Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Сергей Лесков. Как выдавить из себя раба и вдавить в себя же гражданина?

  • Во Всемирный день борьбы с рабством я задаю себе вопрос: выдавил ли я из себя по капле раба по совету писателя Чехова? И могу ли присоединиться к прописи в первом советском букваре: «Мы не рабы, рабы – не мы?» Не нахожу ответа…

    Казалось бы, рабство – далекое прошлое, и в начале XXI века проблема невольников кажется неактуальной. Но в любом диспуте, чтобы он не был бесплодным, надо договориться о терминах.

    Организация Объединенных Наций, которая придумала этот День борьбы с рабством, определяет раба как человека, который не может по своей воле отказаться от работы. Странное определение. Хотя бы по той причине, что на всей планете есть неискоренимая проблема безработицы. И безработный – чаще всего более несвободный человек, чем тот, кто имеет работу.

    Я думаю, что раб – это внутреннее состояние. Кажется, нечто подобное имел в виду Чехов, когда советовал выдавливать из души прыщи рабства. Такова нравственная гигиена интеллигента, но сегодня гнилая русская интеллигенция со своими проблемами – анахронизм. Для российского гражданина начала XXI века вопрос о рабстве кажется не более актуальным, чем поиск морского пути в Индию или путешествие из пушки на Луну.

    Но тогда почему одним из самых ругательных в нашем языке стало слово «либерал», которое буквально означает «свободный человек»? Не в том ли дело, что понятие «рабство» в нашей гражданской жизни трансформировалось и мы предпочитаем некий облегченный, но оттого лишь более прилипчивый вариант «софт-рабства»?

    Почему, к примеру, глава «Роснефти» Игорь Сечин не является в суд по повестке, как того требует гражданский и правовой долг? Потому что патриций не может держать ответ перед рабами. Патрицию на мнение черни наплевать.

    Или взять назначенные на март выборы главы государства. Нигде в подлунном мире нет такого, чтобы за квартал до выборов список претендентов не был сформирован. А чего вы хотите? Пусть чернь томится коленопреклоненно, пока не будет милостиво объявлено о высочайшем выдвижении. Сроки не имеют значения, ибо выбора все равно нет, лишь имитация на потеху, ничем не свободнее советской эпохи. Плебеи никогда императора не выбирали.

     

    Рабовладелец Аристотель считал, что человек – это политическое животное. Может быть, в Древней Греции так оно и было. Там были граждане со свободным волеизъявлением. До чего Сократа, звери, довели! Есть ли сословие граждан в понимании Аристотеля в современной России – большой вопрос. Если нет выборов и нет суда, то есть ли граждане?

    А что имеется? Патернализм, вечная надежда на доброго царя-батюшку. И он у нас очень добр и отзывчив. Чуть стало худо, взываем к президенту о помощи. Бедные учительницы, жители жутких хибар, мастера культуры, наказанные по злому навету спортсмены. (В последнем случае, хоть убей, не понимаю, почему победа в неведомом России скелетоне послужит престижу России?) С одной стороны, хорошо, что имеется титан, который всем помогает. С другой стороны – плохо, потому что у людей нет свободы, чтобы своими силами устроить свою жизнь. На чужой помощи далеко не уедешь. Но государству спокойнее с «софт-рабами», пусть только пояс потуже затянут и кляп изо рта не вынимают.

    В советскую эпоху пропаганда в разной форме часто обыгрывала стихотворение классика Сергея Михалкова «Хижина дяди Тома». Во время торга рабовладельцев на сцену из зала выбежала девочка и протянула плантатору пять рублей, чтобы спасти благородного раба:

    И воцарилась тишина,

    Согретая дыханьем зала,

    И вся Советская страна

    За этой девочкой стояла…

    По правде, если на тот момент где и было формальное рабство, то как раз в СССР. Автор советского гимна по понятной причине предпочитал этого не замечать, но этого не замечали и другие советские люди. У крестьян, например, паспортов не было, они были привязаны к колхозам; свободы в государстве рабочих и крестьян было в иных смыслах не больше, чем у крепостных при царе…

    Сегодня в некоторых отношениях у нас свободы поприбавилось, в других – стало еще меньше, но власть к народу не вернулась. И народ не горит желанием обрести эту ненужную ему свободу. И вот вопрос: если при Михалкове-старшем мы по состоянию духа во многом были рабами, то вышли мы из рабства при Михалкове-младшем?

