Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Александр Русин. Сырьевой тупик России – где выход из него?

  • В результате либеральной рыночной системы в России произошла деиндустриализация и выстроилась устойчивая сырьевая экономика, которая вызывает дальнейшее сокращение производства, разрушение социальной сферы и влечет за собой деградацию внутренней и внешней политики.

    При этом многие до сих пор не до конца понимают, насколько глухим оказался сырьевой тупик и насколько глубока сырьевая яма.

    Наша зависимость от импортных комплектующих, оборудования, электроники сегодня настолько высока, что даже те предприятия, которые еще продолжают работать, не могут обходиться без импортных поставок. А значит, в случае их прекращения быстро остановятся.

    Все это вынуждает Россию продолжать торговлю сырьем и покупать готовую продукцию, что приводит к дальнейшему росту зависимости. А поток дешевых импортных товаров препятствует развитию собственного производства и приводит к дальнейшей деиндустриализации.

    Попытки заместить импортную продукцию проваливаются даже в сельском хозяйстве. Яркий пример – ограничение поставок импортной молочной продукции привело не к развитию отечественного производства молока, а к использованию пальмового масла, опять же импортного.

    Но самым катастрофическим следствием сырьевой экономики стало резкое сокращение инженерных кадров и рабочих высокой квалификации и деградация системы их подготовки.

    Сложилась замкнутая ситуация, при которой отказаться от большинства импортных товаров нельзя, потому что в России больше не производится их аналогов. Наладить производство нельзя, потому что для этого нет кадров, а кадров нет, потому что на них нет спроса... Круг замкнулся.

    Это называется системой с положительной обратной связью – причина вызывает следствие, которое воспроизводит и усиливает исходную причину. И разорвать эту связь становится очень сложно.

    Но загнал Россию в этот тупик вовсе не Путин, а либеральная рыночная экономика, та самая невидимая рука рынка, на которую так уповали в 90-е годы.

    Сторонники рыночной системы утверждали, что рынок все отрегулирует. И он действительно все отрегулировал – но не так, как это было нужно России. А так, как было нужно ему, рынку.

     

    Глобальному мировому рынку Россия нужна была только в качестве поставщика сырья – и он сделал ее только поставщиком сырья.

    И это случилось вовсе не потому, что рынок или его конкретные игроки, транснациональные корпорации и финансовые группы, МВФ и ФРС, ЕЦБ и прочие так плохо относятся к нашей стране – нет, ничего личного.

    Просто глобальному рынку и его игрокам не было выгодно размещать в России производство из-за высоких климатических, транспортных и иных издержек.

    Гораздо выгоднее было размещать производство в Китае и других странах Южной Азии. Там много дешевой рабочей силы и прекрасная логистика – тихоокеанское побережье, с которого можно предельно дешево доставлять товары сразу на все рынки: в США, Южную Америку, Европу, на Ближний Восток.

    Именно поэтому в мировой экономике Китаю и оказалась отведена роль мирового производителя всех видов товаров – именно в силу объективных геоэкономических факторов.

    США еще в 1944 году застолбили за собой роль мирового финансового центра (см. Бреттон-Вудские соглашения), а также заняли место научно-технологического центра.

    Европа играет свою давнюю историческую роль комплексного научно-технологического, кадрового и восокотехнологичного производственного комплекса.

    А России после разрушения советской системы и интеграции в мировую экономику досталась роль сырьевого придатка, подобного странам Африки и Ближнего Востока.

    И Россия сама загнала себя в этот тупик, потому что не подумала вовремя, какое место сможет занять при ее климатических, логистических, политических и кадровых факторах. А также при огромных запасах полезных ископаемых.

    Сторонники рыночной экономики полагали, что невидимая рука рынка настроит российскую экономику так же, как американскую и европейскую, в результате чего Россия будет жить как Германия и Франция. Но вышло совсем не так.

    Законы рынка требуют работать с наибольшей возможной прибылью, а наибольшую прибыль в России дает сырье, все остальное дает меньшую прибыль, а то и вовсе оказывается убыточным, что по законам рынка в принципе недопустимо.

    По сумме этих причин производство в России в условиях либеральной рыночной экономики и интеграции в мировую систему в принципе не могло избежать упадка – и деиндустриализация была неизбежна.

    По этим же причинам выйти из сырьевого тупика, в котором оказалась Россия, средствами рыночной экономики нельзя.

     

    Средствами рыночной экономики можно будет выйти из сырьевого тупика, только если Китай по каким-то причинам перестанет быть мировым производителем, США мировым финансовым центром и так далее. То есть если изменится вся структура мировой экономики – в результате мировой войны, краха долларовой системы или иных глобальных событий.

