Новости партнеров

Самое свежее

Как можно было взять не только Крым, но и пол-Украины в придачу Алексей Чадаев. Конституция РФ как химера, все меньше отражающая сущность власти Заявление ИГИЛ по взрыву в Магнитогорске – отточенный удар по нашей власти Вазген Авагян. Кто есть предприниматель – великий строитель или разрушитель? Как убить дракона? «Красный губернатор» Хакассии оказался хуже прежнего Заевшиеся чинуши не устают учить нас жить. Лучше бы помогли материально…
Loading...
Loading...
Загрузка...

Сергей Лесков. Славные имена как фиговый листок для бесславного российского авиапрома

  • Телеграфисты и приказчики старались объясняться с дамами по-французски, хотя языка толком не знали. Красивые слова гипнотизируют, это знают все фокусники. И еще лучше знают политики – для них звонкие лозунги важнее сути, до которой еще надо докопаться. Из всех политиков в мире лучше всех играют в слова российские. Могли фокусникам всех мастей сто очков форы дать по части того, как втираться в доверие и ускользать от ответственности.

    Заканчивается конкурс «Великие имена России», который был посвящен выбору названий для пяти десятков российских аэропортов. В голосовании приняло участие 5,5 миллионов человек. То есть мероприятие зацепило. Список имен обнародован, теперь высокое руководство примет правильное решение, хотя кое-где предстоит второй тур.

    Лично у меня от всего этого на душе неловкость и тяжелая хмарь. Да, присваивать имена выдающихся людей аэропортам – мировая практика. Но этой чести удостаиваются лишь самые крупные аэропорты с национальным статусом. В Нью-Йорке – аэропорт Джона Кеннеди, в Вашингтоне – Рональда Рейгана, в Париже – Шарля де Голля, в Риме – Леонардо да Винчи.

    В России есть несколько аэропортов, носящих имена исторических деятелей. В Ростове-на-Дону – атамана Платова, в Ульяновске – Карамзина, хотя об авиации эти замечательные люди даже не мечтали. В Оренбурге и в Барнауле присвоили аэропортам имена космонавтов Гагарина и Германа Титова, которые по первой специальности были военными летчиками.

    Но провести ковровую бомбардировку по всем аэропортам – это уже казенная кампанейщина. И в итоге – нелепица и абсурд. Почему чиновники схватились за идею наименования? Потому что славные имена предков прикрывают их собственную наготу и развал реальной работы по развитию авиации и транспортной инфраструктуры.

    Как будто история крышует и извиняет чиновников, которые погрязли в халатности и разгильдяйстве. В 1991 году в России было 1450 аэропортов, а сейчас осталось всего 228… Зато будет красиво. Но поднимет ли громкое имя гражданскую авиацию на новую высоту? Если сказать правду, стыдно будет перед славными именами. Но это наша практика: оставив после себя пустыню, мы гордимся свершениями прежних поколений.

     

    Аэропортов становится все меньше, и, как следствие, растет аварийность. Безопасность полетов – бич российской гражданской авиации. В мире на один миллион пассажиров погибает в среднем один человек. В США – 0,25, в России – 1,5 (иногда даже больше). В 1990 году на миллион советских авиапассажиров приходилось две-три катастрофы, сейчас – пять-шесть. Следствие чаще всего выходит на «человеческий фактор», но в пилотах ли дело, если по признанию министра транспорта Игоря Левитина половина самолетов нашего авиапарка годится только на запчасти, но продолжает летать и перевозить людей.

    Мобильность населения – важнейший фактор экономики. Но проще было Ломоносову добраться до Москвы, чем современному помору скопить деньги на билет в столицу. Авиация громадному большинству россиян не по карману. В мировой авиации пассажиропоток вырастает в два раза каждые 15 лет. Россия только в 2017 году достигла отметки советского периода – 90 миллионов человек, хотя при нормальном развитии должно было быть 350 миллионов.

    В США каждый год самолеты перевозят 900 миллионов пассажиров, в Европе – 1,2 миллиарда. Странное дело, там отсутствие имен у аэропортов пассажирам никак не мешает. А мы наводим тень на плетень, чтобы не видно было, что взлетная полоса заросла сорняками.

    Кстати отечественных самолетов в нашей гражданской авиации кот наплакал. Еще в 1990-е годы четверть мирового парка гражданской авиации составляли самолеты советского производства, сейчас их доля снизилась до критически низкой отметки. В самой России дальние и среднемагистральные воздушные перевозки практически полностью находятся под контролем различных модификаций «Аэробусов» и «Боингов».