    Аристотель много размышлял о рабстве. К примеру, в этом ракурсе он классифицировал орудия труда. Были молчащие орудия, были мычащие – это скот, а были говорящие орудия – это рабы.

    Вопреки Аристотелю политическими животными мы так и не стали. Зато говорить стали в миллион раз больше. Появилась даже новая форма рабства – «помешательство на айфоне». Но не заноситесь: через Instagram к президенту не обращаются, как сказал Песков спортсменам, пославшим Путину их «открытое электронное письмо».

    Как все же стать свободным гражданином и одолеть в себе тяжелый вековой синдром?

2

Комментарии

12 комментариев
  • Козьма Прутков
    Козьма Прутков5 декабря 2017 г.+1
    Если ты гражданин, то уже раб государства. Стоило напрягаться?!
  • Александр Росляков
    Александр Росляков5 декабря 2017 г.+6
    Тяжелую тему ковырнул Лесков: кто есть раб и как одолеть рабство в себе. Сродни гамлетовскому вопросу «Быть или не быть?», продолженному у Шекспира не менее краеугольным: бороться ль против пращей и стрел оскорбительной судьбы – или смириться с ней? В абстрактном поле, думаю, ответа на это нет. Но о «советском рабстве» когда-то исчерпывающий ответ дал мой отец, родившийся в глухом селе на Ставрополье и поступивший в 1939 году в самый престижный вуз СССР – ИФЛИ: «Вот это – демократия, когда крестьянский сын имеет право на образование и любой пост в стране наравне с сыном министра!» Ничего выше этого мы не имели никогда. В душе выдавливать из себя раба – «замучаешься пыль глотать». А на деле только свобода самореализации освобождает человека от всяких оков.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов5 декабря 2017 г.+1
    Человек творец по своей природе. Поэтому он будет свободен лишь тогда, когда "среда обитания" его обеспечит ему эту потребность. Сразу можно сделать вывод, что для этого надо освободиться от наёмного и политического рабства. Я думаю, что это возможно. В одиночку выдавливать по капли из себя раба не получится. Обязательно кто-нибудь наложит свою резолюцию на этот процесс.
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов6 декабря 2017 г.+2
    Разочаровал Лесков своей статьёй. Сам не разобрался в вопросе, признавшись о том в тексте статьи, да и изрядно запутав читающего. Свобода, не может быть "сама по себе", ипостасью "сферического коня в вакууме", она может быть "от чего-то", конкретно рассматриваемого. Может быть - Свобода от морали, Свобода от обычаев, свобода от угрызений совести. Соответственно, и рабство может быть конкретное, и в нём человек может быть рабом и привычек и семейных отношений и всего иного, чьего влияния он превозмочь не может. Свобода от совести, для краткости это рабство, подчинённость только теперь уже воспринимаемому нами как порок конформизму. Но если целью статьи было просто лишний раз упомянуть про Сечина или продемонстрировать нетерпение, вызванное отсутствием факта выдвижениях Путина кандидатом в Президенты, тогда статья может быть зачтена и поставлена в заслугу Лескову. Но кем? Его господами?
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов6 декабря 2017 г.+1
    Впрочем, он сам не разобрался, а мне и подавно неведомо.
  • Юрий Дока
    Юрий Дока6 декабря 2017 г.-1