    И кто бы ни пришел к власти в России, каким бы патриотом он ни был, сколько бы других патриотов ни привел за собой – средствами рыночной экономики ему не удастся вывести Россию из сырьевого тупика.

    Но и отказаться от рыночной экономики, отделиться от мировой экономической системы и принудительно запустить производство – в одночасье тоже нельзя.

    Нельзя запустить производство, которое разрушено, для этого его сперва надо построить. А для этого нужны кадры, которые надо сперва подготовить: нужна развитая система образования.

    А чтобы восстановить систему образования – нужны средства, которые сырьевая экономика рыночными методами не дает, поэтому их можно взять из сырьевой системы только принудительно, нерыночными методами.

    Получается очень сложная проблемная ситуация, которая не имеет простых решений. Это можно сравнить с комплексом заболеваний, когда лечение одного ведет к усугублению другого.

    Проблема еще и в том, что от начала восстановления системы образования до того момента, когда в стране появятся новые кадры и будет восстановлена хотя бы часть производств – пройдет не менее 20 лет.

    На подготовку инженера или рабочего высокой квалификации нужно не меньше 10 лет, на запуск процесса подготовки тоже нужно время, на строительство новых заводов – время, на развертывание производства – время. Поэтому 20 лет – минимальный возможный срок с учетом сложности современных производств и требований к квалификации инженеров и рабочих.

    И в течение этих 20 лет, пока идет подготовка кадров и восстановление производства, не хотелось бы оставаться без стиральных машин и прочих чайников, тем более без компьютеров, которые нужны в том числе и в системе образования для подготовки кадров.

    Это значит, что в течение 20 лет отказываться от импортных товаров будет нельзя, соответственно нельзя будет отказываться и от экспорта сырья, от сырьевой экономики.

    Нельзя будет полностью отказываться и от рыночной экономики, потому что разрушатся экономические связи, процессы экспорта сырья и импорта готовых товаров, заменить которые долгое время будет нечем.

     

    Разматывать возникший клубок сырьевых проблем нужно в обратной последовательности относительно той, в которой он был намотан. Сперва запустить развитие системы образования, подготовить кадры, затем запустить реиндустриализацию – и уже после этого можно будет отказываться от сырьевой экономики и "вашингтонского консенсуса" (свода правил либеральной экономики).

    Если сразу перейти от рыночной системы к плановой и отказаться от импортных товаров, многие магазины тотчас опустеют. Результатом будет социальный протест, который приведет не к быстрому запуску собственного производства, а к быстрой смене власти и возвращению в сырьевой тупик.

    Поэтому выходить из сырьевого тупика нужно очень последовательно и выход этот займет 20-30 лет – примерно столько же, сколько занял вход.

    Россия бодро закатилась в сырьевой тупик под горку, по накатанным путям советской промышленности, но после этого пути оказались разобраны, да и сам локомотив основательно заржавел и частично развалился. Поэтому теперь, чтобы выехать из сырьевого тупика, нужно восстанавливать пути и какое-то время толкать состав вручную.

    Но желающих делать это сегодня не слишком много, большинство предпочитает покупать импортные товары и не очень-то тяготится ни сырьевой системой, ни вызванной ей экономической и политической зависимостью России. Поэтому многие предпочтут сидеть в вагонах и смотреть, как их толкают другие. А кто-то и вовсе будет постоянно дергать стоп-кран.

    Впрочем глубокий экономический кризис, к которому медленно, но верно движется сырьевая экономика, многое изменит.

    В острой фазе кризиса магазины сами собой заметно опустеют, покупательская способность упадет, наступит кризис власти, коллапс управления, революционная ситуация.

    Все это существенно повлияет на настроения в обществе и повысит готовность выталкивать страну из сырьевого тупика.

    Но рассчитывать на чудо все равно не нужно.

    Революция ускорит одни процессы и замедлит другие. Приведет к быстрой смене власти, но вместе с тем и к бардаку в госаппарате и экономике, а может, и к военным действиям, которые отодвинут выход из кризиса и сырьевого тупика на несколько лет.

    И срок подготовки кадров, который составляет не менее 10 лет, революция тоже не сократит. И новые заводы в одночасье не возникнут.

    Есть еще один важный фактор – индустриализация больше не является современной тенденцией, она была актуальна в 19-20 веке. Сегодня актуальна не индустриальная, а постиндустриальная экономика. А через 20-30 лет, возможно, и ей на смену придет что-то новое.

    Это значит, что не нужно надеяться на простые решения и быстрый выход России из сырьевого тупика.

    В этом тупике Россия застряла надолго.

    Будем надеяться, что хотя бы не навсегда...

