Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Несправедливый Бог


  •  

           Религиозные проповедники неустанно повторяют заблудшим душам и прочим сомневающимся: «Бог нас любит. Он нас защитит. Бог добрый. Бог есть любовь. Он не допустит несправедливости».

           Подобные проповеди длятся тысячелетия, но сомневающихся меньше не становится. И главным возражением была и остаётся простая мысль: Если Бог так справедлив, откуда же в мире столько зла, порока, жестокости? Где же Бог, почему Он всё это допускает?

           Объяснение проповедников не всегда выглядит убедительно, по крайней мере для среднестатистического человека, не обременённого познаниями в теологии и тягой к философским размышлениям. Оттого армия горячо верующих прирастает слишком уж медленно.

           Как и большинство колеблющихся, я тоже долгое время не мог найти удовлетворяющее меня объяснение упомянутым вопросам. Пока в философских рассуждениях Михаила Веллера не натолкнулся на мысль, которая, как мне кажется, наилучшим образом примиряет религиозных проповедников и сомневающихся. Странно, что первые не берут её на вооружение и не пропагандируют в необходимом объёме.

           Итак, для начала задумаемся над распространённой, даже заезженной фразой: «Бог сотворил человека по своему образу и подобию». Несмотря на то, что данное изречение знает чуть ли не каждый, его смысл понимают не многие.

           Смысл в следующем. Бога иначе называют Творцом. Подобие человека следует понимать только в смысле творческого начала. Во всём остальном человек гораздо ближе (несопоставимо ближе!) к животным, нежели к Создателю всего сущего. По Высшему замыслу человек задуман как творец. А религиозные деятели называют его со-творцом, подразумевая, что творить он должен не как вздумается, а в сотворчестве с Богом.

           Мы как бы и не сомневаемся, что являемся творческими созданиями. Но весь вопрос – что творить, во имя чего и с каким конечным результатом. И вот тут обнаруживается огромная проблема.

           В том творчестве, что продемонстрировала наша цивилизация, далеко не всегда можно обнаружить задуманное Высшими силами сотворчество. Очень часто на лицо нечто прямо противоположное. Танки, боевые ракеты и прочее оружие – это скорее сотворчество с дьяволом. Многие производства, хотя и считаются мирными, несут разрушение нашей планете, причиняют вред здоровью самих людей. К сотворчеству с Богом их никоим образом отнести нельзя. При том, что всегда можно найти безвредную альтернативу. По правде говоря, львиная доля человеческой деятельности на протяжении всей истории, хотя номинально содержит элемент творчества, никак не согласуется с образом Всевышнего.

           Тысячелетнее творчество без Бога в голове привело к весьма печальным последствиям. Наша цивилизация, по оценкам многочисленных экспертов, движется в неправильном направлении – в сторону развития техники, технологий и максимально комфортного быта как конечной цели. Возможно, это было бы не страшно, если б при этом не уничтожалась наша планета. Увы, человечество привело её к жалкому виду, наградило многими ужасными болезнями. Воздух, водоёмы и почва Земли отравлены ядами. Прекрасные леса и долины заменили сооружения из бетона, стекла и стали. Дороги стянули планету железными и асфальтовыми обручами. Нефтяные вышки без устали сосут её кровь.

           Всё это не могло не сказаться и на самих «творцах». Хотя, благодаря успехам медицины, продолжительность жизни в целом увеличилась, здоровье людей в массе оставляет желать лучшего. Ослабляется генофонд, падает иммунитет, растёт бесплодие, здоровых людей всё меньше и меньше. Не менее разрушительна духовная эволюция. Массы откровенно морально деградируют, и этот процесс приобретает планетарный масштаб.

           По мнению многих экспертов, человечество неукоснительно приближается к роковой черте, за которой начнутся необратимые разрушительные процессы на всей планете. Рассчитана примерная дата всеобщего конца – середина нынешнего века.

           А теперь о том, почему Бог не вмешивается и не спасает.

           Первое, что приходит в голову: а почему, собственно, он должен спасать того, кто сам, добровольно и энергично, роет себе могилу? И не только себе, а всей жизни на единственной в солнечной системе обитаемой планете. Где тут справедливость? По справедливости людей следует не спасать, а покарать.

           Представим семью, в которой муж и жена постоянно ссорятся и конфликтуют. Это будет нормально, если вместо того, чтобы самим разобраться, они попросят примирить их президента страны? Вот так же и с Богом!

