Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Русская авторская песня: фарс на смену традициям

  •  

    Фото: российская певица Земфира в Тбилиси вышла на сцену с украинским флагом, июль 2015 г. В Новороссии в это время кровавая бойня карателями украинской АТО.

     

    Странно устроен наш мир. Когда поэты и барды, надрывая связки, кричат о необходимости нравственных изменений в обществе и государстве, их не слышат, никаких перемен и не происходит, общество по большей своей части спит. Но когда поэты и барды затихают, уходят из нашего мира, их слышат, социум делает попытки пробуждения. Но что-то менять становится либо невозможно, либо слишком поздно.

    При очевидной синтетической природе, обусловленной взаимопроникновением поэтического слова, музыки, исполнительского мастерства, бардовская песня явилась неким «новым руслом» в отечественной поэтической традиции, тяготеющей к социальной, гражданской, нравственной составляющим. И заставляющей по-иному посмотреть на обустройство окружающего нас мира и строительство государства для людей. Посмотреть не через призму предвыборных программ политиков, а через своё мировоззренческое «я».

    Феномен русского варианта авторской песни уникален. Она живет не только в России, но и странах зарубежья многие годы, если не столетия, и сохраняет своих поклонников и сторонников, несмотря на коренные социально-политические, экономические и культурно-исторические изменения в мире. А причина этого — прежде всего в важной особенности русской авторской песни: её адаптированности в русскую культуру, политику и социальную жизнь. В некотором смысле представляя всё это вместе взятое.

     

    Песни бардов минувшего столетия — это проявление поэтического общения по душам, в котором отражается основное внимание к смыслу, к слову, к содержанию, обязывающему думать, менять мироощущение, передавать здоровые мысли и действовать. Заражать позитивом добрых изменений своё окружение — семью, сослуживцев, представителей власти, государство. Мироощущение Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Виктора Третьякова и многих других авторов родственно вечным архетипам, таким, как понятия золотого и серебряного века человечества, которые знаменуют осмысление минувшего как более величественного по сравнению с настоящим.

     

    Эта традиция не нова — она была свойственна языческим кощунам — уличным поэтам, которых русское средневековье именовало «правду глаголящими». Этот межэпохальный момент создает и одно из оснований конфликтности барда в своем времени и один из великих смыслов существования современности. Существования в атмосфере созидания и нравственности.

    «А мы живем в мертвящей пустоте,
    — Попробуй надави — так брызнет гноем,
    — И страх мертвящий заглушаем воем —
    И те, что первые, и люди, что в хвосте.
    И обязательные жертвоприношенья,
    Отцами нашими воспетые не раз,
    Печать поставили на наше поколенье —
    Лишили разума и памяти и глаз».

     

    Пожалуй, Владимир Высоцкий громче остальных собратьев по перу и гитаре пел о том самом нравственном государстве, которого мы все заслуживаем. В котором мы родились, хотим прожить достойно и с гордостью передать своим детям и внукам. Что есть нравственное, честное по отношению к себе и своим гражданам государство? Это несколько сложных аспектов и сфер общественной и деловой деятельности, которые объединены в некую единую народную программу. Это нравственные законы, СМИ, эстрада, литература, кино, правоохранительные и фискальные органы, рекламисты и рекламодатели, работодатели и сотрудники.

    Прежде всего, это нравственные политики, которые любят Родину не за то, что она позволила им воспарить без крыльев над грешной землёй, и любят свой народ не за то, что он безропотно спивается и не мешает царствовать. А за то, что он несёт в себе святой русский ген и рождает гениальных и святых. За то, что готов пролить кровь или отдать свою данную Богом жизнь за свою Родину. Разве этот народ не достоин быть любимым своими политиками, независимо от территории и условий, в которых он проживает?

    «…Бог всем с умыслом раздал по Отчизне —
    Души с неба разбросал, пролетая…
    Видно, грешники мы все в прошлой жизни,
    Раз нам в родины досталась святая…»

    Среди всех сфер и сил, способных привести Россию к процветанию и справедливости, — авторская песня была одним из немногих явлений, в чьей среде генерировалось это. К сожалению, родившаяся в середине прошлого века культура бардовской песни, разросшаяся до стадионных концертов и до полумиллионных по количеству гостей фестивалей («Грушинский» в Самарской области), стала агонизировать вместе с СССР. Как будто тоже чувствовала свою скорую кончину и начало века ханжей, воров, коммерсантов и политлиберальной нечисти.