7

Комментарии

83 комментария
  • дмитрий жуков
    дмитрий жуков29 ноября 2018 г.
    конечно есть выход..., там же где и вход!!!!!
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий29 ноября 2018 г.-3+4
    Путин. Именно Путин и ещё раз Путин. Вот кто виновен, а не как Вы говорите в своей статье что виновны якобы безликие 90стые. В 90стые советские предприятия были ЕЩЁ целые. Они ВСЕ погибли при правлении Путина. НО нам говорят нечто другое. Ведь так Русин? Вот! Вот первый шаг что нужно сделать в экономике- это правда. С тех пор как либеральное враньё стало нормой, то и экономика работать не будет. Вот и весь способ выхода из тупика. Нам нужна правда.
    • Николай Астров
      Николай Астров29 ноября 2018 г.-1+7
      В 90-е Россия только входила в сырьевой тупик, предприятия были частично остановлены, но не уничтожены, и 20 лет назад всё ещё можно было изменить в лучшую сторону без огромных усилий и гражданской войны. Путин убаюкал страну надеждой на "революцию сверху", и в этом его главная вина перед Россией. Тех десятилетий на подготовку кадров и прочие мероприятия, о которых мечтает Александр, у нас попросту нет, Запад нам их не даст. А мы не готовы напрягаться и затягивать пояса, -- попробовали хорошей жизни в кредит, со стиралками и айфонами расставаться не хочется... Но кредиты надо будет возвращать, и рано или подно нам со всем придётся расстаться, вплоть до "лампочки Ильича".
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов29 ноября 2018 г.+1
    коллапс неизбежен, а вот какой будет выход из него-бог его знает. И потом, пока есть сырье вряд ли что нибудь случится.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-2+4
    В России кризис идеологический. Виновата не либеральная рыночная экономика, а те, кто принял ее, и извлекают из этого личную выгоду. Никто не сможет в одночасье переориентировать Россию на внутреннее производство, придётся торговать и ресурсами. Однако надо для начала изменить финансовые потоки сменить форму собственности предприятий стратегической важности и организовать создание производств на новых управленческих принципах, что станет источником дальнейшего развития во всех сферах. Россию за двадцать пять лет покинуло несколько триллионов долларов и продолжают покидать. Это больше, чем то, что было вложено в развитие Китая Западом. Без смены буржуазного курса и создания своей независимой финансовой системы ничего изменить в России невозможно.
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов29 ноября 2018 г.-1+3
    понятно, что для страны периферийного капитализма путеводной звездой является Африка, но также понятно, что путь к цели может занять длительное время с дальнейшими потерями населения и лучших кадров.
  • Трурль Альтруистичный
    Трурль Альтруистичный29 ноября 2018 г.-1+7
    А по моему дела обстоят ещё печальное. Не из кого готовить те самые кадры, нынешнее поколение в своём основной массе уже изуродовано рассейской действительностью и потеряно для созидательной деятельности, стоит необходимость воспитать именно людей, а не организмы, и вот тут настоящая дупа. Кто этим будет заниматься? Тот-же самый замкнутый круг. ИМХО
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов29 ноября 2018 г.-1+2
      разрывать бы надо, но некому. Само может катиться в тартарары веками.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-2+5
      В 80-ых годах я уже был ведущим инженером в НИИ. По совместительству брал шефство над новоиспечёнными инженерами, которые с профессиональной точки зрения умели только читать, писать и считать. Однако вскоре многие из них стали талантливыми инженерами и уже сами учили других. В школе (да и в институте) обучают и обучали очень немногому, а основные профессиональные знания получают на работе, если работа требует этого. Без производства специалист, как рыба без воды. Кстати, современный Китай подтверждает это.
      • Трурль Альтруистичный
        Трурль Альтруистичный29 ноября 2018 г.-1+5
        Речь идёт немного не об этом, речь о базовых ,человеческих качествах, профессии можно научить любого подонка, только результат подобного эксперимента мы с Вами видим за окном, в одной конкретно взятой стране. Нынешнее поколение просрали мы! , некого в этом винить кроме себя
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-2+2
          Вести о том, что количество подонков в России зашкаливает, сильно преувеличены. Да, конформистов много, но конформисты принимают в качестве нравственной позиции то, что принято в обществе в данное время. Так как конформистов в обществе абсолютное большинство (особенно в буржуазном), то трансформация общества в моральном плане может происходить очень быстро, как в одну сторону, так и в другую.
          • Виталий Витальевич Бурлуцкий
            Виталий Витальевич Бурлуцкий29 ноября 2018 г.-1+1
