Новости партнеров

Самое свежее

Михаил Макогон. Навальный – единственный политический авторитет в России? Ася Резницкая. Кто это был? Артист? Пришелец из другого мира? Лариса Казакевич. Уставшие тараканы в голове. Попытки юмора Париж - Бердичев Александр Росляков. Николай-встанька Бондаренко – и его пример народу Эль Мюрид. Уход Путина и трещащая концепция вакцинации
Загрузка...

Сергей Лесков. Почему дирижабли перестали летать и есть ли у них будущее?

  • Осенью 1937 года дирижабль «СССР В-6» поднялся в воздух и установил мировой рекорд продолжительности полета – 130 часов 27 минут. Он стартовал в подмосковном Долгопрудном и сюда же вернулся. Преодолено 4800 км: Курск, Пенза, Воронеж, Брянск, Иваново, Новгород. Над каждым городом были выброшены вымпелы с призывами к новым подвигам.

    Дирижабль-рекордсмен был построен по проекту легендарного Умберто Нобиле, который после чудесного спасения советскими летчиками в Арктике работал в нашей стране. Выбор итальянского генерала объяснялся высокими темпами развития науки и техники в СССР, а также духом романтики, окружавшим пилотов и ученых.

    Это был поистине золотой век воздухоплавания. Величественный дирижабль по эстетике не уступал стремительному самолету и казался равновеликим соперником. Если верно, что все гениальное просто, то простота дирижабля должна была гарантировать ему первенство. Однако рекорд «СССР В-6» стал одним из последних, а сам дирижабль погиб зимой 1938 года в Карелии, направляясь в Арктику, где терпела бедствие дрейфующая экспедиция Папанина.

    Первое требование к воздухоплаванию – безопасность. Дирижабль, как ни бились инженеры, отличался высокой аварийностью. 1928 год – гибель дирижабля «Италия». 1930 год – гибель 48 человек в первом же полете крупнейшего английского дирижабля R-101, 1933 и 1935 годы – гибель крупных американских дирижаблей «Акрон» и «Мекон» с десятками жертв. 1934 год – гибель аэростата «Осоавиахим», запущенного в честь XVII съезда ВКП(б). 1936 год – самая жуткая катастрофа, когда в Нью-Йорке сгорел воздушный «Титаник», немецкий цеппелин «Гинденбург», совершивший 37 рейсов через Атлантику. Из 97 пассажиров погибли 35. Гиммлер заявил, что гибель «Гинденбурга» – диверсия коммунистов.

    При всех плюсах и минусах дирижаблей есть страна, которая просто создана для этого транспорта. В России с ее огромными территориями часто трудно проложить нормальную дорогу. Особенно заинтересованными в дирижаблях могут быть нефтегазовые промыслы. Перевозка грузов на дирижабле обходится в 5 раз дешевле, чем на самолете, и в 15 раз дешевле, чем на вертолете. В начале 2000-х годов казалось, что идея дирижаблей на новой технической базе будет реанимирована, был готов проект грузоподъемностью в 400 тонн. Главным энтузиастом возрождения дирижаблей был академик Юрий Рыжов, бывший ректор МАИ и посол России во Франции. Проектные образцы показывали на МАКС, но до внедрения не дошло.

    То ли экономика сторонится инноваций, то ли романтиков не осталось… К слову, главным противником дирижаблей в конце XIX века был великий Гельмгольц, автор закона сохранения энергии. В эпоху рекордов это казалось одним из заблуждений гениев, наподобие Герца, отрицавшего радио, и Резерфорда, не верившего в использование атомной энергии.

    В 1934 году на первой в СССР конференции по изучению стратосферы скандальный доклад зачитал молодой инженер Королев. Создатель первых космических кораблей говорил, что покорить стратосферу смогут только ракеты.

    Королеву тогда никто не поверил, но он оказался прав. Дирижабли прочно встали на земной прикол. Или это тоже заблуждение, которое исправит время?

6

Комментарии

10 комментариев
  • Павел Артемьев
    Павел Артемьев7 октября 2020 г.+4
    Дык - понятно что дирижабль на водороде крайне опасен. Но при других вариантах - для огромной России он бы пожалуй и правда в самую жилу пришёлся..
  • Владимир Чигинский
    Владимир Чигинский7 октября 2020 г.+4
    красота и романтика плюс ко всему польза и выгода...всё это конечно хорошо, но вот только не про наше время...я имею ввиду сегодняшнюю РФ
  • Михаил Свобода
    Михаил Свобода7 октября 2020 г.+1
    Жаль не указаны причины аварий. Если взрывы газа, почему горючие газы не заменить на инертные?
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов7 октября 2020 г.-2+1
      гелий сверхтекуч.
      • Андрей Широнов
        Андрей Широнов7 октября 2020 г.
        Лёха, ты фееричен;-) Видно что больше "менеджер" чем "физик". Лёха, сверхтекучестью обладает лишь ЖИДКИЙ гелий, причём одна фаза жидкого гелия по свойствам практически кардинально отличается от другой фазы.
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов7 октября 2020 г.+2
    Статью надо было наЗВать так: ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ВЛАСТИТЕЛИ ДУМ РАЗУЧИЛИСЬ ДУМАТЬ И ЕСТЬ ЛИ У НИХ БУДУЩЕЕ.
  • владимир кот
    владимир кот7 октября 2020 г.+2
    Помнится в конце Союза, была создана концепция нового типа летательного аппарата(гибрид дирижабля и самолета). Но наступили ,,святые 90,, и про это забыли.
    • Павел Артемьев
      Павел Артемьев7 октября 2020 г.+1
      Интересная штука есть - Термоплан... Гляньте в ВиКе - любопытная схема.
  • Павел  Семёнов
    Павел Семёнов8 октября 2020 г.+2
    Большевики заложили бомбу под дирижабль... что-то подобное я уже слышал.
  • Lucifer Centurion
    Lucifer Centurion8 октября 2020 г.
    В труднодоступных регионах часто бывают такие ветра, что дирижабль ни какая тяга не спасёт.