           Большинство из нас допускает принципиальную ошибку в вопросе места Высшего разума на Земле. Многие представляют Его в образе непедагогичной мамаши, которая кормит из ложечки своего дитяти до тех пор, пока тот не выйдет на пенсию, а сама она не отойдёт в мир иной. Но принцип этого мира прямо противоположный: дать каждому объекту всё необходимое изначально, чтобы в дальнейшем объект развивался самостоятельно. И если тот плохо усвоил, что от него требуется, и, вместо того, чтобы двигаться к звёздам, увяз в болоте, никто его спасать не будет. Неприспособленный – не жилец в этом мире. А не признающий Его законы, тем более.

           Если кому-то эти рассуждения покажутся неправильными, посмотрите повнимательнее телепередачи о дикой природе – это наглядная картина того, как мир устроен. Поняв природу и, главное, приняв её, думаю, в церковь можно и не ходить. (Но лучше всё же ходить).        

           Говорят, Бог создал совершенный мир, в котором невозможно ни убавить, ни прибавить. Но это не совсем так. Ведь в таком случае человек уже никак не сможет стать со-творцом. Чтобы им быть, наш мир должен быть в чём-то несовершенен. Другими словами человеку умышленно оставлена свободная ниша для творчества. И именно для того, чтобы он сделал этот мир ещё совершеннее, ещё справедливее. Обвинять в том, что это так, Всевышнего принципиально неверно, ведь в противном случае человек, по сути, не состоялся бы. Он реализует себя именно творческой деятельностью. И если к настоящим учёным, поэтам, композиторам, художникам вопросов нет, то к «строителям цивилизации» их более чем достаточно. Обвинять в существующей несправедливости, зле и грехе можно только этих горе-строителей. Они (то есть мы) не захотели быть теми, кем нам предназначалось, кого же теперь винить?

           Очень много таких, кто искренне убеждён в своей невиновности в происходящем. Мы, мол, правильные, честные, порядочные. Мы ничего плохого не делаем, это всё они. А главные виновники – власть, руководство, начальство. Но кто же виноват в том, что мы допускаем такую власть и руководство? Бог?

           Вспомним Книгу Бытия. Творец поместил Адама в Эдем – рай, в котором было всё для благополучной жизни. Такова исходная позиция. Адам наделён способностью к со-творчеству. Но, как показало дальнейшее, он ей не воспользовался, и все его последователи принялись творить в совершенно другом направлении.

           На финише, к которому мы сейчас быстрыми темпами приближаемся, наблюдается печальная картина. Эдем уничтожен. Люди нетерпимы, агрессивны, алчны, злы, завистливы, прожигают жизнь в удовольствиях, их не трогают проблемы ближних… Они предпочитают заниматься любовью, а не любить, молиться деньгам, а не Богу, красиво отдыхать, а не созидать. Они уже почти забыли такие понятия, как совесть, честь, долг, достоинство.

           И во всём этом виноват Бог? Он несправедлив? И это повод в Бога не верить? Ну, знаете…

    2016 г.

     