            Бахматов а еслиб тебя били подонки на улице то ты что бы ты сказал? Или дома сидишь чтоб их не видеть? https://www.mk.ru/incident/2018/11/23/kemerovchanin-spas-malchika-kotorogo-izoshhrenno-ubivali-podrostki.html
            • Сергей Бахматов
              Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-1+1
              На меня лет тридцать назад напали подонки. Ели убежали. У меня 115 кг. мускул, а не жира, как у тебя))
              • Слава Кащенко
                Слава Кащенко29 ноября 2018 г.-3
                Почему ты на фотографии тогда такой дрищ? И как ты мог быть ведущим инженером НИИ, если у тебя логика хромает на четыре ноги? Буйная фантазия всё компенсирует? Скорее всего, это именно так, именно фантазия помогает строить воздушные замки и "нагибать" врагов, которые в реале нагибаться даже не собираются.
                • Сергей Бахматов
                  Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-1+1
                  У низших животных, видимо, слабо развито чувство перспективы. На фотографии не я маленький, а лев очень большой. Твоя логика, как у всех буржуинов, работает в одну сторону: это моё, это моё, а это...., а это опять моё.
                  • Слава Кащенко
                    Слава Кащенко29 ноября 2018 г.-2
                    Я имел в виду другую твою фотографию, на lib.ru. На ней ты без льва и на вид физически некрепок весьма. С возрастом "усох"? Это очень неплохо для долголетия, но не для физических разборок.
                    • Сергей Бахматов
                      Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-1+1
                      Таких, как ты, надо не физически устранять, а интеллектуально. Что касается тебя лично, то достаточно предоставить тебя самому себе, так как вызываешь чувство омерзения очень эффективно.
                      • Слава Кащенко
                        Слава Кащенко29 ноября 2018 г.-1
                        Интеллектуально ты против меня только жалко блеешь. Подозреваю, физически будет то же самое. Чувство жалости над тобой перевешивает чувство гадливости. Ну, таковы нынче "теоретики", что поделаешь... )))
                        • Серджио Леоне
                          Серджио Леоне29 ноября 2018 г.
                          Кащенито, в твоем селе все такие умные или ты один такой?
                          • Слава Кащенко
                            Слава Кащенко29 ноября 2018 г.
                            Понятия не имею, как там в селе. Наверное, как в твоём задрищенске примерно. Может, чутка лучше.
                            • Серджио Леоне
                              Серджио Леоне29 ноября 2018 г.
                              Может твое село называется деревня дураков в переводе? Насколько помню, в рейхе многие населенные часто заканчивались на -дорф или -бург. Ну а куда еще пристроить неуловимого ковбоя, как не в такое прикольное местечко.
                              • Слава Кащенко
                                Слава Кащенко29 ноября 2018 г.
                                Я не знаю, про какое село ты ведёшь речь. К сёлам я никакого отношения не имею, хотя не отказался бы. Проезжаешь по сельской местности - деревеньки как игрушечные, немцы вылизывают их языком почти что, они очень трудолюбивы. Задрищенск не село, но говны по колено и никому они не нужны: не мешают. Так, раз в два года ребёнок какой утонет, но это мелочи.
                                • Серджио Леоне
                                  Серджио Леоне30 ноября 2018 г.+1
                                  Ну так двигался бы в село, раз не против. Там всяко нужны заезжие ковбои, дрова пилить, подмести двор. Наверно не везде газ, да и ковбои против ахрессорского газу.
    • Андрей Барвинов
      Андрей Барвинов29 ноября 2018 г.-1+6
      Полностью согласен с Альтруистичным. «Нынешнее поколение в своей основной массе уже изуродовано рассейской действительностью и потеряно для созидательной деятельности, стоит необходимость воспитать именно людей, а не организмы». Полная утрата нравственного мировоззрения «отцов» нынешним поколением «детей» - вот самый большой урон, нанесенный путинской «безидеологической» идеологией нашему народу. Как это исправить? И можно ли вообще исправить? Вот – главнейший вопрос, который требует решения. Без него все благие рассуждения о выходе из капитализма в социализм представляют собой игру в солдатиков на бумажной карте.
      • Виталий Витальевич Бурлуцкий
        Виталий Витальевич Бурлуцкий29 ноября 2018 г.-2+3
        Первый шаг- это организация независимого (от кремля) интернета. Здесь не место обсуждать ЧТО нам делать чтобы выжить. Будем болтать об этом с интеллигенцией- НЕВЫЖИВЕМ. Я здесь говорю 1/10 часть, остальное умалчиваю. Неужели непонятен этот шаг? Или инстинкт выживания у нас атрофировался?
        • Андрей Барвинов
          Андрей Барвинов29 ноября 2018 г.-1+2
