Вышеуказанная сверхзадача, мало похожая на цели современных государств, но сулящая нашей стране стать флагманом всего мира, требует основательного идеологического обоснования.
В начале 90-х годов в массовое сознание россиян внедрили идею, что якобы всем в обществе правит экономика. Эта идея доминирует по сей день.
Однако, по меньшей мере, с античных времён известно, что в человеческом обществе всё определяет идеология.
Сколько бы не доказывали либералы преимущества рыночных отношений, но в СССР их не было по причине несоответствия государственной идеологии. Точно так же не может быть государственной плановой экономики в образцовом либерально-демократическом государстве.
Идеология определяет цели государства, направление развития, характер власти, внутреннюю и внешнюю политику, характер экономики, социальную, экологическую политику и т.д.
«Человек не способен почувствовать себя элементом социальной системы, если система лишена «смысла», а этот смысл ей придает идеология», – пишет психотерапевт Андрей Курпатов.
«Идеология управляет человеком, – говорит академик Юрий Пивоваров. – Она имманентна человеку, так же, как разум».
«Людям нужны ясные идеалы, им нужен образ действия, образ жизни, с которого можно лепить себя», – говорит Михаил Веллер
В свое время М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Ежели существует способ проверить степень развития общества, или, по крайней мере, его способность к развитию, то, конечно, этот способ заключается в уяснении тех идеалов, которыми общество руководствуется в данный исторический момент».
«Общество – это люди, объединённые какой-то идеей, – говорит телеведущий Леонид Якубович. – Отдельные голоса могут слиться сначала в ручеёк, а затем в одну большую реку. Если есть объединяющий центр, идея. Пока ни центра, ни идеи нет».
Почему целую четверть века Россия топчется на месте? Почему до сих пор мы не знаем, к чему стремится и куда движется наша страна? И почему СССР и Германия гораздо быстрее восстановились после Второй Мировой войны? Потому, что в основе двух последних была чёткая идеология. Проще говоря, они знали, что им делать, т.к. хорошо представляли себе цель.
А современная Россия не знает своей цели. Патриотизм и военная мощь, пропагандируемые последние годы, не дают целостной картины. От того их можно по-разному интерпретировать, что на Западе и делают. А также в странах Балтии и Польше.
Наша страна не только не определилась с идеологией, но и решила вообще от неё освободиться, закрепив данное решение в Конституции 1993 года. О недопустимости данного факта многие годы высказываются лучшие люди страны, но воз и ныне там. Представляется очевидным, что российским властям пора перестать уходить от ответственности в столь важном вопросе, т.к. это становится тормозом в развитии страны.
«Деидеологизация, которую провозгласили в «новой» России, – не просто ошибка, а страшный вирус, который погубил единство и солидарность нации», – говорит кинорежиссер Николай Губенко.
Если ставится цель построить государство нового типа, самое справедливое в мире, то это однозначно предполагает и самую справедливую идеологию. И она не настолько сложна, как можно подумать. Здесь важно правильно выбрать точку отсчёта.
8. Главные ошибки нашей цивилизации
Существует мнение, что развитие нашей цивилизации изначально пошло по неверному пути. Следствием чего стали постоянные войны, угнетение людей и целых народов, царящая несправедливость, расслоение общества, истребление природы и т.д. Всё это явилось результатом грубейших принципиальных идеологических ошибок и отказа правящей элиты их признать.
Религии утверждают, что главные человеческие ценности и то, как правильно строить жизнь, людям даны изначально. Это, конечно, мало что говорит упёртым атеистам. Но, если отвлечься от далёких эпох, то ведь нам, современным людям, действительно даны все важнейшие установки. Достаточно пойти в библиотеку или обратиться к Интернету, чтобы получить ответы на любые вопросы.
Однако воспользоваться бесценной мудростью мешает непомерная гордыня. Люди посчитали, что они умнее пророков и мудрецов и могут позволить себе жить так, как хотят. Что можно по собственному произволу, в силу личной интеллектуальной и нравственной ущербности, сочинять законы, не имеющие ничего общего с законами этого мира. Людям вздумалось, что они существуют на планете как бы автономно от окружающего мира. Космос, Земля, природа – отдельно, люди – отдельно.
«Космический разум установил, что каждый атом во Вселенной должен быть связан с Мирозданием, – писал О. М. Айванхов. – Тогда как это может быть, чтобы то, что истинно для одного атома, не было бы истинно для всего человека, который состоит из миллиардов и миллиардов атомов?»
Антропоцентризм, под знаменем которого существует наша цивилизация, устроивший геноцид всем прочим формам жизни, это не просто заблуждение, это величайшее зло, которое бумерангом к нам же и возвращается.
Автономного человечества априори не может быть. Мир един и живёт по очень строгим, вполне конкретным законам, нарушение которых всегда губительно.
Законы государства никак не могут противоречить законам Вселенной и в первую очередь должны их учитывать. В противном случае они недолговечны. В идеале законы государства должны быть применением законов Мироздания к конкретной стране.
«Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы», – утверждал Дени Дидро.
«В этом мире есть свои законы, – говорит кинорежиссёр Владимир Хотиненко. – Они не людьми установлены. И даже не Ветхим и не Новым заветом. Это законы природы! И мир, отвергающий их, в конце концов взорвется внутри – он не имеет права существовать в таком вывернутом наизнанку виде».