    Современные Ан-148,Ту-204, Ту-214 и «Сухой Суперджет» – лишь 6 процентов авиаперевозок. В авиапарке остались старые модели конструкторских бюро Яковлева, Туполева и Антонова, но людей они не возят. Прочные позиции лишь у турбовинтового Ан-24, который не знает конкурентов на Крайнем Севере.

    Кстати говоря, и сам по себе подбор имен для голосования вызывает недоумение. Почему так много Романовых – сразу четыре представителя династии? Какие, к слову, ощущения будут у пассажиров в аэропорту Мурманска, которому грозит имя Николая Второго, если этот неловкий государь, как слепой штурман, целую страну грохнул?..

    А где же, хочется спросить, славные Рюрики? Не знали про авиацию? А Пушкин знал? Или Рюриков для железнодорожных станций приберегли?

    Нет, все-таки это форменная глупость, граничащая с ничтожеством. Сами ничего не делаем, за чужие спины прячемся. Уверен, гордые предки брезгливо поморщились бы, увидев до какого малодушного ничтожества дошли их потомки, оказавшиеся отъявленными бездельниками.

     

    В истории Древнего Китая была Эпоха исправления неправильных имен. Неужели разуверившись в возможности повторить современное китайское экономическое чудо, мы решили последовать по пути древних китайцев? Что на очереди? Вокзалы, порты, автобусные остановки? Можно также избирательные урны наименовать – к ним особенно много претензий.

    Мы долго гордились титулом самой читающей страны в мире. Сегодня это достижение кажется сомнительным, но в любом случае русские люди отличаются мечтательностью и созерцательностью в ущерб инициативе и предприимчивости. Слово у нас слишком часто заменяет дело. Идей – бездонный океан, проектов – море разливанное, конкретные дела кажутся обременительными.

    Организаторы конкурса «Великие имена России» уловили национальный мотив. И если всем аэропортам России дать славные имена, то всю гражданскую авиацию России следует наречь в честь гоголевского помещика Манилова.

    Когда-то Муслим Магомаев пел песню Пахмутовой и Добронравова «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» Но если рекордов нет, то имена, мне кажется, неуместны.

16

Комментарии

7 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов12 декабря 2018 г.-1+2
    Это был тест IQ для населения, призванный решить, в какой степени и как долго можно ещё дурить население страны. Нет важнее вопроса, чем назвать аэропорт именем Пушкина))
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский12 декабря 2018 г.-1+7
    "Лично у меня от всего этого на душе неловкость и тяжелая хмарь". А у меня, как бывшего пилота Аэрофлота, к чувству неловкости и стыда за руководство РФ начинает взыгрывать ярость благородная. Что сотворили недоумки с некогда общедоступной гражданской авиацией?! В СССР ходила поговорка: в самолёт сесть, что в трамвай залезть. Во все райцентры осуществлялись авиаперевозки, на северах вертолёты и лёгкие самолеты АН-2 использовались, как общественный транспорт с ценой билета в 1 рубль.
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов12 декабря 2018 г.-1+8
      тогда была авиационная промышленность сверхдержавы, а сейчас отверточная сборка сырьевой колонии. Всего 30 лет прошло, а какие разительные перемены.
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов12 декабря 2018 г.-2
    фейком грузят пипл от души.
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов12 декабря 2018 г.-1+4
    помните как Медведев, будучи презом, сказал в Ярославле после авиакатастрофы, что если наши авиастроители не научатся делать хорошо и дешево, то мы купим на западе. Красноречивое заявление от не последнего человека в государстве.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский12 декабря 2018 г.-1+4
    Можно сказать, что гражданская авиация в РФ приказала долго жить. Боинги 737 - это секонд-хэнд, взятый в лизинг из африканских и прочих банановых стран можно не брать в расчёт. Лётный состав - половина с купленными свидетельствами. Кадры готовят в двух-трёх училищах, виноват, теперь их называют ВУЗАми и Академиями?! Ну, это как сейчас модно, средние школы обзывают лицеями, дающими ущербные знания "лицеистам" в рамках ответов на дурацкие вопросы по ЕГЭ. В общем кадров нет, самолётов и вертолётов нет, местные аэропорты необратимо разрушены, или отданы под строительство коттеджей для новых русских.
  • дмитрий жуков
    дмитрий жуков12 декабря 2018 г.-1+1
    Конечно следование мировым трендам похвально...., но нужно знать меру, автор прав воссоздание своего авиапрома намного важнее, и одиозная мода на имена вызывает в памяти сходные традиции бывшего союза..., причем не лучшие традиции