Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Совесть – что это и с чем её едят?

  •  

    Из Морального ликбеза жителям ХХI века

                              

                                                   «Эту землю, клянусь головой,

                Только Совесть и Правда спасут.

     И за чистую Правду готов

    Положить свою голову я.

                                              Только Совесть - мой бог и пророк!»

                                             Расул Гамзатов

         Многие помнят, что во времена Советского Союза слово «совесть» употреблялось очень часто и, как правило, многим было очень неприятно, когда их упрекали в отсутствии совести.  В наше же время это слово редко услышишь. Если назвать бессовестным представителя молодого поколения, то чаще всего он даже не воспримет это в качестве упрека. Все идет к тому, что скоро понятие совести и само это слово исчезнут из употребления. 

           Классик отечественной литературы Фазиль Искандер заявляет, что в 1991 году наша страна освободилась не только от тоталитаризма, но и от стыда, совести и морали: «Стремление к абсолюту совести породило великую русскую литературу. А стремление к абсолюту свободы – великое одичание общества. Советская власть, загнав народ в яму, тем самым невольно оградила его от пропасти. А сейчас мы, не удерживаемые ничем, балансируем на самом краю нравственной бездны».

          О том же говорит башкирский писатель Камиль Зиганшин: «Сейчас многое предается забвению, даже такое главное качество человека, как совесть. Я уже много лет не слышу, чтобы люди говорили друг другу: «Где твоя совесть! Как тебе не стыдно!» Такое ощущение, что само это понятие умышленно выводится из употребления. А ведь именно совесть – самый мощный фильтр и защита от неправедных поступков. Если провести аналогию с компьютерной сетью, совесть – все равно, что программа Касперского, защищающая компьютеры от вирусов».

          Что же такое совесть? В самом ли деле она так необходима человеку или, может быть, о ней стоит забыть, как и о других, не оправдавших себя ценностях СССР?

          Справедливости ради надо сказать, что хотя при коммунистическом режиме совесть безусловно считалась высшей ценностью, ее сущность понимали немногие. И если бы мы спросили любого среднестатистического советского человека: «что такое совесть?», он вряд ли сказал бы что-то вразумительное. Скорее всего, вопрос вызвал бы у него замешательство.  А более просвещенный ответил бы примерно так: «Я не знаю, но это что-то сидящее внутри меня, какой-то внутренний цензор».

           И, похоже, это так и есть. Где внутри меня находится совесть? Откуда она взялась и почему командует мной? На эти вопросы нет однозначных ответов. Можно лишь предположить, что совесть – одна из составных частей человеческой души, изначально в нее заложенная. Судя по всему, по замыслу Высших сил о человеке, совести отводилась роль весов Фемиды в каждом индивиде, безошибочно указывающих ему на правильность его мыслей, желаний и поступков. Без этих весов ни человек, ни общество просто не смогут существовать.  

           «Я думаю, что совесть – вещь врожденная, – говорил писатель Даниил Гранин. – Это то, что в нас вложено. Кем? Зачем? Ведь совесть невыгодна человеку. Она не приносит доходов. Она мешает нам. Быть может, она и в самом деле представитель Бога, его надзор и соглядатай, глас Божий в сознании человека, дар свыше, который может взрасти, а может и погибнуть? Она есть у каждого. Но тяготы жизни у кого-то заглушают ее, а кто-то остается ей верен».

           «Совесть есть место Божие внутри каждого человека, – писала «Православная газета». – Глас Божий, слово Божие, энергия живого Бога живут в каждом человеке, если человек слушает свою совесть и живет по тому, что внушает ему присутствие Божие, глас совести в нем. Он имеет надежду, потому что совесть внушает ему и ее, и веру».

           С этим солидарны ученые, мыслители и писатели разных эпох и стран. «Закон, живущий в нас, называется совестью», – писал Иммануил Кант. По А.Ламартину, «совесть есть закон законов», а по Виктору Гюго, совесть – это высшее правосудие. Лидер бывшей Концептуальной партии «Единение» Константин Петров высказывал следующую мысль: «Человек лишь тогда состоится в качестве человека, когда он руководствуется разумом и совестью».  

