Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Верхи не могут управлять по-старому – нужна новая модель демократии

  • Повестка дня

     

          Все революции в России де-факто заканчивались возвратом к авторитарной модели  государственного устройства независимо от юридических основ, записанных в Конституции. Причина состоит в том, что авторитарная матрица соответствует технологическому укладу, основой которого является огромная территория с практически неисчерпаемыми запасами природных ресурсов: земля, лес, вода, руда, минеральное сырье. Географическая территория является основным источником национального богатства России. Создание СССР с централизацией всех сфер материальной и социальной жизни  было закономерной реакцией на геополитические угрозы и риски лишиться  человеческих и природных ресурсов как главной производительной силы нашей страны. Попытки поменять бюрократическую матрицу на демократическую по типу европейской в ходе двух демократических революций 1917г. и 1991г. привели к существенным территориальным потерям и утрате геополитических преимуществ бывшей Российской империи.      

          С учетом исторического опыта государственная власть в РФ выстраивается таким образом, чтобы исключить сепаратизм и развал государства, к которому приводит европейская модель демократии. Западные ценности: верховенство прав человека, политическая конкуренция, толерантность на деле оборачиваются манипуляциями общественным сознанием, подчинением слабого сильному, подменой демократии ее имитацией. Сложившаяся на Западе модель политического устройства служит геополитическим интересам ведущих капиталистических государств.

         Но есть «обратная сторона медали» и у авторитарной матрицы: при отсутствии политической конкуренции, демократических механизмов сменяемости власти, эффективной системы кадрового отбора, контроля со стороны гражданского общества государственные институты деградируют, заражаются коррупцией и начинают тормозить экономическое развитие. В условиях рыночной экономики положение усугубляется включением государственных институтов в рыночные отношения, слиянием власти и бизнеса.

         В связи непринятием российским обществом либеральной идеологии, объективно создающей угрозу суверенитету России,  на повестку дня выходит вопрос: как совместить авторитарную модель государственного управления с народной демократией и дать новый толчок развитию экономики, при этом не допуская сепаратизма и территориальных потерь. Исходя из диалектических законов  развития цивилизации нам нужна такая модель политической надстройки, которая будет максимально способствовать переходу страны к новому технологическому укладу, основанному на цифровых технологиях, и переходу гражданского общества к новому формату, получившему название - информационное общество.  

         Под информационным обществом мы понимаем такое общественное устройство, при котором государство и гражданское общество  максимально открыты для информационного обмена и взаимодействия, основанного на цифровых технологиях.

     

    Политическая основа информационного общества

     

         При всем многообразии взглядов и разночтениях российские эксперты, как правого так и левого  толка, сходятся в одном: инновационное развитие государства должно начинаться с модернизации самого государства. Т.е. необходимо провести структурную реформу с тем, чтобы эффективно использовать инновационный потенциал общества, сделать научно-техническую политику государства системообразующей. Однако открытым остается вопрос: как этого добиться? Большинство предложений ограничивается увеличением финансирования науки и проведением некоторых локальных реформ. Тем не менее, ряд исследователей видит причины глубже и предлагает коренным образом реформировать саму науку, а также государственные институты, формирующие запрос общества на научные результаты.

         В синтетическом виде идея состоит в том, чтобы реформировать всю политическую и общественную надстройку в соответствии с задачами технологической модернизации страны. В отличие от японского ученого или китайского инженера русский «Кулибин» не нуждается в подсказках из-за рубежа – он способен из металлолома смастерить самолет, но его летательный аппарат не сможет преодолеть силу бюрократического отторжения всего нового. Модернизация экономики возможна только через последовательную дебюрократизацию всех сторон жизни общества - это одна из главных задач, решаемых в ходе политической реформы. 

