Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

О моральном праве на критику


  •  

    «Критиковать все горазды! Каждый винит других во всех грехах, а сам  белый и пушистый! Порядок надо наводить, начиная с себя!» – Такой комментарий я получил за одну из своих статей.

    Надо сказать, что он выразил очень модную точку зрения. Ее сейчас многие принимают на веру и как руководство к действию, даже не пытаясь вникнуть в смысл этих слов, и, что еще важнее, в их последствия. Поэтому, думаю, возникла необходимость разобраться в данном вопросе, чтобы прояснить истину.

    Есть и всегда была категория людей, которым свойственно обвинять всех и вся, а своих недостатков не замечать ни при каких обстоятельствах. Вот к ним приведенные выше слова имеют прямое отношение и оспаривать тут нечего. Но вся беда в том, что дурным тоном стали считать любую критику, кто бы и зачем ее не употреблял. А это означает, что целому ряду областей культуры и соответственно таким специалистам, как искусствовед, литературный критик, фельетонист, сатирик, отчасти пародист, уже не говоря об этиках и моралистах, нет места в нашей жизни. Но ведь они всегда были, с самых древних времен, и общество их деятельность не осуждало, очевидно, сознавая ее значимость.

    В чем же состоит эта значимость? Придется разжевывать детсадовскую истину, раз уж модные взгляды отбили память. Объективная, справедливая и профессиональная критика нужна для искоренения недостатков. Многие авторы, прежде чем опубликовать свое сочинение, несут его эксперту, чтобы тот указал на упущения и чтобы не опозориться перед людьми. Ведь давно известно, что со стороны недостатки всегда виднее. Посторонний взгляд видит то, что самому автору не заметно в силу субъективной самооценки. Эксперт всегда видит шире и глубже среднестатистического человека, на то он и эксперт. И поэтому ему всегда есть что сказать и что покритиковать. Если же эксперт станет руководствоваться тем, что критиковать нехорошо, поскольку он и сам не святой, то вся его деятельность пойдет коту под хвост и его просто не будет как специалиста.

    Такую точку зрения разделяют и углубляют авторы книги «Экология вашего дома», которые пишут о вреде курения, хотя сами курят: «Предвидим привычную малоделикатную народную фразу: «Чья бы корова мычала»… мы «замычали» о курении и о вреде, им причиняемом по той простой причине, что знаем об этом больше, чем сторонний наблюдатель – по себе знаем».

          Я не уверен, что сторонники  обсуждаемой здесь модной философии, которые последнее время просто таки атаковали наши головы, делают этим доброе дело. Дай-то Бог, чтобы кто-то прислушался и в самом деле стал присматриваться к своим недостаткам! Только, мне кажется, таких будет не слишком много. А по рукам получат как раз те, кто пытается своей критикой сделать мир лучше.

    Если углублять обсуждаемую здесь философию, то окажется что и учителя не нужны – они же очень часто критикуют нерадивых учеников! Но ведь сами они, как и все нормальные люди, тоже не без недостатков. И ученики, разобравшись в этом, будут на каждом уроке говорить: «Чему вы меня учите?! Лучше на себя посмотрите! Вы что, не знаете: нужно начать с себя!» Найдется достаточно учителей, которых такое поведение поставит в тупик. Так можно обрушить всю систему школьного образования.

    Да что учителя! Родители не имеют права воспитывать своих же детей, потому что, нередко, состоят из массы недостатков. Многих самих нужно воспитывать, а они туда же! Но что самое страшное, эти последние (даю голову на отсечение!) не захотят начинать с себя. А вот те, что способны привить что-то хорошее, как раз и могут поддаться  модной философии. И угробить соответствующим воспитанием «по-новому» своих же детей.

     Если каждый человек скажет себе: «Я – грешник и не имею никакого морального права учить других, и в том числе своих собственных детей, нравственному поведению», то развитие цивилизации просто-напросто прекратиться. Поэтому нам ничего другого не остаётся, как прислушиваться к хорошим советам, если они идут от чистого сердца и благих побуждений, и не пытаться в ответ тыкать человеку пальцем и говорить: «да ты на себя-то посмотри, прежде чем меня учить!»

          В обсуждаемой здесь философии верна только ее половина: да, с себя нужно обязательно начинать. И всегда в отношении собственной персоны «держать руку на пульсе». Но это не должно быть препятствием к критике тех, кто этого заслуживает. В противном случае критики не будет, и те, кто ее заслужил, посчитают, что они безупречны и им позволено все. А от этого многим не поздоровится.

    Те, кто говорит: «начни с себя», сами, похоже, никогда этого не делали. Говорю это, потому что имею и соответствующий опыт, и будучи знакомым с мнением экспертов. Начав с себя, любой человек утонет в дебрях, потому что конца пути он никогда не достигнет. Он положит всю жизнь на искоренение своих недостатков, но так их и не искоренит. Даже святым не всегда удавалось стать безупречно чистыми.

