7 июля 1931 года с аэродрома небольшого городка Урень Нижегородской области впервые в истории нашей страны специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся маленький самолёт-биплан По-2. Продолжительность первого полета составила 1 час 33 мин.Эту дату принято считать рождением Авиалесоохраны.На авиаотряды были возложены задачи непосредственного выполнения авиаохраны лесов от пожаров, аэровизуального обследования лесов, обслуживание лесосплава, аэрофотосъемки лесосырьевых ресурсов, выполнение других лесоавиационных работ.Авиаотряды Всесоюзного треста располагали своими самолетами, кадрами, специальным оснащением, имели собственную аэродромную сеть, средства технического обслуживания и ремонта самолетов.К началу Великой Отечественной войны авиационным патрулированием было охвачено 109 млн. га лесов, использовалось 60 самолетов По-2 и Ш-2. Несмотря на тяготы войны авиационная охрана лесов не была прекращена. В послевоенные годы Авиалесоохрана, вместе со всей страной, залечивая раны, восстанавливала разрушенное хозяйство. Становилось насущной необходимостью укрепить кадровый состав дипломированными специалистами. По решению государственных органов требовалось расширять охраняемую лесную территорию, создавать новые инфраструктуры, готовить профессиональных десантников- пожарных.В середине 50-х заметно увеличился приток в Авиалесоохрану свежих сил. Расширялась охраняемая территория, образовывались новые авиабазы и разукрупнялись старые, на вооружение поступали вертолёты, увеличивалась численность работников ПДПС. Молодые специалисты, выпускники лесных вузов и техникумов, с большим желанием шли работать в авиабазы.По состоянию на 1991 год в составе Авиалесохраны имелась, как минимум, 21 авиабаза охраны лесов, где летали Ан-2, Ан-26, Ми-2 и Ми-8. В 1990 году они налетали 101.000 часов, а в конце 70-х в Авиалесохране работали 11000 человек.
В среднем за последние 5 лет с помощью авиации обнаруживается 45,2 % пожаров. С применением авиационных сил и средств ликвидируется 37,5 % от числа возникших пожаров. Самостоятельно работниками ПДПС ликвидируется около 29,0 % пожаров от числа обнаруженных авиацией.По своим масштабам и уровню подготовки служба авиационной охраны лесов Советского Союза до конца 90-х по многим показателям значительно превосходила аналогичные службы в других странах, включая США, Канаду, Китай. Однако, после предательского развала СССР и ухудшением общей экономической ситуации в стране, сокращением финансирования авиалесоохранных работ, проведением административной реформы служба стала сдавать позиции. В 80-х годах, когда авиалесоохранные работы финансировались стабильно, с помощью авиации обнаруживалось до 85% лесных пожаров, сейчас же этот показатель снизился до 45,0 % и только по отдельным регионам он достигает 70%.Из-за недостаточного финансирования, низкой заработной платы, каждый год уменьшается численность работников парашютной и десантно-пожарной службы (ПДПС). В 2006 году она составила 3040 человек, т.е. за последние 10 лет сократилась более чем в 2 раза. По этой же причине стала не соблюдаться технология авиалесоохранных работ, фактическая кратность авиапатрулирования – один из основных показателей, характеризующих уровень авиационной охраны лесов, значительно уменьшилась. В 2006 году по сравнению с 1991 годом сократилась почти в 3 раза. Налет часов на авиалесоохрану с 1991 года постоянно уменьшается, и в 2006 году он составил 26,0 тыс. часов (1991 году – 101.1 тыс. часов). Сокращение фактического налета на авиапатрулирование сказалось и на оперативности обнаружения и тушения лесных пожаров: до 16% пожаров обнаруживается несвоевременно, на больших площадях., значительная часть из них перерастает в крупные.
В 1994 - 95 году , власть предержащие решили экономить, и отряды ПСС, ликвидировали (считай расформировали).
Комментарии