         Каковы будут социально-экономические последствия предлагаемой модернизации? Что она даст простому человеку? Не получится ли так, что на смену бюрократии к власти придет технократия, но основная масса людей, не принадлежащих к новой элите, останется у «разбитого корыта»? В том то и дело, что новая общественная модель строится не на монополии власти государства – государство становится партнером гражданского общества и делится с ним своими функциями и материальными ресурсами. Бизнес-сообщество реализует свои интересы исключительно через институты гражданского общества. Порядок разделения функций между государственными и гражданскими институтами подчиняется новой государственной идеологии - универсальной по форме и прагматической по сути. Этим она будет отличаться от всех существующих утопий и догм, обещающих рай на земле. «Нужна социальная модель, имеющая понятный принцип формирования элиты и защиты от коммерческих людей. Нужен принцип взаимодействия сословий. Только тогда мы получим гармоничную модель, ради которой можно начинать дело» («Проект Россия», 2-я книга).

          В нашем информационном обществе будут реализованы следующие основные принципы:

    1. Государство является учреждением, которому общество доверяет оборону и охрану границ, законодательные, административные, судебно-правовые и социальные функции. Местное самоуправление встраивается в систему государственного управления.

    2. Духовная сфера, к которой мы относим все виды научной, культурной, религиозной деятельности, отделяется от государства и передается вместе с материальной базой и бюджетным финансированием в управление институтам гражданского общества. (В данном случае понятие «духовная сфера», применяемое обычно к религиозным отношениям, нами используется шире как синоним понятия «идеологическая деятельность»).

    3. Экономическая деятельность регулируется гражданскими институтами, построенными на принципах саморегулируемых организаций.

    4. Средства массовой информации освобождаются от государственной опеки, они могут учреждаться как государственными, так и гражданскими институтами.

    5. Высшую административную власть в стране возглавляют президент или председатель правительства, которому подчиняются государственные институты. Идеологическое направление возглавляет духовный лидер, опирающийся на институты гражданского общества, в его ведении  находятся учреждения культуры, науки и образования.

    6. Духовная власть (духовный лидер и его представители на местах) является носителем государственной идеологии, разрабатывает национальную стратегию, определяет приоритеты внутренней и внешней политики. Она может влиять на все стороны государственной и общественной деятельности, однако ее решения для государственных институтов носят рекомендательный характер. Ее сила – в убеждении и авторитете.

    7. Кандидатуры на выборные должности государства и местного самоуправления выдвигаются гражданскими институтами. Высшие административные должности в государстве занимаются без ограничения срока, однако освобождение от должности администраторов также не ограничено временными рамками.

         Ключевой вопрос – формирование гражданской вертикали власти и технология взаимодействия институтов государства и гражданского общества. Формирование общественных палат – первый шаг на этом пути. Создание Общероссийского народного фронта – второй шаг. Нужен третий шаг, целью которого будет вовлечение в процесс формирования гражданской вертикали максимального количества инициативных граждан (креативного класса) с помощью сетевых технологий. Но для их вовлечения нужен проект реформы политической надстройки, в котором будет четко определена роль духовной ветви власти, ее возможности и материальная основа.  Граждане должны убедиться в том, что с помощью нового института они смогут контролировать административную власть и оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.  Кроме того, получат дискуссионную площадку и конкурентную среду для реализации социальных инноваций.

          Предлагаемая политическая система, совмещающая принципы формальной демократии с механизмами идеологического и религиозного влияния, на наш взгляд, существенно расширит социальную базу для качественного кадрового отбора, повысит роль научной и духовно-нравственной мотивации, будет способствовать росту в обществе политической активности и конкуренции, укреплению правосознания граждан, приоритету духовности над меркантильностью, интеллекта над серостью.

         С развитием институтов гражданского общества будет нарушена монополия бюрократии, ее безраздельное господство в культурной и информационной сферах, экономика страны освободится от бюрократических пут и коррупционных схем. Как следствие, общество раскроет свой инновационный потенциал и даст простор творческой инициативе во всех областях человеческой деятельности. На смену утечки мозгов придет обратный процесс: миллионы соотечественников вернутся на родину либо будут продвигать за рубежом российские инновационные продукты и технологии, повышать престиж России на международной арене. Благодаря новому социальному лифту, основанному на духовно-нравственной мотивации, в стране произойдет эволюционная смена элит и  жизненных ориентиров.