          В целом поддержу вас, Виталий. Сами мы к сожалению свой интернет сделать не сможем, но обсуждать такие темы без посторонних ушей могли бы например ВКонтакте (пока еще его данные не открыты для власти).
  • влад влад
    влад влад29 ноября 2018 г.-1+2
    Нам нужна правда - это действительно главное на сегодня .Маленький плюсик от пенсионной реформы - уже казалось окончательно разложившаяся на угодной интеллигенциям сырьевой колониальной экономике наша журналистика научилась проговаривать правду , пусть дозированно ,но правду ,от которой люди отвыкли ,казалось ,окончательно . Даже полуприкрытыми глазами очевидна яма ,в которую мы попали .Мы не имеем ни одной жизнеобеспечивающей отрасли независимой от импортных кредитов , комплектующих , кормов ,молодняка, семян , технологий , мы кормимся перепродажей иностранных товаров , мы для выживания обязаны продавать всё , что от нас спросят .Царское наследие витте-столыпинских интеллигенций воспряло в виде гайдаро-чубайсовских и в очередной раз (ну не в первый же!) поставило страну и нацию спиной к могиле.
  • влад влад
    влад влад29 ноября 2018 г.-1+1
    Если царская интеллигенция (общественное типа мнение и типа гражданское общество),втащившая страну ради парижев и немецких курортов в грабёж крестьян "освобождением" , в виттеафёру с дефолтом царской казны , в столыпинский геноцид всё-того же беззащитного крестьянства ,наконец в войну за интересы антанты выросла в лакейских антинациональных господ(византийцы-славянофилы) и на кормах лондона ,берлина ,вены или парижа ( демократы-социалисты-еврофилы) , то в какой лакейской выросли нынешние интеллигенции!?Вышли мы все из народа-дети семьи трудовой . Вышли то из народа .
  • дмитрий жуков
    дмитрий жуков29 ноября 2018 г.-1+2
    назад в будущее!!! Все в з.. САД
  • влад влад
    влад влад29 ноября 2018 г.-1+2
    Но вот примеры деятельности народной интеллигенции -Сельская акушерка бежит с новыми зеркалами к жене директора мимо беременных "простых" женщин , затем тащит полную сумку дефицитной колбасы с "народного контроля" ,затем на поощрении своей холуйской низости рождает для себя идею - а вот в европе мне за умения и навыки лакейские в сумку бы долларов жена директора наложила , а не колбасы .Анормальные ,согласитесь ,убеждения у деградантов лакействующих .Директор предприятия организует успешную охоту мелкому министерскому деятелю из Масквы , получает малюсенькое повышение или верит в московский патронаж , но уже идея - а в европе за такие умения мильон долларов бы мне столичные начальники отвалили и стал бы я наравне с ротшильдами в одних ресторанах кушать .Анормальные согласитесь убеждения у профессионалов холуяжа .Вот на этой моральноинтеллектуальной деградации выходцев из народа уничтожен
  • Трурль Альтруистичный
    Трурль Альтруистичный29 ноября 2018 г.-1+1
    https://www.znak.com/2018-11-23/v_rossii_pod_ugrozoy_ischeznoveniya_850_gorodov_i_milliony_trudosposobnyh_grazhdan
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий29 ноября 2018 г.-1+2
      Нас не 145, а около сотни. Из них 80 миллионов осталось русских. Утечка вышла из ЗАГСА и девушка сболтнувшая это была уволена. Правды мы не знаем, враньё стало оружием кремля против народа.
      • Трурль Альтруистичный
        Трурль Альтруистичный29 ноября 2018 г.-1+2
        Да, пожалуй ,80 - это ближе к реальности , а 145,- со всякими козлопасами, которых зело много
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов29 ноября 2018 г.-2+1
    Александр, снова поставил вам и статье минус. Проблема не в том что России уготована роль сырьевого придатка Запада. Проблема в том, что наша элита давно сплотилась с золотым миллиардам и такое положение России её устраивает. Конечно это не вина Путина что мы сырьевой придаток, вина Путина в том, что он ничего не делает чтоб это изменить!
  • влад влад
    влад влад29 ноября 2018 г.-1+1
    .Вот на этой моральноинтеллектуальной деградации выходцев из народа уничтожена наша с вами Родина и сама нация столкнута вниз пищевой цепи западной цивилизации .Нам надо обязательно найти те неправды , которые оказались опорой для воспитания массовой интеллигенции лакейства из наших с вами детей .И значит нужна правда и не только сегодняшнего дня правда , а правда о нашей истории ,правда о истории человечества, правда о законах развития и экономических законах -нам нужна система образования , в которой не будет места опорным солженицинским догмам воспитания лакейства .Следствия не скроешь - нам нужно искать и искоренять причины.Спасибо.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий29 ноября 2018 г.-2+1
      влад! Всем что ты сказал можно заняться в своём интернете. Но такое возможно если мы ИМ (интернетом) отделимся от интеллигенции. Именно она и есть причина гибели СССР а теперь скоро уже и нас самих.
  • Борис Туриков
