Новости партнеров

Самое свежее

В мире мудрых мыслей и безграмотных мыслителей Николай Травкин. Путин и Лукашенко – в чем главная разница? Александр Маленков. Сказка про Мальчиша-Кибершиша и его персональные данные Андрей Медведев. Не нужен нам берег турецкий – а Грузия, значит, нужна Алексей Рощин. Отказ российских артистов ехать в Беларусь – или шоубизнес против денег Андрей Нальгин. О роковой самоизоляции Путина и России от соседей
Загрузка...

Сергей Лесков. Спасибо пандемии за науку – но не слишком ли она запоздала?

  • Президент Российской академии наук Александр Сергеев признался, что РАН в результате реформы лишилась организационных ресурсов, чтобы бороться с коронавирусом. Конечно, ученые выступают в качестве экспертов на разрозненных площадках, но «поставить академиков под ружье», по выражению президента РАН, и объединить цельным планом невозможно.

    Много лет продолжалось сокращение расходов на науку, а лучшие умы широким потоком утекали за границу и деградировали. Руководители Академии жаловались, что наука в России стала невостребованной, что у власти иные интересы, а ученые воспринимаются как надоедливые мухи, которых лучше отогнать от бюджетного пирога. И вот в результате нашествия коронавируса, которое сами же власти сравнивают с новой войной, востребованность в науке вдруг вернулась. Но выяснилось, что спросить уже не с кого…

    Шарль Монтескье в конце просвещенного XVIII века задался вопросом, почему разные народы живут по-разному. И пришел к выводу, что ленивые и нелюбознательные народы неизбежно приходят к состоянию, когда ими управляют деспоты. Можно ли исключить, что российский изворот странствий китайского коронавируса имеет политическую подоплеку, а молчание нашей Академии есть следствие потери любознательности?

    Новости из российских научных центров – слабый тенорок в могучем научном хоре. Всерьез применительно к борьбе с COVID-19 можно говорить только о препарате триазавирин, созданном несколько лет назад в Институте органического синтеза. Но его для проверки передали в Китай, который, чтобы выйти сухим из воды, готов исследовать любые зелья. В Институте органической химии создали препарат фортепрен, который хорошо лечит коронавирус. Но только у кошек…

    Не густо. Между тем русская школа вирусологии была одной из лучших в мире. Основоположником этого раздела микробиологии считается Дмитрий Ивановский, который был первым ученым, разглядевшим скопления вирусов. Нобелевский лауреат Илья Мечников был правой рукой Луи Пастера. Ученик Мечникова – Владимир Хавкин, создатель первой вакцины против чумы и холеры, его именем назван институт в Индии. Лев Зильбер (брат писателя Каверина) – создатель медицинской вирусологии и человек невероятной судьбы и личного мужества. Даже в ГУЛАГе он продолжал лечить зэков, а они в знак благодарности ловили ему для опытов мышей.

     

    Потери от эпидемий во время Гражданской войны превосходили число жертв от военных действий, что было обычным явлением для войн прошлого. Благодаря Зинаиде Ермольевой, автору отечественного пенициллина и руководителю противоэпидемиологической службы, в ходе Отечественной войны удалось избежать массовых эпидемий. Михаил Чумаков – создатель противоклещевых препаратов, а также инициатор первого в мире массового производства вакцины против полиомиелита. Наконец Виктор Жданов – автор программы ВОЗ, благодаря которой оспа, веками косившая народы, в 1980 году была официально ликвидирована.

    Величайшая несправедливость, что великие имена сейчас забыты и в массовом сознании Жданов – это сталинский нарком, а Чумаков – эстрадный певец. Такова наша шкала ценностей…

    Я понимаю, что список славных имен напоминает экскурсию Ноздрева, которую он провел для Чичикова по пустой конюшне. Что же, что нет лошадей, но какие это были лошади! Куда ушли мастера вольтижировки с вирусами, взращенные в отечественной школе? Власти живо интересовались вирусологией в эпоху масштабных войн и массовых трудовых армий. Но зачем эти пробирки и микроскопы в спокойное и относительно сытое время? Если вирусная инфекция – следствие людских скоплений, то логично считать адресной группой инфекции бедные слои населения. Ни один вирус не долетит до высоких этажей власти, где принимаются судьбоносные для науки решения.