          В книге «О Библии и Евангелии» Р.Н.Волкославский дает такое определение: «Совесть – непосредственное ощущение человеческой души, ее отношение к тому нравственному закону, который ею признан и неподкупно свидетельствует внутри человека, одобряя или осуждая его». А В.Т.Лободин в книге «Путь к единству» определяет смысл этого слова так: «Совесть» – Высшие силы, посылающие человеку весть». Согласно Патриарху Русской Православной Церкви Кириллу, «совесть – сигнальная система, вложенная Богом в человека». А по Виктору Франклу, «…совесть аппелирует к чему-то, что больше и выше человека». «То, что называют совестью, – пишет В.Франкл, – погружено в глубины бессознательного, коренится в подсознательной основе. ...она алогична или, еще точнее, дологична. ...совесть предстает как интуитивная по своей сущности функция...задача совести – открыть человеку «то, что надо». Только совесть может как бы согласовать «вечный», всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека».

           Мудрые люди считают совесть показателем человечности. Если же говорить о практической стороне дела, то совесть можно сравнить с компасом, который в каждом конкретном случае указывает правильное направление. Это направление часто не совпадает с выгодой, тем не менее дальнейшие события говорят о том, что оно было подсказано совестью правильно. Правда не все в состоянии это понять, и потому продолжают игнорировать голос совести, делать ошибочный выбор и совершать роковые ошибки.

          Может ли совесть быть случайным явлением? Маловероятно. А поскольку человек существо общественное, значение совести значительно возрастает. В чем состоит ее вселенский смысл? Либералы заверяют, что главное в человеке – стремление к свободе и обретение свободы – цель его жизни. Но с точки зрения интересов Космоса все с точностью до наоборот. Необходимо ограничить число степеней свободы для того, чтобы все объекты природы подчинялись строгим закономерностям, для того, чтобы не нарушался Естественной порядок вещей.

          Желания и стремления каждого индивида не могут быть неограниченными, так как в этом случае они вступают в конфликт с желаниями и стремлениями других индивидов. Что же служит сдерживающим началом? Оно существует в нас помимо законодательства, иначе каждый «тянул бы одеяло на себя», и наша цивилизация не состоялась бы. Но поскольку она все же состоялась, можно говорить о наличии некого противовеса желаниям и стремлениям человека, который находится прямо в нем, в его душе, в самой его сути.  Этим противовесом и сдерживающим началом и является совесть.

          «Что такое молитва? Это наша просьба к Богу ограничить нашу свободу, чтобы жить с волей Божией», – говорил Патриарх Кирилл. В мире свободен только Бог.

           Представим камень. Ему не нужно вводить ограничители степеней свободы, они и так у него велики. Камень не имеет своей воли и беспрекословно выполняет заложенную в него программу. У животных, представляющих гораздо более высокую ступень организации материи, число степеней свободы резко возрастает. Мировому центру управления всеми процессами необходимо как-то ограничить жизнедеятельность животных, иначе они станут неуправляемыми, и появление столь сложноорганизованных материальных объектов в природе окажется бессмысленным. Неуправляемые процессы несут опасность разрушения. Ограничение числа степеней свободы у животных достигается действием вложенных в них инстинктов и некоего внутреннего табу, которое животные не способны преодолеть. Это внутреннее табу – закон, живущий в них.

          У человека по сравнению с животными еще больше степеней свободы. Если их ничем не ограничивать, человек превратится в значительную разрушительную силу и станет опасным для планеты, а возможно и части Космоса. Роль инстинктов в человеке ослаблена, поэтому в качестве ограничителя была заложена совесть.

          Не только отдельные люди, но и общество в целом нуждается в ограничении степеней свободы. «Что такое табу, ограничение, запрет? – спрашивает Михаил Веллер. – Дополнительные заборы и перегородки в жизни. А иначе: усложнение структуры социо-культурного пространства. Что значит снять табу? Упростить структуру жизни общества. А тем самым: снизить энергетическую напряженность структуры и повысить ее энтропию. Шаг к хаосу. А хаос – это конец, распад, смешение всего, разрушение структурного порядка, гибель. Любое снятие табу снижает упорядоченность системы».

           Давно замечено: если бы все люди руководствовались в своей жизни голосом совести, мы бы сейчас жили в совершенно другом мире. Этот мир был бы тем самым светлым будущем, которое обещали лидеры Советского государства или раем на Земле, о котором еще раньше говорили христианские иерархи.  Все проблемы, возникающие у отдельного человека, в семье, в коллективе, в любом сообществе, как и проблемы между сообществами и  государствами вызваны дисбалансом между желаниями с одной стороны и совестью с другой.

2