0

Комментарии

11 комментариев
  • Аркадий Осипов
    Аркадий Осипов21 декабря 2017 г.
    На БОГА надейся , но сам не плошай . Народная мудрость .
  • Константин   Корнев
    Константин Корнев22 декабря 2017 г.
    Религия опиум для народа !
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов22 декабря 2017 г.+1
    Игорь Вайсман, тема, предложенная Вами сегодня, попадает под заповедь - "не упоминай имя Господа своего всуе". Очевидно, что оценивать решения, намерения, замыслы может равный или стоящий выше того, чьи действия подвергаются толкованию или оценке. Легковесность - неизменный спутник ваших статей, в данном случае уже не выглядит милой особенностью ваших рассуждений, касающихся общих вопросов, для пущей убедительности подкрепляемых мудрыми мыслями Боярского или Коклюшкина, а показывает, что желание пустить на волю авторское перо, взявшись хоть за неподъёмную тему - главная Ваша цель.
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман22 декабря 2017 г.
    Дмитрий, вы в целом правильно пишите, только меня удивляет как можно при этом не увидеть, для кого написана эта статья - для Бога или все-таки для людей. Иронии, обращенной к последним, вы тоже не замечаете, вам цитаты "лицедеев" застилают на это глаза. Что касается моих якобы намерений оценивать решения и прочее Вышестоящих, то в данной статье мне это даже в голову не приходило. Я так думаю, что прежде чем пускаться в обвинения, нужно для начала хотя бы разобраться, что автор хотел сказать.
  • Николай Астров
    Николай Астров22 декабря 2017 г.
    Все эти рассуждения, направленные на доказательства справедливости и святости Бога, -- бесполезная трата времени. В Ветхом Завете ясно сказано об источнике добра и зла. *** "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это". -- [Ис.45:7] *** Когда я цитирую этот стих, верующие обычно говорят, что Библия написана евреями, которым нельзя верить. Но откуда нам вообще известно о Боге, как не из написанной евреями Библии?..
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов22 декабря 2017 г.
    Игорь Вайсман, вы пеняете мне за критику. Говорите, что писал я, не вникнув в суть вашей статьи. Понимаю, обидно. Вы думали, ваши слова будут поняты иначе. Нам доступна книга, старающаяся рассказать о самых главных вещах в жизни. Некоторые люди читают её, многие довольствуются просто пересказами выборочных мест, сделанными читавшими Книгу. Но тот, кто пытался открыть нам суть, не напишет о неправильном уяснении главной мысли. Мы сами составим печальную рецензию линией своей жизни. Многим авторам на этом сайте не проблема разгадать, что думает другой человек, что им движет. Раскалывают оппонентов как орешки – Хрясь! И готово. Без тени смущения или сомнения. Таким людям и замысел Творца объяснить - не большая проблема. Ну а мне, сомневающемуся, не всё так ясно даже в оппонентах, не говоря уж о толковании главных вопросов жизни.
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов22 декабря 2017 г.
    Завершу комментарий фиксацией расхождения наших главных позиций в затронутой вами теме, понимая, что объяснение моей позиции требует большего формата, чем пространство, доступное для ввода текста, предоставленное сайтом. Но это не беда, может быть и глупость, с вашей точки зрения, написал бы.
  • Сергей Можаровский
    Сергей Можаровский23 декабря 2017 г.
    «Слово» - это единица коммуникации между двумя (людьми или кем либо ещё). Значит в момент сотворения Мира не было «двоих» и не могло быть слов. Значит автор библии, говоря «Вначале было слово» признаётся, что Библия это сказка? Умные люди объяснили мне, что в Библии «слово» - это неудачный перевод греческого «логос». А «логос» – это не только «слово», но и «закон», «порядок». Тогда начало Библии должно звучать так: «В начале был закон [природы], и этот закон мы и называем Богом» («и это слово – Бог»). Тогда можно легко объяснить, почему Бог не пытается предотвратить войны и прочие злодеяния. Бог просто устанавливает правила, а жить по ним обязаны сами люди (и животные).
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов23 декабря 2017 г.
    Сергей Можаровский, что из доступного нашему уму мы бы не взяли в рассуждение, как бы мы ни назвали это, мы придём к выводу, что Бог (закон) существовал прежде и он неформулируем, непостигаем, так как мы – только часть, производная от него. Если вы Закон этот возьмёте за рассматриваемую основу, встав на позицию физика, а не теолога, то увидите что закон этот - изменяется!! Наша Вселенная изменяется, расширяясь от точки сингулярности. А Библия, которая, имеет началом совсем другие слова (но это не существенно сейчас для нашего рассуждения), привела со временем к появлению новой редакции, вобравшей в себя уточняющие знания – Нового Завета, одна из Благих вестей которого действительно имеет началом приведённое вами (в очень урезанном виде и потому лишённое красоты мысли того уровня понятия человеком мира), что «вначале было слово».
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов23 декабря 2017 г.
    В любом случае – это не тема для непринуждённой, лёгкой беседы. Смыслом моего комментария была трудность простых рассуждений на всеобъёмлющую тему, тем более придание рассуждениям этим ясной этической или нравственной подоплёки. Вот видите, сколько надо было написать, чтобы попытаться объяснить (может быть и безрезультатно!) короткую фразу про запрет упоминания имени Бога всуе.
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман23 декабря 2017 г.
    Дмитрий, дело в том, что большинству людей нужны четкие и ясные понятия о главном в жизни. Для того и существует публицистика. Вам же и немногим другим (в процентном отношении) нужен полный философский расклад. Но данный сайт не философский. Поэтому я и здесь, т.к. не являюсь философом.