Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Дмитрий Ольшанский. Пять бед нынешней России

  • Первая, самая главная наша беда называется «денег нет».

    Хитрость в том, что они на самом деле имеются, но их всё равно нет.

    В то самое время, когда бессчётные миллионы копятся и в государственных карманах, и в тайных кошельках, и в заграничных оазисах красивой жизни – Россия страдает от хронического, запущенного недофинансирования.

    Деньги зарабатывают, но не вкладывают.

    Про деньги думают, что им вредно, им больно, когда их тратят, что лучше им где-нибудь полежать, подождать идеального дня.

    И получается, что страна – как голодный человек под окном. Она просит и просит: протяните к нам газ! поднимите мне пенсию! нужен срочный ремонт! тут всё течёт, и разваливается, и горит, сделайте что-нибудь! И в счастливых случаях что-то делают наконец, но ведь нужно же намного больше!

    Нужно щедрее.

    Нужно везде.

     

    Вторая наша большая беда, родственная первой – это централизация. Это несчастье по имени «Москва».

    Я имею в виду не тот город, где все эти Сретенки-Покровки, а тот бездонный пылесос, что вместо пыли десятилетиями поглощает деньги и людей, а взамен выдаёт пустоту и депрессивное, обречённое пространство, откуда «все уехали».

    То непробиваемое устройство нашей жизни, когда всё решается только здесь, когда одна столица – перетягивает на себя столько, что никакому Лондону и Берлину не снилось.

    И каждый раз, когда я устало смотрю на разноцветные фонарики, которыми с такой беспечной расточительностью – миллиард в печку, не жалко! – усыпан какой-нибудь бульвар или модный магазинный переулок, я думаю: сколько же это будет, если разменять это жутковатое веселье на бюджет городов Рязанской области? Сколько бы их уместилось, несчастных, в одном переулке?

    Лучше не думать.

     

    Третья наша беда – это начальство.

    Эти люди-калькуляторы, люди-бухгалтерские отчеты – словно бы лишены способности разговаривать на повседневном русском языке, у них какой-то другой, свой. Тот, где «человеческий капитал», «инновации» и «эффективные стратегии».

    Их, конечно, можно терпеть. Но верить им, выбирать их, связывать с ними надежды на лучшее – невозможно.

     

    Четвёртая наша беда, вроде бы фоновая, привычная – это многоэтажки.

    Россия, уже полвека при всех властях упорно застраиваемая уродливыми и однотипными коробками – получает вместе с ними нечто худшее, чем просто безрадостная картина этих бетонных сараев до горизонта.

    Она получает депрессию и пассивность как настроение, заданное пейзажем.

    Архитектура – это ведь не просто красота или безобразие, квадратные метры, мимо которых идёшь – и хочется то остановиться, а то, напротив, зажмуриться и ускориться.

    Это целостное представление о жизни.

    И та жизнь, которую предлагают нам многоэтажки, сводится к тому, что человек – это муравей.

    От одного муравья ничего не зависит. Его задача – выскочить из автобуса, пробежать к дому, вызвать лифт на восемнадцатый этаж, закрыть за собой дверь, и только там начинается его собственный дом, уже не муравьиный, а человеческий.

    Каким гражданином, каким хозяином он будет в этой тоскливой клетке?

    Будет ли он считать мир вокруг себя – своим?

    Глупый вопрос.

     

    Пятая наша беда – это пустота на месте нации.

    Родина, выйдя из советского чистилища, застряла в болоте исторической неопределённости.

    Кто эти люди, живущие здесь?

    Они советские? Уже нет. Они «постсоветские»? Плохо звучит. Они российские? Казённый термин, похожий на шаткую декорацию. Они имперские? Это теперь ругательство, да и если империя, то чья? Они русские? Тсс, а то на нас обидятся, скажут – «нельзя», «фашизм».

    И если четырнадцать прочих республик быстро устроили себе национальные государства – плохо ли, хорошо, это зависит от денег и ума – то в России вместо подобной общности так и стоит что-то временное, условное, колченогое. Словно бы странная бывшая «РСФСР», бюрократическая сущность без титульного народа, всё длится и длится, и никак ей не стать чем-то определённым, не стать собой.

    Вернуться к прежнему, ко всему умершему – невозможно.

    Рвануть к парижскому или амстердамскому столу, где подают то ли трансгуманизм, то ли постфеминизм, сразу и не выговоришь, – не получится.

    И надо снять, наконец, древнее табу, и выговорить запретное: русский народ.

    Русский.

    Не страшно же?

13

Комментарии

9 комментариев
  • академик Многоходов
    академик Многоходов18 сентября 2020 г.-1+3
    Один выговорил. Пару дней его убили пытками в камере. Его фамилия была- Марцинкевич.
  • дмитрий жу
    дмитрий жу19 сентября 2020 г.+2
    да,согласен..., все перечисленное-- беды России, и к сожалению они непреодолимы. Всем этим язвам страны есть объяснение, но в существующих условиях они неизлечимы, потому что они --норма жизни, тренд, колея....и даже ресоветизация здесь не поможет, грустно господа....
  • Александр Петров
    Александр Петров19 сентября 2020 г.+3
    Во первых, даже судя по этой статье, эту страну Россией называть никак нельзя. Если страна позиционирует себя, как правопреемник СССР, то СССР никогда не был правопреемником, ни Российской империи, ни России Керенского. Во вторых. беда под названием «денег нет». относитится только к 90% населения. у всех остальных этих денег хватает даже на то, чтобы финансировать НАТО и там же и жить. Третья беда присуща всем индустриальным странам. Но эта страна, хоть и перестала быть индустриальной, но стала страной воров, а они предпочитают сидеть возле "общака". Многоэтажки это не беда, а болезнь этой же самой централизации. Ее пытались решать в СССР, создавая академгородки, агрогородки, города спутники, но это очень не нравилось чиновникам. А пятая беда. это чистая беда власти, которая маниакально хочет в мировую "элиту",но их туда просто не пускают, поскольку считают просто мошенниками. Кем на са
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов19 сентября 2020 г.+4
    шестая беда основа всех бед-капитализм самого махрового вида.
  • Владимир Чигинский
    Владимир Чигинский19 сентября 2020 г.+5
    к сожалению точка невозврата мирного бескровного разрешения политического и экономического кризиса в РФ, который берёт своё начало в позднем СССР и продолжается все эти 30 лет, после развала Союза, давно уже пройдена...сказать, что во всём этом виновата нынешняя власть, это значит ничего не сказать...русский народ, в нынешних условиях, заявет о себе в полноую силу только тогда, когда все недображелатели вокруг умоются кровью...и не надо тешить себя иллюзиями...кстати к недображелателям я отношу и нынешюю власть в РФ...