    Борис Туриков29 ноября 2018 г.-3
    Ну все конец! Образование разрушено, сельское хозяйство тоже, промышленности нет, существуем только за счет сырьевых ресурсов - сплошной 1992 год. А сейчас 2018, на элементарную статистику никто не захотел посмотреть, прежде, чем такие статьи писать. Автор, ау! Никто умирать не собирается и с каждым годом статистика меняется!
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-1+3
      Борис, у вас фамилия, видимо, не Туриков, а Тугриков. Поэтому и статистика у вас хороша и жить вы собираетесь вечно.
      • Борис Туриков
        Борис Туриков29 ноября 2018 г.-2+1
        Ну вот, что то у вас мысли быстро закончились, начали фамилию искажать - мелко и не достойно! Я думал, что вы сразу данные статистики станете подвергать сомнению, а вы даже на это не способны.
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-2+1
          Даже президент говорит, что если не впишемся в экономику будущего, читай не свернём с пути деградации, то отстанем навечно и перестанем существовать. А верные шавки продолжают гавкать. "Цыгане шумною толпою толкали жопой паровоз, лишь через год они узнали, что паровоз был без колёс".
          • Борис Туриков
            Борис Туриков29 ноября 2018 г.-2+1
            Очень умно! И как вы с таким уровнем еще тут на сайте что-то комментируете, а молодой человек? Ну когда то недоучился, трудности воспитания это понятно, только зачем это всем на обзор выставлять?
            • Сергей Бахматов
              Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-2+1
              "Случается орлам и ниже кур спускаться, но курам же до облак не подняться!", Э.Осадав. Хороший поэт, рекомендую))
              • Слава Кащенко
                Слава Кащенко29 ноября 2018 г.-2
                Плагиатор он, у Крылова скоммуниздил почти дословно.
                • Сергей Бахматов
                  Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-1+1
                  А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека,- В зависимости от человека! Это точно Э. Осадов. Ты сидишь на кочке))
    • влад влад
      влад влад29 ноября 2018 г.-1+1
      Конец наступил ,когда все окружающие конторы в моём регионе стали по приказу выдавать искажённые статданные -все ,начиная от почты сельской и фапа до естесно региональных центров стат учёта .Борис ,это правда , что никто не узнает правды по статданным .Желаемое для начальства не есть действительное .Смотрите глазами -даже в москве и питере огромные промзоны превращены в зоны релаксации .Не всё разрушено , но тенденция необратима и работает.
      • Борис Туриков
        Борис Туриков29 ноября 2018 г.-4
        Да что вы! И зачем вам нужны эти огромные промзоны, от каких никакого толку еще при социализме не было и статистику все искажают, так вы почитайте забугорные сайты, что они пишут о программе импортозамещения, о резком рывке сельского хозяйства, оборонной промышленности - поинтересуйтесь, а то такое впечатление, что у вас на голове кастрюля и вы ничего вокруг себя замечать не можете.
        • влад влад
          влад влад29 ноября 2018 г.-2+2
          Да что вы -читать умеете .а помните ,как хвалили столыпина в английских и парижских посольствах -вах-вах-вах., конец европе .Ну давайте быль , а не статистику - регион получает лярд на с\х, награждает привлекателей этой инвестиции , подкармливает отчётных фермеров , закупает ферму с молодняком кур сроком жизни на один год -потом кур надо менять, ну и всякие побочные корыта - -аукционы,частный бизнес близкого круга .президент -мы ожидаем прирост молока на триста процентов ,губернатор -мужики по лимону в руки не берём ,покупаем срочно эшелон пальмового масла -статистика -есть прирост триста процентов .Вы нормальны в смысле умения думать ?
          • Борис Туриков
            Борис Туриков29 ноября 2018 г.-4
            Ну вы чудак ей богу, причем здесь Столыпин и все остальное, что вы сюда приплели? Это уже называется очень просто......., не хочу вас огорчать. Просто - если вы решили, что все плохо, значит так оно и есть, больше вы ничего не видеть и слышать не хотите. Я не буду мешать вашему убеждению, просто хочу напомнить вам - 1992 год-вот это было совсем плохо, поэтому и попытайтесь подумать на эту тему и осмотритесь вокруг, очень помогает, может сравнения какие либо в голову прийдут, удачи.......
            • влад влад
              влад влад29 ноября 2018 г.+2