    Интересная идея определить рабство попыткой отрицать отрицания. Раб — бессловесная, покорная человеческая (животная) сущность, лишённая любых чувств и эмоций, готовая в любое время к выполнению воли (желания) своего хозяина. Отсюда делаем вывод, что если вы признаёте, что у вас есть хозяин, - вы являетесь рабом. Отношение к либералам (свободным людям) в России однозначно негативное только из-за того, что в при любом государственном строе у граждан существуют права и обязанности. Российские либералы решили, что с них достаточно будет наличия прав. При всём при этом у нас сложилась порочная практика, когда либерализм чиновников проявляется в отношении тех, кто стоит на низшей ступеньке социальной лестницы. К стоящему выше у них проявляется рабская покорность, приправленная лестью и молчаливым согласием.
    • Дмитрий Лысов
      Дмитрий Лысов6 декабря 2017 г.
      Минус поставил ошибочно, не справившись с низким разрешением экрана телефона.
  • Юрий Дока
    Юрий Дока6 декабря 2017 г.+1
    Аристотель много размышлял о рабстве. Но это было давно и был ли Аристотель, размышлявший о рабстве? В наше время у любого гражданина планеты имеется возможность стать «рабовладельцем» приобретя любое электронное или механическое устройство, способное выполнять ту или иную функцию. Отсюда и желание раба, живущего в государственной системе, иметь как можно большее количество «пусть даже таких, беспрекословных слуг». А вопрос рабства (как и барства) решается очень просто. Только не нахрапом или с кондачка, а последовательно и постепенно созданием таких государственных отношений, при которых во взаимоотношениях граждан исключается унижение и попрание прав и человеческого достоинства. Граждан (не либералов), принявших конституционные права и обязанности в полном объёме и одинаковых для всех.
  • Юрий Дока
    Юрий Дока6 декабря 2017 г.+2
    В Древнем Риме рабы боролись с рабовладельцами копьями и мечами. Позднее использовали оружие и штыки. Как мы будем избавляться от созданного для нас рабства я не знаю. Уверен на 100%, что ни один «рабовладелец» не даст своего согласия на попрание его «конституционных и законных» прав (кстати, кем придуманных и сколькими голосами принятых???). А в нашей ситуации очень даже просто во всей этой борьбе за права, за освобождение от оков, может возникнуть пертурбация со сменой одного господина на другого. Пробовать можно, только не в одиночку, а всем миром. Ибо только так...
  • Рососвет Солнечный
    Рососвет Солнечный6 декабря 2017 г.+2
    Страшнее другое - кто выдавливает из себя рабовладельца! В Москве процветает рабство на гастарбайтерах, которые ежезимно сгорают в бытовках на стройках, будучи запертыми там как в карцерах.
  • Николай Астров
    Николай Астров6 декабря 2017 г.+1
    Вот как раз в СССР рабства не было. То, что колхозники не имели паспортов и не могли уехать из деревни -- давно опровергнутая чушь. Откуда же в период индустриализации взялись десятки миллионов рабочих? Именно из деревни, где в процессе коллективизации освободилось множество рабочих рук. И по мере развития экономики советские люди становились всё более свободными. А помимо обязанности трудиться было ещё и право на труд, и на охрану здоровья, и на жилище, и много разных других прав. Но у раба прав нет и быть не может. В наше же время у нас никаких реальных прав нет, кроме права болтать что вздумается. Мы говорящие орудия олигархической власти. То есть рабы.
  • ник чарус
    ник чарус7 декабря 2017 г.
    и вся советская страна за этой девочкой стояла! в точку... мы без выхода в тёплые океаны и в центре евразии где 4 млрд по сухопутным границам-именно поэтому мы не имели колоний-и в 1917 г сами отказались от колониального прошлого и будущего с расчленёнкой как при удельщине...и призвали к честному труду остальной мир...именно поэтому нас ненавидели-ненавидят и будут ненавидеть бывшие колониальные империи-...кроме как всех побеждать нет у нас исходу!