    «…Вот в набат забили:
    Или праздник, или
    Надвигается, как встарь, чума.
    Заглушая лиру,
    Звон идет по миру, —
    Может быть, сошел звонарь с ума?..»

    Тонко чувствующие представители и выразители народных чувств, русские барды первыми били тревогу. Даже тогда, когда, когда тоталитарная машина не жалела самих бесцензурных самодеятельных творцов.

    «…Мне объявили явную войну
    За то, что я нарушил тишину,
    За то, что я хриплю на всю страну,
    Чтоб доказать — я в колесе не спица..»

     

    ОТ КОЩУНОВ  «ГЛАГОЛЯЩИХ ПРАВДУ» ДО СОВРЕМЕННЫХ КОЩУННИКОВ


    Изменяя Россию, вожди, увы, изменили и её творческое наполнение. То, что должно нести нравственность и делать страну и народ сильней — СМИ, эстрада, литература, кино — коммерциализировались. Фундамент духовности России посыпался, дал трещину, причём весьма глубокую. Страдающий народ был вынужден принять разрушительные трансформации, не переваривая их суть.

    «…На теле общества есть много паразитов,
    Но почему-то все стесняются бандитов, —
    И с возмущеньем хочется сказать:
    «Поверьте, — Боже,
    Бандитов надо тоже
    Понимать!..»»

    Нынешнюю «Грушу» начали сотрясать скандалы, присущие скорее отечественной поп-музыке, политике и бизнесу. Ели прежде цены на билеты на «Грушинский» были символические, а главные расходы и оргхлопоты брали на себя меценаты, чуть позже — обком комсомола (фестиваль назван в честь студента Валерия Грушина, героически ценой собственной жизни спасшего тонувших детей). То теперь фестиваль в Самаре стал не только событием российской культуры, но и модным брендом и способом, с помощью которого возможно зарабатывать деньги и славную репутацию.

    Как следствие — «Грушинский» фестиваль распался на два, движение перестало быть монолитным, появилось множество местечковых низкоуровневых и не несущих никакой созидательной или воспитательной идеи фестивалей. Цель поднятие рейтингов местных политических и бизнесовых «божков». Средства — их же. Движение перестало выполнять функцию некоего общественно-нравственного контроля для построения очеловеченного государства.

     

    На Украине и вовсе за несколько последних лет под влиянием внешних факторов появилось новое «уникальное» явление — национальная бардовская песня. Фестивали, дабы получить высокое разрешение культуправлений, а иногда и их финансовую поддержку, ввели языковой ценз. А приезжающих исполнителей в «обязаловку» загоняют в казармы для обслуживания мероприятий для так называемых «героев АТО». Несколько ведущих авторов покинули страну не только по причине развязанной здесь войны, но и в связи с уничтожением культуры, литературы, свободы мысли и выражения.


    «…Дубль первый!… дай Господь,
    Я Закона не нарушу:
    Выкорчёвываю душу
    Запрессованную в плоть…»

    «…А тот, кто привёл нас к войне и позору,
    Власть никогда не отдаст просто так.
    И, чтобы найти оправданье террору,
    С давних времён поджигался «рейхстаг»…»

     

    Борьба «элитарности» с «демократизмом», профессионального и самодеятельного в недрах бардовской песни не перечеркнула главного: в том, что в своё время песня хлынула в народ, решалось нечто большее, чем альтернатива советскому официозу. Это был своего рода Рубикон, переходя который у России был шанс сохранить базис морали и добродетели, расширить простор для необъятной русской души. Но этого не произошло. И те, кто пришел на смену авторам-исполнителям 60-80-х годов сами стали «проедать» Россию, «выпивая» духовную энергию народа.