          Информационное общество сможет, наконец, решить задачи, не достигнутые советским социализмом: перевести экономику страны на инновационный путь развития, обеспечить справедливое распределение общественных благ и достичь нового качественного уровня жизни, соответствующего высшим целям гармонизации отношений человека, природы и общества. При этом система будет защищена от бюрократического произвола и должностной коррупции эффективным гражданским контролем и реальным разделением идеологической и государственной ветвей власти, включая раздельное бюджетное финансирование.

          Принцип разделения властей – административной и духовной -  в России существовал несколько столетий: безраздельная власть монарха сдерживалась Православной церковью. Большевики, уничтожив духовную власть, по сути, заняли ее место. Коммунистическая партия объединила функции административной и идеологической ветвей власти, уничтожив политическую конкуренцию, и потому не смогла противодействовать  деградации власти и разрушению государства.

     

    Переходная модель новой политической системы

     

          Западная модель демократии давно испытывает системный кризис: демократические ценности лишь декларируются, но на деле происходит борьба за власть, в которой все методы хороши. Политическая надстройка РФ сформирована по западным лекалам – она не соответствует технологическому укладу, не учитывает исторический опыт и национально-территориальные особенности страны. Нам нужна реформа политической системы, основанная на внедрении новой модели демократии.  Суть предлагаемой модели сводится к перераспределению функций государства и гражданского общества. Регулярная бюрократия служит только государству, в функции которого входят правовое регулирование, управление и администрирование в сферах, относящихся к обороне, правоохранительной и судебной системе, законодательной и исполнительной власти. 

          Определение приоритетов внутренней и внешней политики, наука, образование, культура передаются в управление институтам гражданского общества вместе с необходимыми материальными ресурсами.  Таким образом, создаются две параллельные ветви власти: административно-законодательная и духовно-гражданская при сохранении президентской власти над обеими. Административная и законодательная власть не подчиняется никаким партийным и политическим институтам. Чиновники, пришедшие на государственную или муниципальную службу, депутаты всех уровней автоматически утрачивают свое членство в каких-либо политических организациях.

          Одной из главных функций духовно-гражданской ветви власти является подготовка, воспитание и выдвижение кадров для службы в государственных институтах. Гражданская власть осуществляет контроль за деятельностью регулярной бюрократии в соответствии с разработанными регламентами, влияет на принятие государственных решений силой своего авторитета, использованием экспертных возможностей.

          Структурирование и создание вертикально интегрированного гражданского общества – процесс не простой. На первом этапе целесообразно опереться на сложившиеся гражданские институты с учетом советского опыта. Как вариант, вводится однопартийная система, при которой гражданская вертикаль создается на базе самой массовой партии или общественного движения, в которое входят существующие политические партии и общественные объединения. Политическая конкуренция достигается внутренним регламентом партии, создающим условия для фракционной борьбы и свободного обмена мнениями. Таким образом, публичная политика уходит из государственной сферы, оставляя бюрократии роль наемных менеджеров. Государственные институты освобождаются от прямого влияния со стороны бизнеса – последний лоббирует свои интересы через своих представителей в партии. Такая модель во многом повторяет удачный китайский опыт.

          Судебная система, оставаясь независимой, тем не менее, попадает под гражданский контроль: судебные решения могут подвергаться общественной экспертизе, деятельность судей оценивают гражданские институты, решения которых носят рекомендательный характер.

          Политическая система, основанная на двух ветвях власти, соответствует диалектическому принципу биполярности, в соответствии с которым противоречие между двумя противоположными тенденциями, сторонами объекта или субъекта является источников всякого развития. Благодаря такой системе, созданной в СССР в 20-е годы, страна совершила резкий скачек в экономическом развитии. Однако в последствии однопартийная система начала тормозить развитие государства – это было связано с двумя главными причинами: компартия начала активно вмешиваться в управление экономикой страны, подменяя функции регулярной бюрократии; внутри партии была запрещена фракционная борьба, не соблюдались принципы демократии. Неслучайно все советские вожди от Сталина до Горбачева пытались отделить КПСС от государства, оставив партии работу с кадрами.