Но разве правители об этом думают? Их головы заняты только соблюдением баланса интересов: своих, партнёров, элиты, соседей, конкурентов. Однако государство – это не игра в интересы, а форма существования людей, для чего предписаны Высшие законы.
Если мы хотим составить представление о нашей планете, недостаточно ходить по ней пешком. Из окна самолёта она будет выглядеть совсем иначе. А из космоса и вовсе по-другому. Вот и при строительстве государства следует посмотреть и из космоса, а не только из своего кабинета.
Академик Академии медицинских наук В.П.Казначеев призывал во всех своих повседневных делах, в ближайших и долгосрочных планах учитывать Высшие ценности, которые мы нередко забываем в суете будней. Аналогично рассуждает и психотерапевт Михаил Литвак: «К сожалению, многие наши юридические законы, правила общежития, обычаи, ритуалы и пр. не соответствуют законам нашей природы… Поэтому необходимо открыть такие законы и научиться жить в соответствии с ними, чтобы не хотелось их нарушать».
До тех пор, пока влияние цивилизации на биосферу было слабым, вольности человечества сходили ему с рук. Но когда технические возможности многократно возросли, деятельность человека стала сопоставима с природными процессами. А нагрузки на природу превысили её способность к самовозобновлению. Это и привело на грань гибели всю нашу планету.
За первой принципиальной ошибкой последовала вторая. Нравственность, этот фундамент человеческого общества, вынесли за пределы законодательства. Закон, написанный по произволу, был объявлен выше нравственности. И по сей день люди побаиваются закона, а на нравственность могут просто махнуть рукой. «Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, – это отделение политической науки от нравственной», – писал Перси Шелли.
«Законы – вторичное явление, – утверждает писатель Данил Корецкий. – Все упирается в честь и совесть. Если люди имеют совесть и обладают честью, исполнение законов принимает совершенно иной вид».
Политики и законодатели уверяют, что соединить мораль и закон невозможно. Но, согласно выводов Иммануила Канта, подлинное единство морали и политики возможно. И только на основе права. А гарантией служит гласность. Мораль дает внутренний закон поведения человека, в принципах права внутреннее убеждение сочетается с внешним принуждением. В результате возникает сила, регламентирующая жизнь общества, укрепляющая нравственность, спасающая человека от произвола других.
С входом в силу либеральной идеологии, нравственность и мораль и вовсе объявили относительными понятиями. Они де меняются во времени и пространстве. Дальше – больше: они у каждого человека могут отличаться. При этом мораль каждого достойна уважения(!). В результате столь губительной идеологии разразился невиданный в истории нравственный кризис. Сам фундамент общества стал разрушаться, над всем зданием нависла смертельная угроза.
«Нравственность существует для того, – писал Гельвеций, – чтобы оставаться неизменно той же самой, а отнюдь не для того, чтобы следовать капризам фантазии, страстей, корысти человека. Она должна быть устойчивой и равной для всех личностей, не изменяясь от страны к стране и от одного периода к другому».
«Нельзя жить несколькими нравственностями, – говорится в Концепции общественной безопасности, – иначе противоречия многих нравственностей раздерут в клочья души, жизни, народы, государства, планету».
Всего этого либеральным идеологам показалось мало и они решили заменить важнейшие человеческие ценности своими, сочинёнными по произволу.
Больше того, они нарушили важнейший философский принцип – свобода, как важнейшая либеральная ценность, – на практике трактуется в отрыве от необходимости, права – от обязанностей, плюрализм мнений делает невозможной истину.
Ошибкой стало и признание демократии самым справедливым устройством общества. Суть демократии во власти большинства. Но социологические опросы свидетельствуют, что большинство не обладает достаточной суммой знаний, глобальным мышлением и социально-ответственным сознанием. И это главный довод в пользу авторитарного устройства общества. Что и доказывают примеры из природы и религии, где демократии в помине не бывало.
«Иерархический инстинкт в нас есть биологически – и не важно, в какую эпоху мы появились на свет, – утверждает известный психотерапевт Андрей Курпатов. – Нам комфортно, когда существует понятная иерархия – кто сверху, кто снизу, кто справа, кто слева. Некоторый дискомфорт, конечно, возникает, потому как кто-то на тебя «давит», но этот минус компенсируется наличием определённости, ощущением стабильности, надёжности. Ты занял своё место в системе, и тебя элегантно со всех сторон подпирают. Да, в какие-то моменты, может, чуть давят, но зато не упадёшь. Это в любом здоровом обществе есть. Есть общество, должна быть структура».
Разруха, как известно, начинается с разрухи в умах. И умы наших современников испорчены настолько, что они продолжают усиленно потреблять блага цивилизации, стремятся ко всё большему комфорту в то время, когда запасы ресурсов планеты заканчиваются, когда пора бить тревогу. Если нынешняя мировая элита не в состоянии прозреть даже у края пропасти, значит, она себя обрекла.
Истощение природных ресурсов, стремительный рост населения (причём за счёт беднейших стран), экологические проблемы, природные катаклизмы, обострение социальных противоречий никак не могут ужиться с алчной сущностью капитализма и разлагающей либеральной идеологией. Капитализм и либерализм обречены и на смену им в обстановке всё усиливающегося глобального системного кризиса придёт, скорее всего, очень жёсткий, если не сказать жестокий режим. Поэтому, пока не поздно, нужно предложить миру наиболее разумное и гуманное мироустройство.
Продолжение завтра
Комментарии