    Наше здравоохранение все больше разделяется на медицину для богатых, которая повышает качество жизни и продлевает ее продолжительность, и медицину для бедных, которая мыкается в вольере ОМС и имеет дело с массовыми заболеваниями. Инфекционные заболевания разорительны для бюджета, поскольку предполагают поддержание больниц в режиме ожидания. Исходя из железной логики оптимизации, за годы реформы здравоохранения инфекционистов стало на 10% меньше, а коечный фонд сократился в 2,4 раза – со 140 тысяч в 1990 году до 59 нынешних тысяч. В Москве, к примеру, специализированная больница в Печатниках переоборудована под склад.

    Если в 1990 году умирало 0,35% инфекционных больных, то сегодня, без учета COVID-19 – 0,82%. В итоге, по статистике ВОЗ, по уровню смертности от инфекций Россия занимает 87 место в мире. Презрительное отношение власти к носителям инфекционной заразы перекочевало на вирусологию и привело ее к дистрофичному состоянию.

     

    Но самое страшное – вовсе не слабое дыхание доведенной до отчаяния науки. Страшнее другое – почти неизбежное при необходимости быстрого прорыва в борьбе с COVID-19 появление ловкого шарлатана, который пообещает правителям живую воду. В 1930-х годах в полуголодной стране таким авантюристом стал народный академик Трофим Лысенко, который научился втирать правителям очки. В итоге наша генетика, которая в 1930-х годах занимала передовые позиции, рухнула в пропасть.

    Кстати тот же Лысенко поучал публику: «В СССР люди не рождаются. В СССР рождаются организмы. А людей мы воспитываем!» Не знаю, как людей, но ученых в России мы точно скоро разучимся воспитывать.

