Не только в 2014, но и по итогам 2015 и 2016 годов, рубль входил в пятёрку самых нестабильных валют мира.
Может быть "наши" финансовые власти не имели альтернатив проводимой политики? Неправда: одномоментная девальвация с последующей жёсткой фиксацией курса или введением валютного коридора - стандартная практика применявшаяся ДЕСЯТКАМИ государств при дестабилизации национальной валюты. Даже МВФ не отрицает таких мер по стабилизации валютного курса... Однако вместо одномоментной девальвации до нового равновесного уровня, допустим в диапазон 60-62 руб/доллар или хотя бы, дальнейшего плавного снижения курса рубля, ЦБ РФ фактически искусственно дестабилизировал рынок, а затем отказался обязанностей по поддержанию стабильности национальной валюты...
Как мы видим, в рамках стандартных представлений о подчинённости, целях и задачах Центрального банка РФ, мы не можем объяснить его внешне парадоксальные действия. Впрочем, кажущаяся абсурдность и "парадоксальность" сразу исчезают, если мы оценим его деятельность с позиции уже выявленных заказчиков:
Почти неизбежным следствием девальвации является оживление экономики. Механизм элементарен: обесценивание национальной валюты ведет к снижению издержек (в валюте) отечественных производителей. Стоимость перевозок, электроэнергии, рабочей силы итд в рублях остаётся прежней, но в валюте падает на величину девальвации. Следовательно сразу возрастает прибыль у уже существующих экспортёров - в нашем случае это уже знакомые нам сырьевики-компрадоры.
Однако для запуска новых производств в стране, девальвация является желательным, но недостаточным условием. Строительство новых производственных объектов или расширение уже существующих, подразумевает серьёзные инвестиции, которые возможны, только в условиях стабильности национальной валюты!
Невозможно рассчитать валютную рентабельность инвестиций в условиях нестабильности валютного курса. Потому что нельзя рассчитать: какой будет, например через год, рублёвая цена у товара производимого иностранным конкурентом. Невозможно оценить, в этих условиях и валютную величину рублёвых издержек, самого инвестора в России.
Отечественный инвестор в этой ситуации не будет "совать голову в петлю", ему проще прикупить валюты и подождать, пока во-власть придут адекватные люди. В крайнем случае он может уехать на Запад и попытаться открыть бизнес там. Этот процесс, в частности в виде бегства миллионеров, мы и наблюдаем. Для иностранного инвестора, ситуация еще сложней: он намерен получить прибыль в валюте, вложив валюту, он же иностранец, а как он может рассчитать валютную прибыль, если курс рубля непрерывно "трясёт"? Так, под сладкие разговоры о желательности иностранных инвестиций, на корню уничтожается, сама возможность ростков роста, которые появились в результате снижения курса рубля.
Как мы видим, результатом политики денежных властей, стали: рост рентабельности у сырьевиков-компрадоров и ликвидация предпосылок роста остальной отечественной экономики, которые появились в результате девальвации. Всё это вполне укладывается в уже выявленную задачу "наших" компрадоров: не допускать появления альтернативных центров силы, в лице национальной буржуазии, которые могут подорвать экономическую основу их политического господства!
Продолжать анализ финансово-экономической политики можно долго. Однако, даже поверхностного разбора четырех базовых её направлений, достаточно чтобы дать характеристику, существующей социально-экономической модели страны.
В результате событий октября 1993 года и последовавших "ваучерной приватизации" и особенно "залоговых" аукционов, большая часть национального достояния, самой большой страны планеты, оказалась в руках крайне узкого круга лиц. Эти люди в силу экономических причин и политических предпочтений ориентированны на страны ядра капиталистической системы (глобальный Запад). Таким образом, России была навязана крайне отсталая социально-экономическая модель компрадорского капитализма.
Её основные особенности мы разобрали в ходе проведённого анализа. Для консервации существующего уклада, сформирована устойчивая политическая система, которая опирается на большинство в парламенте, принадлежащее политической обслуге компрадоров (с 2001 года партия «Единая Россия»). Депутаты которой, под патриотические лозунги, но единогласно голосуют за, так называемый «либеральный» курс Правительства.
Сохранение этой модели гибельно для экономики и государства. Она препятствует развитию страны и обрекает Россию на деградацию. Как в детской задачке про бассейн и две трубы: если скорость наполнения бассейна, через первую трубу, ниже скорости истечения, через вторую, то бассейн опустошится. Нельзя вывозить национальное богатство из страны, быстрее, чем оно накапливается... Эта ситуация не может сохраняться бесконечно, как нельзя без конца падать в пропасть. Рано или поздно количество перейдёт в качество и государство не сможет обеспечивать выполнение своих базовых функций, проиграв международное соревнование, а это неизбежная дезинтеграция страны. Будущего у России при сохранении этой модели нет!
Впрочем, навязанная нам в кровавом октябре 1993 года, система компрадорского капитализма не представляет собой ничего нового и оригинального. СССР активно помогал национально-освободительным движениям в борьбе с этой формой неоколониализма. Десятки стран в 50-е - 80-е годы прошлого века проходили через этот этап и вернули себе национальный суверенитет в экономической сфере. Накоплен впечатляющий материал по преодолению этого явления в различных политических и экономических условиях.
В следующей части, опираясь на него, мы рассмотрим варианты трансформации существующей социально-экономической модели. Разберём перечень необходимых экономических и политических решений, которые для этого необходимо предпринять.
Продолжение: Правильный диагноз болезни страны. Часть 3 "Кто такие русские махараджи и как от них правильно избавляться...
Комментарии