              Всё загребись ,пока вы в таиландах -кто бы спорил .Наверное вам знакомо выражение -кредитная линия .Так вот на пустом (разорённом пустыре ) месте создать молочное животноводство нельзя разовым вложением финансов -это чушь для масковских таиландствующих обезьян .Должна быть инициирована кредитная линия постоянного притока инвестиций -на создание кормовой базы и интеграционных и кооперированных связей , на социальное обустройство работников , на создание связей с потребителями ,на сезонные колебания спроса и производства и так далее .Таиландствующие банкиры об этом правиле имеют смутное представление -экономисты администраций вообще не имеют .Вложили деньги-получили продукт, закончились вложения -продукт кончился .Экспорт наша кубань обеспечивает за счёт немецких кредитных линий , перекроют приток евро на семена ,горючку,технику и агротехнику -кубань ничего не даст .Масквачи не люди ,интел
            • влад влад
              влад влад30 ноября 2018 г.+2
              Вы вспомнили 1992 год ,как пример ненавистного вам устройства экономики .Напоминаю любителю статистики, что в 1992 году саботаж и преступления врагов народа и агентов госдепа -интеллигенций были масштабными ,но несмотря на это уровень потребления и производства на душу населения был рекордным , а экономический рост был заметным и с долгосрочной вечной перспективой .Напоминаю ,что все холодильники в стране были полными , а все дети сытыми.Напоминаю , что граждане были равноправными, а демократия насыщена работающими инструментами защиты прав всех слоёв населения .Ещё раз-несмотря на масштабные преступления подобных масквачам интеллигентов ,которым было ненавистно видеть всех детей сытыми , а всех дворников равноправными с интеллигентными преступниками.Уровень ввода в строй асфальтированных дорог ,объектов соцкультбыта и квартир в 1992 году в моём регионе превышает сумму построенного за с
        • влад влад
          влад влад30 ноября 2018 г.-1+2
          .Уровень ввода в строй асфальтированных дорог , объектов соцкультбыта и квартир в 1992 году в моём регионе превышает сумму построенного за следующие четверть века .Уже через год наступила ваша победа - и не все дети остались сытыми ,не все граждане равноправными , не все холодильники полными , а власть лишилась инструментов защиты прав всех граждан , но наполнилась новыми неограниченными возможностями самообогащения и произвола интеллигентских номенклатур .Повторить уровень потребления на душу населения 1985 -1992 годов качественных продуктов ваша власть не сможет никогда за отсутствием производства качественных продуктов .Возместить украденное у детей и базовой работающей части населения вам тоже нечем , бо создавать вас не учили ,релаксирующие обезьяны с украденной у детей колбасой стимула для созидания не имеют .И спросит бог , дык и его какашками закидать попытаются .Удачи
          • Борис Туриков
            Борис Туриков3 декабря 2018 г.-2
            Вы ловко устроились здесь на сайте, такой междусобойчик со своей личной статистикой и упражняемся в ужасах современной жизни в России. А она живет, чихая на вашу статистику и вашу пустую болтовню, так что можете и дальше самоудовлетворяться друг другом. Отчего вы получаете удовольствие? Оттого, что каждый из вас в очередной раз изрыгнет очередную гадость о своей стране, придумывая очередной фейк? Успехов вам несчастные неудачники!
            • влад влад
              влад влад3 декабря 2018 г.
              Тебя сюда от сытного корыта никто не зовёт -порыгивал бы себе на здоровье .вы победители -имеете право и права и прокурора с судьёй и много чего .На мой взгляд , вам тоже неуютно и некомфортно в сваей маскве , что-то понуждает и сытых откормленных удачников нервничать .А мы скромно предлагаем вам помощь в поисках причины вашего естественного неуютства.
  • Борис Туриков
    Борис Туриков29 ноября 2018 г.-3
    Ну а приватизация была при Ельцине или при Путине? Какую Россию принял Путин? Господин Бурлуцкий, даже при своем яром антипутинизме, надо ведь и совесть иметь, что вы тут нам втираете?
  • Борис Туриков
    Борис Туриков29 ноября 2018 г.-2
    Ну уж не вы, можете спать спокойно, тем более конец приближается, судя по статье, так что готовьтесь.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий29 ноября 2018 г.-2+3
      Туриков- когда американцы атаковали Курск то Путин на встрече с вдовами моряков сказал ТО что и Вы сейчас- Это всё Ельцин. И был вызван Ельциным на ковёр в Барвиху. Совести у Вас нет. Втираете тут о независимом Путине. Да за него ельцинская ОПГ и спряталась как за новое лицо что втирает до сих пор как и Вы о том что он "не Ельцин". Совести у Вас нет у обоих Туриков.
      • Андрей Барвинов
        Андрей Барвинов29 ноября 2018 г.-2+1
        Бурлуцкий и Бахматов – молодцы! Вместе дали отпор запутинцу. Вот так и надо держаться вместе. Мудромер Виталия еще нам много раз пригодится )))
        • Борис Туриков
          Борис Туриков29 ноября 2018 г.-2
          Что то я не заметил никакого отпора, кроме пустой болтовни. Это вы меня запутинцем считаете? На данный момент правильно по одной простой причине-никого другого просто НЕТ. И это плохо, хотя я давно вышел из того возраста, чтобы быть беззаветно преданным кому-то, у нынешней власти можно найти кучу недостатков, но кому они нужны? Чтобы тут на сайте поумничать? Или для того, чтобы их исправлять-большая разница. Ну а Барвинову успехов в революции, которую он проведет сидя на диване, так все херои поступают.