     «Желание измениться вынуждает человека менять себя, – пишет Лууле Виилма, – но он не сознает того, что всякое насилие автоматически включает систему самозащиты. В итоге – ни малейшего изменения ни сейчас, ни в будущем, сколько ни старайся». Отсюда Виилма делает вывод: «Не нужно быть святым. Нужно быть на верном пути».

     Начав с себя, нам уже станет некогда заниматься другими (допустим, своими детьми). И мы проживем жизнь в полной сосредоточенности на себе и абсолютной пассивности к окружающему миру. И себя до совершенства не доведем, и миру от нашего существования никакой пользы!

    Выходит: мы и сами не можем сделать себя лучше, и других не имеем права одернуть. А это одергивание, пусть и не способно изменить человека в корне, зато может заставить его вести себя в рамках дозволенного. В Советском Союзе, кто помнит, делать замечания друг другу не возбранялось. Не от того ли и на улицах было чище, и место старшим в транспорте уступали, и кошек не выбрасывали.

    В религиях, как известно, важны не только наши поступки, но и их мотивы. Почему этот абсолютно правильный принцип не распространяется на социальную жизнь, просто непонятно. Если человек справедливо критикует какие-то негативные явления и делает это от чистого сердца, если мера его понимания в чем-то выше, чем у того, кому он делает замечание, то зачем закрывать ему рот? Ведь его критика может принести пользу обществу. И кому какое дело до того, что сам он не без недостатков? Другое дело, если критика субъективна и преследует какие-то иные цели. Но здесь речь об этом не идет. Очень часто именно за моралистами тщательно следят, чтобы на чем-то их поймать. И когда это удаётся, громко кричат: «Все видели, каков он! А ещё нас вздумал учить!»

          Многие читатели допускают большую ошибку, отождествляя автора статьи или книги с тем, о чем он пишет. Если литератор пишет о героях – это не значит, что он сам герой. Если  о высокой нравственности – это не значит, что он святой. Но это означает, что он хочет, чтоб люди стали лучше. Не зря говорят: «книга всегда лучше писателя, её написавшего». Объясняется это тем, что быть высоконравственным и героическим намного труднее, чем думать об этом и хотеть этого.

         Если почитать биографии великих людей, то выясняется, что многие из них были далеко не идеальны в обычной жизни. Им были свойственны пороки самых заурядных людей. Тем не менее, большинство из них призывало людей к нравственной и общественно полезной жизни. Но если бы они последовали совету «критиков», о которых идёт речь, что не имеют права учить других высокой морали, что «ты сначала сам таким стань, а потом учи», то человечество не имело бы всего того огромного творческого наследия, которое оставили после себя великие люди. Труды моралистов, пусть и не безупречных в своей жизни, иногда переживают столетия и даже тысячелетия, служа полезными пособиями всё новым и новым поколениям людей.

           Наконец, если говорить о самих «критиках», утверждающих, что учить хорошим манерам и критиковать, может лишь тот, кто сам безупречен, то выясняется, что они сами себе противоречат. Будучи так настроенными против критики, они воспитывают в таком духе не только своих детей, а всех, кого критикуют, в том числе писателей и моралистов. Говоря таким, как я: «так делать нельзя», они, по сути, уподобляются мне и другим литераторам и моралистам. При этом оснований для нравоучений у них ещё меньше, чем у нас. Мы, по крайней мере, занимаемся теми вопросами, о которых пишем, читаем, перечитываем и годами размышляем.

    2013 г.

0

Комментарии

3 комментария
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов11 ноября 2017 г.
    Игорь Вайсман, Вы попадаете в самим собой расставленную ловушку, пытаясь выбрать только один путь из двух (критиковать можно или нельзя). Сможете ли вы, управляя автомобилем, выдержать нужный курс движения, если примете решение поворачивать руль только вправо? Водитель должен пользоваться возможностью выбирать незначительные повороты влево и вправо, чтобы двигаться прямолинейно (кто занимался вопросами регулирования систем, поймёт). Важнее вопрос - «куда двигаться?», чем вопрос «можно ли поворачивать только вправо или влево?». Так что, время у каждого человека в детстве – учиться, вбирая в себя подчас кроме хорошего опыта учителя и вредные знания, потом – учить (бывает, что учить тому, чему не следует).
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов11 ноября 2017 г.
    Продолжение. Статья лукавая, автор достаточно умён, чтобы не понимать своего стремления завести читающего статью в тупик. Это только в умозрительных экспериментах, например, Буриданов осёл, имея полную свободу воли, должен умереть от голода, не в силах сделать выбор между двумя кормушками, если они находятся равноудалено от него. В реальной жизни выбор делается (не хочу время тратить на объяснение причины). Так что - критиковать или нет, как и другие выборы, производимые человеком, и определяет дальнейшую судьбу человека. От этих умозаключений жизнь может изменяться подобно графу, когда принимаются решения, требующие ответа - «да» или «нет».
  • Игорь Вайсман
    Игорь Вайсман11 ноября 2017 г.
    По большому счету вы правы, моя статья направлена всего лишь против существующего, ныне модного стереотипа. Т.е. тем, кто считает наоборот, чтобы они подумали на досуге.