внутренняя вина гораздо чаще перевешивает внешнюю.
           А что было бы, если б в нас не воспитывали такими методами безответственность к происходящему?
           Тогда в народе мог выработаться иммунитет против разного рода напастей. В результате мы просто не позволили бы ни Западу, ни мировой закулисе внедрять в страну чуждые ценности. Примерно так, как это происходит в Китае или, еще лучше, в Северной Корее. И не сидели бы тогда в высоких креслах воры и вымогатели, и  не было б такого вопиющего расслоения общества. Как и многих других проблем.
           Средства массовой информации вместо того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, превращают народ в запуганное стадо. И это с полного попустительства государства. Можно ли назвать такое положение дел нормальным?
           Представляется, что в стране должен существавать закон, поощряющий СМИ за правдивую информацию и наказывающий не только за лживую, но и за воспитывающую в людях безответственность. И такой закон, уверен, изменил бы многое в нашей стране.
     2016 г.

     

2

Комментарии

6 комментариев
  • Сергей Можаровский
    Сергей Можаровский9 января 2018 г.
    В принципе полезная статейка, но я не увидел здесь главного фактора воспитания. А именно примера и практики. Как бы я не воспитывал своих детей, какие бы правильные вещи не говорил, действовать по жизни они будут по моему примеру, т.е. так, как действовал я. А также в соответствии с теми практическими навыками, которые они получили пока росли и развивались. Поэтому закон о СМИ - пустое дело, пока они учат ответы на вопросы ЕГЭ вместо выполнения лабораторных работ, желательно в коллективе и творчески.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский9 января 2018 г.+1
    К сожалению, всё так и есть на самом деле: безответственность и неисполнительность - это не только национальные черты нашего народа. Всё цивилизованное человечество Западных стран, да и многих Восточных страдает этим духовным недугом. Кто-то утверждает, что в этом виноваты исключительно семьи, которые должным образом не воспитывают своё потомство. Но тогда возникает вопрос, каким- таким образом дети получат в семьях правильное воспитание, если родители являются невоспитанными людьми? Отсюда следует вывод: на государствах лежит бремя и ответственность за воспитание народных масс. Но современные государства устранились от своей главнейшей функции – воспитания народов. Причина ясна: современным государствам не нужны воспитанные люди, им нужно дебилизированное население, смыслом жизни коего является безудержное потребление материальных благ. Так и нынешняя РФ не попустительствует СМИ в расч
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский9 января 2018 г.+1
    в расчеловечивании населения, а сознательно превращает «россиян» в недочеловеков. Можно утверждать, что расчеловечивание населения – это и есть ведущая идеология власть имущего класса РФ. Насчёт безответственности народа. Какая власть – такой народ. Ибо народная масса охотно перенимает поведение тех, кто её управляет. А нынешняя власть являет собой пример сверхбезотвественности, неисполнительности…, и прямо-таки беспрецедентной лживости.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский9 января 2018 г.+1
    Государство воспитывает народные массы с помощью правильно составленных программ обучения. В учебных заведениях первенство отдаётся воспитанию подрастающего поколения. Да, воспитание должно идти впереди образования. Почему? – Потому что, какой толк обществу от образованного человека, если его язык лжив, а ум лукав? – только один вред! Итак: воспитание – это «лощадь», которая тащит за собой «телегу» – образование.
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман9 января 2018 г.
    С.Можаровскому: вы говорите бесспорные истины, но в задачу данной статьи не входило говорить о методах воспитания.
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман9 января 2018 г.
    Андрей, все в точку!