11

Комментарии

17 комментариев
  • Александр Головенко
    Александр Головенко21 апреля+3
    Как же в СССР с его лучшим в мире здравоохранением и космической наукой явный шарлатан Чумак мог стать "кумиром миллионов"? Миллионы самых умных и красивых в мире женщин ставили перед телевизорами банки с водой и кремы "для подзарядки". Разве это был не массовый психоз? Так что у "пандемии коронавируса" свои корни, своя родословная
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов21 апреля-1+9
      В позднем СССР образование стало уже убогим, поэтому и верили во всякую хиромантию. Вы посмотрите только на Ельцина, Гайдара и Чубайса! Этим охламонам позволили вершить судьбу СССР и России. Это ли не полное невежество!?
    • владимир кот
      владимир кот21 апреля+5
      Миллионы самых умных и красивых в мире женщин ставили перед телевизорами банки с водой и кремы "для подзарядки". Разве это был не массовый психоз?,, А вы задумывались-почему вдруг люди стали баранами? Когда вокруг, начали крушить все, во что верили люди, тогда и появилась вера, в этих чумаков-кашперовских. И делали(разрушали) это те, кому верили.
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов21 апреля+2
      это уже был не СССР.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов21 апреля+6
    Наука прикладная и фундаментальная - это "растения", которые растут на хорошо возделанной "грядке" образования. Зачем образование стране, в которой абсолютное меньшинство добывает природные богатства и торгуют ими, а остальная часть занята услугами разного рода? Образование в такой стране не нужно, поэтому загнила и наука.
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов21 апреля+1
    поздно господа ученые пить Боржоми.
  • александр ставрогин
    александр ставрогин21 апреля-3
    С наукой нужно было поступить как с Армией, то есть вначале послать туда Герострата Сердюковича, а потом по исполнению своего предназначения заменить на Шойгу. Увы, гадющник, в который превратилась Академия Наук СССР просто отрезали от финансовых потоков и он, будучи переполненным старперами от науки просто закономерно помер и исчез вообще, как боевая и прогрессивная единица.
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков21 апреля+1
    http://stalinism.ru/elektronnaya-biblioteka/akademik-trofim-denisovich-lyisenko.html?showall=&start=6 под редакцией доктора сельскохозяйственных наук, лауреата Государственной премии России, заслуженного деятеля науки профессора П. Ф. Кононкова Предисловие. Т.Д. Лысенко: правда и вымысел "Я хорошо знал Трофима Денисовича Лысенко, его сильные и слабые стороны. Могу твёрдо сказать: это был крупный, талантливый учёный, много сделавший для развития советской биологии" И. А. Бенедиктов, нарком земледелия
    • Татьяна  Прокушева
      Татьяна Прокушева22 апреля
      Чужого горя не бывает. Пандемия унесла в мире десятки тысяч жизней. В России от китайской чумы умерли 405 человек. Кто-то потерял сына, дочь, отца мать. За это коронавирусу спасибо?
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков21 апреля
    Трофим Денисович Лысенко (17 (29) сентября 1898 - 20 ноября 1976 гг.) - выдающийся советский учёный, биолог и агроном, внесший большой вклад в развитие теоретической биологии; предложивший ряд эффективных агротехнических приёмов в сельскохозяйственной практике. В биологии основными достижениями Т.Д. Лысенко были: создание теории стадийного развития, вошедшей в золотой фонд фундаментальной науки; разработка методов направленного изменения наследственности растений, явившихся основой для создания селекционерами школы Лысенко высокоурожайных сортов озимых пшениц; отстаивание возможности внехромосомной передачи свойств наследственности, объяснявшей явление вегетативной гибридизации; развитие учения о взаимоотношениях внутри биологических видов, ставшего основанием его работ по гнездовым посевам растений и созданию стада жирномолочных коров. В агротехнике наиболее важными достижениями Т.Д. Лы
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков21 апреля+1
    Т.Д. Лысенко в 1950-х гг. выступил против авантюрных проектов Хрущёва по "освоению целины" и "повсеместному внедрению кукурузы", нанесших сельскому хозяйству, особенно российскому, громадный вред.
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков21 апреля+1
    , плодотворно работавшие в науке и применявшие свои достижения к практике, появлялись в массовом порядке, находя понимание и поддержку со стороны сталинского руководства страны. "Говоря современным языком, в 30-е годы сформировался массовый социальный заказ на учёного с активной жизненной позицией, тесно связанного с трудящимися, их борьбой за создание нового общества, людей, непримиримых к академической рутине и догме, "почиванию на лаврах", людей, нацеленных на решение назревших практических задач"2. "Эпоха Сталина опиралась на творцов, создавала пространство, где эти люди находили понимание, отклик и поддержку" 3 . Они награждались, прославлялись на государственном уровне, становились образцами для подражания в народе.
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков21 апреля+1
    http://stalinism.ru/elektronnaya-biblioteka/akademik-trofim-denisovich-lyisenko.html?showall=&start=6 под редакцией доктора сельскохозяйственных наук, лауреата Государственной премии России, заслуженного деятеля науки профессора П. Ф. Кононкова Предисловие. Т.Д. Лысенко: правда и вымысел
  • Геннадий Ручкин
    Геннадий Ручкин21 апреля+2
    Все намного серьезнее: "...Моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания» [7, с. 17]; социологи показывают, что «в конце XX - начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения; акцентируют «моральную аберрацию» мышления наших политиков - его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономически
  • Геннадий Ручкин
    Геннадий Ручкин21 апреля+2
    такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др. [6, с. 225]; экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия» [8, с. 588]; искусствоведы констатируют, что «у нас сформировалась тотально аморальная система» [9, с. 73]; философы связывают происходящее в современной России с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего. «Что сделает из политической свободы человек, который не созрел для неё и переживает её как разнуздание? - задавался вопросом И. А. Ильин и отвечал, - он сам становится опа
  • Геннадий Ручкин
    Геннадий Ручкин21 апреля+2
    - он сам становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы» [10, с. 146]. Что и произошло в нашей стране в начале 1990-х..." https://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennoe-sostoyanie-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva