Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Сергей Лесков: Главное приобретение новой России – легализация частной собственности


  • Известный журналист Сергей Лесков, лауреат премий Совета министров и Международной конфедерации журналистских союзов, обладатель Почетных знаков Гагарина, Королева и Курчатова, отвечает на 10 вопросов Публициста.ру

     

    – В чем, на ваш взгляд, наше главное приобретение и главная потеря за послесоветское время?

    – Главное приобретение – легализация частной собственности. Главная потеря – неуважение к частной собственности. Частная собственность и отношение к ней власти и общества – краеугольный камень социального развития и перспектив государства.

    – Капиталистическая экономика явно у нас не тянет – хотя в иных странах показывает чудеса. Это органическая несовместимость России с капитализмом – или вредительство конкретных чиновников?

    – Почему – явно не тянет? Да и чудеса капитализм показывает далеко не всегда. Если говорить о недостатках экономической структуры современной России, то главная проблема – слишком большой вес монополий и слишком слабая доля малого и среднего бизнеса, который заинтересован в независимости судебной системы, в инновациях, в научном прогрессе и проч. Но этот диссонанс характерен для многих стран с сырьевой экономикой. Сырье – это монополии и слабая демократия. Малый и средний бизнес – это конкуренция, инновации и развитая демократия.

    – Одобрили бы вы возврат смертной казни для высших лиц, нанесших исключительный вред стране?

    – Нет. И не только по очевидной причине возможной судебной ошибки. Общество на этической лестнице должно стоять выше преступника. Ни у кого нет права лишать человека жизни, которая дарована ему не обществом и не государством. К тому же мировая статистика не имеет доказательств того, что жестокость к преступникам ведет к снижению преступности. Но обратная закономерность установлена.

    – Народ России пал сегодня на колени перед олигархами, качающими его кровь в оффшоры. Как поднять его с этих колен?

    – Не вижу, чтобы народ России стоял на коленях перед олигархами. Однако несправедливость при распределении национального дохода очевидна каждому гражданину. И то, что народ не вырыл томагавки, еще не означает покорности. Недовольство выражается часто и приобретает все более массовый характер.

    Другое дело, что Россия устала от переворотов и социальных потрясений. К тому же власти удалось обеспечить приемлемый уровень жизни, который объективно выше, чем в советское время, и выше, чем в окрестных бывших советских республиках. Но, повторю, рейтинг материального расслоения доходов в России чудовищен и грозит социальными потрясениями, которые непредсказуемы и всегда случается неожиданно

    – Почему, по-вашему, всенародный любимец Путин держит при себе всенародное посмешище Медведева?

    – Опять же, не считаю Медведева всенародным посмешищем. Медведев – человек, и всякий живой человек может выглядеть смешным. Медведев не более смешон, чем Ельцин, Черномырдин, Фрадков и проч. Он бывал искренним, а толпа этого не прощает. Не исключено, что психологически недовольные властью граждане  выбрали премьер-министра в качестве громоотвода, поскольку президент находится вне зоны критики.

    – Если не Путин, то кто? Можете назвать хоть одну фамилию?

    – Структура власти в современной России выстроена таким образом, что ее вертикаль не предполагает на вершине никаких других имен. Это большая проблема, и, думаю, в Кремле ее осознают в полной мере. При трансформации политической системы новые имена появятся быстрее, чем грибы после дождя.

    – Сегодня каждый выживает или умирает в одиночку без надежды на советскую подушку безопасности – это жестокое спасение или погибель для России?

    – Мне кажется, это чрезмерно радикальная постановка вопроса. Граждане России отнюдь не выживают и не умирают. Уровень жизни объективно невысок, хотелось бы лучшего, и заслуживаем лучшее. Но до голодомора, на который намекает этот вопрос, как до Луны. Очевидно, держаться на плаву людям помогает высокий уровень теневой экономики, которая составляет 40% ВВП.

    – Свободные выборы у нас – раздолье черного нала и криминала. Региональные фильтры и т.п. – раздолье административного произвола. Могут ли в России быть честные выборы – и при каких условиях?

    – Мы разве хуже всех? Зачем клеймо и самобичевание? Это болезнь роста, а не генетическая неспособность быть честным. В начале ХХ века выборные процедуры в Госдуму не были подтасованы. Без всякого сомнения в России могут быть честные выборы. И я не сомневаюсь, что Россия сможет выстроить выборные процедуры. Другое дело, что даже в странах с так называемой развитой демократией тоже случаются злоупотребления и нарушения. Если проследить организацию последних выборов в России, то прогресс очевиден, хотя до желанного уровня очень далеко.

    – Можете назвать двух-трех величайших деятелей за всю историю России, которых ваше сердце принимает безоговорочно?

    – К сожалению, отвечая на подобный вопрос, мы обыкновенно называем правителей и военачальников. И это характеристика нашего восприятия русской истории. Мой выбор – Ломоносов, Менделеев, Королев.

    – Есть ли главный девиз-скрепа всей вашей жизни, который вы могли бы предложить подрастерявшимся сейчас согражданам?

    – Девиз – одно из самых ужасных заблуждений, которое может сделать молодой человек. Девиз делает человека фанатиком, фарисеем, ханжой. Многообразие жизни предполагает гибкость интеллекта. Главное достоинство и природное отличие человека – ум. Жёсткость и категоричность – враги интеллекта и сталкивают человека вниз по эволюционной лестнице. Если бы звери могли говорить, у каждого был бы любимый афоризм. А для человека это мелко.

     

    Ответы других лидеров российской публицистики: Владимир Мамонтов, Максим Кононенко, Игорь Караулов, Дмитрий Евстафьев, Александр Русин, Александр Майсурян, Виктор АлкснисАлексей Мартынов, Александр Росляков

     

     

-6

Комментарии

9 комментариев
  • Юрий Дока
    Юрий Дока8 ноября 2017 г.+5
    Вы, уж, простите пенсионера. Но, частная собственность, приобретённая воровским способом или за счёт махинаций, таковой являться не может. В этом и скрыт краеугольный камень противоречий между государством с его олигархическим кланом и всеми остальными гражданами, кто остался в результате такого дележа ни с чем. Кроме того, частная собственность на вещи в корне отлична от частной собственности на средства производства (в российском варианте, чаще всего, - наживы). Поэтому понятно отношение к смертной казни. Но все эти противники против пожизненного (действительного пожизненного) заключения, но не в камере, а на вредном труде, чтобы искупить потом и кровью. И накрыл это нежной лаской Медведева...А мне за что его ласкать? За ложь и издёвку про деньги?
  • Юрий Дока
    Юрий Дока8 ноября 2017 г.
    А моя характеристика русской истории: Иван Грозный, Александр Суворов и Иосиф Сталин...Хотя и великих было много: И Ломоносов, и Ушаков, и Сахаров...Без них в России всё могло бы сложиться иначе...
  • Василий Усов
    Василий Усов8 ноября 2017 г.+8
    Прелестно! Я думал, эту хренотень из 90-х про "священную частную собственность" либерасты уже стесняются повторять. Ан нет...)
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов8 ноября 2017 г.-5
    Прочитал статью с большим интересом. Ответы думающего и умного человека. Понял, что я был иногда несправедлив к Сергею Лескову. Сожалею. Мой плюс.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский8 ноября 2017 г.+4
    Послушать известного журналиста, так можно умилиться: "Тишь, да гладь, да божья благодать" в нашем королевстве кривых зеркал. И веселится и ликует, весь народ... Ну, как тут не веселиться: до голодомора ещё как до Луны.
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков8 ноября 2017 г.+1
    Частная собственность была и при Советской власти . Этого термина возможно избегали, но от этого суть не меняется. Кстати, тогда неприятия не вызывали.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов8 ноября 2017 г.+8
    Типичная шизофреническая логика буржуазного либерала. С одной стороны, утверждает, что "Главное приобретение – легализация частной собственности" и "Частная собственность и отношение к ней власти и общества – краеугольный камень социального развития и перспектив государства". С другой стороны, заявляет, что "Однако несправедливость при распределении национального дохода очевидна каждому гражданину". То, что одно есть следствие другого, не видит только шизофреник.
  • Александрс Сидоров
    Александрс Сидоров9 ноября 2017 г.+1
    Интересный господин Сергей Лесков. Любая тема подаётся им с менторским апломбом. Он и спец и в педагогике и во внешней политике и в экономике и в сельском хозяйстве. Посмотрите его на ОТР. И таких спецов пол страны. И везде по верхам но уверенным тоном. А для интереса посмотрите его биографию и многое станет ясно.
  • Юрий Дока
    Юрий Дока9 ноября 2017 г.
    Об отношении смертной казни. Какие красивые слова о том, что никто не имеет права лишать человека жизни. Главное — не поспоришь. Только, как объяснить это родителям, чей ребёнок, нуждается в дорогостоящей операции, которая позволит ему жить? Почему государство лишает их права на надежду, оставляя решение проблем на участие благотворительных фондов? А, если убийцу десятков людей, во время отбывания «пожизненного» парализовало? Надо ли считать не гуманным отказ от оказания ему медицинских услуг и заботы санитаров? Я знаю только одно, и это подтверждает мировая статистика, что после исполнения смертного приговора не было ещё ни одного случая «рецидива». Что касается обратной закономерности, так её придумали те, кто чует, чьё сало съел, и поэтому трясётся, дрожит за собственную шкуру...Кстати, в российском правосудии редко востребованы услуги «полиграфа», что поможет исключить случайные ош