    «…Революция, Демонстрации…
    Чай из блюдца я
    Пью в прострации.
    Демократия,
    Конституция…
    Всё та же братия —
    Прости…Господи!…»

    Безусловно, нельзя сказать, что честное музыкальное слово умерло? Нет, оно живо, оно еще удерживает свой маленький бастион, принаряжаясь под стандарты шоу-бизнеса, находит своих слушателей. А вот последних становится меньше как из-за демографической катастрофы, так и из-за продолжающейся политики цензурирования. Только если раньше это делали одетые в пиджаки мужи от отделов минкультуры, то теперь — раздетые девицы из продюсерских центров. Ни первым, ни вторым не нужно общение автора и зрителя, не нужен их компромисс. Им нужны массы, кассы, а Россия подождёт.

    «…Никому живой поэт не нужен —
    Многим нужен памятник-поэт.
    Близким — не поэт, живой он нужен,
    А народу — тишина в ответ…
    Нет поэта — и народа нет…»

    И потому вместо формата благонравия, патриотизма, мира, дружбы, единства, любви к Отечеству и народу на сцене и в СМИ правят балом прогнувшиеся под изменчивый однополярный мир макаревичи, сравнивающие русских с «кочевниками, которые гадят где попало». Ахеджакова, увидевшая в массовых убийствах людей Донбасса «урок гражданской активности и бесстрашия», который украинцы дали россиянам. Арбенина, которая публично поддержала Украину в её кровавой борьбе с мифическими «террористами», засевшими в дошкольных и школьных учреждениях Донецкого края. Басилашвили, который за год тотальных бомбардировок Донецка, Луганска, Горловки и Первомайска так и не разглядел фашизма на Украине. Лазаревы, киркоровы, басковы, меладзе, поддерживающие антироссийские санкции и отказывающиеся выступать перед крымчанами.

     

    Конечно же, все эти деятели сцены имеют право на своё, отличное от других мнение. Им могут не нравиться политика Путина, шахтёры, не желающие подчиняться новому европейскому порядку под флагами нацистских батальонов, крымчане, «объедающие» россиян. Ради гонораров и популярности эти, несомненно, личности могут порой пренебрегать какими-то понятиями сценического такта. Но когда речь идёт о стране, в которой ты сделал карьеру, народе, который пережил крестовые походы и мировые войны, сохранив свою идентичность, культуру, территорию и историю, дешёвый фарс стоило бы оставить не для широкой публики, а для кабацких корпоративов.


    Ничего, пожалуй, не произошло страшного в том, что певица Земфира подняла во время своего концерта в Тбилиси флаг Украины. Если бы не одно «но» — флаг Украины сегодня не олицетворяет описанные в растоптанной Конституции этого государства голубое небо и золотистые нивы. Сегодня под этим флагом проводятся обстрелы городов, пытки, изнасилования и убийства женщин и детей, репрессии в отношении инакомыслящих, фактическая колонизация Украины Западом, уничтожение её производственных мощностей и признание России страной-агрессором. Поднять флаг Украины сейчас — публично поддержать всё это.

    Разве можно назвать позицией дешёвый фарс Земфиры, как, впрочем, и политиков, которые её критикуют, при этом заигрывая с кровавым киевским партнёром? Можно ли сравнить её поступок, к примеру, со стиркой американского флага перед консульством США в Чили автором-исполнителем Дином Ридом? В разгар войны во Вьетнаме 1 сентября 1970 года Дин Рид обратился к народам мира: «Флаг США запачкан кровью тысяч вьетнамских женщин и детей, заживо сожженных напалмом, сброшенным с самолетов американскими агрессорами лишь на том основании, что вьетнамский народ хочет жить в мире и свободе, независимо и с правом на самоопределение…».

    Останься Дин жив, он бы вместе с американским выстирал сегодня флаг Украины, запятнанный кровью женщин и детей Донбасса и Одессы, также имеющих право на мир и самоопределение.

    «…Было б впору на землю Христа позвать,
    Только Лагерь трубил «отбой».
    Ты прости нас, Россия — мать,
    Что же сделали мы с тобой!
    Ты прости свой народ,
    Живший в беспамятстве.
    В нём палач и урод
    Пели о равенстве…»

     

    (в материале использованы стихи Владимира Высоцкого, Виктора Третьякова, Сергея Кучеренко)

     

    Автор Владимир Викторович Волк



3