         Введение однопартийной системы на первом этапе происходит естественным путем без изменения Конституции РФ. Новая форма постоянного гражданского контроля за деятельностью органов власти и управления позволит придать борьбе с коррупцией системный характер и таким образом существенно снизить уровень преступности в этой сфере. Переходная модель информационного общества создаст условия для принятия новой Конституции РФ при активном участии реформированных институтов гражданского общества

1

Комментарии

7 комментариев
  • Василий Моков
    Василий Моков3 июня 2017 г.+1
    Верхи не могут управлять по-старому – нужна новая модель демократии ****************** Вранье ! Простолюдины погрязшие в потреблянстве ,не в состоянии отстаивать свои ПРАВА. И по этому их у НИХ воруют .. делая это нагло открыто и глумясь. Вы употребители прав прогнетесь под что угодно...Или я не прав ? Вы гнетесь до того момента пока по вашим улицам вновь не станут маршировать фашисты и вас не трогаюет только то что именно СОСЕДА сегодня забрали в канцелярию А НЕ ВАС ....
    • Борис Шестов
      Борис Шестов3 июня 2017 г.-1
      Вы прочитали только заголовок - и на том спасибо.
  • Василий Моков
    Василий Моков3 июня 2017 г.+1
    Отчего-ж вы так ? Посыл мой от того бессмылия и безпочвенности . На чем основано ваше поле, кто пахарь ,где зарегистрировано... Структурирование и создание вертикально интегрированного гражданского общества – процесс не простой. На первом этапе целесообразно опереться на сложившиеся гражданские институты с учетом советского опыта. Как вариант, вводится однопартийная система, при которой гражданская вертикаль создается на базе самой массовой партии или общественного движения, в которое входят существующие политические партии и общественные объединения. Политическая конкуренция достигается внутренним регламентом партии, создающим условия для фракционной борьбы и свободного обмена мнениями. Таким образом, публичная политика уходит из государственной сферы, оставляя бюрократии роль наемных менеджеров. Государственные институты освобождаются от прямого влияния со стороны бизнеса – после
  • Василий Моков
    Василий Моков3 июня 2017 г.+1
    За попытку вам плюс. Это не от недоверия ...они заняты ,им мешать нельзя
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий4 июня 2017 г.
    Моков прав- автору за попытку можно бы было поставить плюс, но так как он антисоветчик , то воздержусь. Но статья ценна именно попыткой! Так что автор на правильном пути. Всем бы так начинать думать. Пусть и коряво, но зато своми мозгами.
    • Борис Шестов
      Борис Шестов4 июня 2017 г.
      Интересный комментарий. Где Вы видели «антисоветчика», предлагающего использовать советскую модель однопартийной политической надстройки, взяв из нее все лучшее и отбросив то, что не прошло испытание жизнью? Познакомьте меня с ними, если не сложно. Мое предложение по реформированию политической системы основано на жизненном опыте и многолетнем исследовании истории коммунизма, которое к сожалению еще не закончено. Да и разместить его ввиду объема в Интернете будет не просто. К тому же и читатели пошли уже не те, которые осиливали десятки томов собрания сочинений Маркса и Энгельса и Ленина в придачу. Эти-то несколько страниц вряд ли кто внимательно прочитает, разве что «антисоветчики».
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий4 июня 2017 г.
    Я предупреждаю о тренде- постройки СССР антисоветчиками. Причем с руководством из бывших предателей. И раздувается энтузиазм чтоб мы по прежнему доверяли интеллигенции. Ясно Шестов о чём я говорю? А у Вас в тексте светятся некие маркеры видимые только мне. Но ещё раз говорю что я ценю Ваше желание не участвовать в воровской малине Путина. За это мысленный плюс )