          • Сергей Бахматов
            Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-1+2
            Борис, по всему видно, что вы уже, мягко говоря, очень взрослый мальчик, поэтому заняты архиважным делом - перевоспитанием властей. Мы вам искренне желаем успехов в этом сложном деле и будем держать кулаки за вас.
  • Сигизмунд Миронин
    Сигизмунд Миронин29 ноября 2018 г.-1+1
    Не прошло и 20 лет, как некотоые стали понимать закон Паршева. При прочих равных условиях, кроме тех, которые не могут быть уравнены из–за географического положения страны, при границах, практически полностью или большей частью открытых для движения денег, капитала, товаров и рабочей силы (человеческий капитал), любой товар, произведенный в стране, которая имеет неустранимую географическую детерминанту (холод, страшная жара, отсутствие воды....), будет по себестоимости дороже товара равного качества, произведенного в стране, где такой детерминанты нет.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-1+2
      В Израиле воды пресной почти нет, поэтому её опресняют, что стоит недёшево. Теперь Россия, самая богатая страна водными ресурсами, закупает у Израиля овощи и фрукты. Раньше всё сильно определялось географическими и климатическими особенностями, но с развитием техносферы можно заниматься экономической деятельностью где угодно и как угодно. В такой ситуации в большей степени всё определяется организацией и нравственностью экономики, что является факторами неизмеримо более важными. Если климат не позволяет в чем-то выйти на мировой рынок, то, возможно, надо делать это для себя, а выходить на рынок с тем, что не требует климатических особенностей.
      • Сигизмунд Миронин
        Сигизмунд Миронин29 ноября 2018 г.-2+2
        Израиль тратит самый высокий процент нац дохода на науку и технологию. Он пригрел лучших спецов из СССР. Россияне же ничего теперь делать не умеют. Россияне уже ничего не умеют делать. Ни в науке ни в медицине, ни в технологии. Образование ПОХЕРЕНО С ПОМОЩЬЮ ЕГЭ. Россияне не читают ни технологическую, ни научную литературу. Они разучились делать элементарные вещи, например шурупы и утжги советского типа. Их вытеснили китайские винторезы. Россияне становятся совершенно тупым народом. Хотя таланты пока не все перевелись. Они даже строить разучились. Везде гастербайтеры. Обращает на себя внимание резкое снижение читательской активности врачей. Российские врачи читают гораздо меньше профессиональную литературу, чем советские врачи. Мы условно покажем это на примере тиража медицинских журналов. В годы советской власти тираж журнала "Терапевтический архив", одного из лучших советских журналов
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов29 ноября 2018 г.-1+1
          Как вы не поймёте, что качество людей зависит от обстоятельств и среды, в которой они живут? Интеллектуальные способности человека не изменились за последние 10000 лет. Менялась только техносфера, поскольку естественные знания наследуются следующими поколениями, а в моральном плане каждое новое поколение может начать с нуля, если созданы условия для моральной деградации общества. Поэтому здесь идёт речь о смене этой среды и идеологического вакуума, в которых российское общество духовно разлагается.
        • Алексей Уралов
          Алексей Уралов30 ноября 2018 г.+1
          большевики получили на 80% неграмотное население, а через 50 лет проложили человечеству дорогу в космос. Для нынешней РФ деградация объективный процесс, но и ее можно повернуть вспять.
    • влад влад
      влад влад30 ноября 2018 г.+1
      Японский рис , швейцарское и норвежское молоко , шведское жкх безусловно неконкурентны по ценам даже не по географическим причинам , а по геоэкономическим .Видите ли , интеллигенция обещала строить экономику ,как в развитых государствах , а забывшись подставила зад и строит экономику для выгоды развитых государств .Всё остальное несущественно .
      • Сигизмунд Миронин
        Сигизмунд Миронин30 ноября 2018 г.-1+1
        Качества людей звисят не только от геосреды, но и от традиций, которые конечно определяются геополитикой. Что касается умственных способностей, то Вы просот не в курсе. Они зависят от общества. Если человека с рождения держать вне контакта с другими людьми, то он будет дебилом. Генетика мало влияет на способности. Наконец, смена идеологического вакуума должна базироваться на понимании геосреды. А то построим СССР2 и он снова рухнет из-за хотелок москвичей.
        • Алексей Уралов
          Алексей Уралов30 ноября 2018 г.+2
          СССР не сам рухнул. Его грамотно подвели к 90-м.
  • Николай Астров
    Николай Астров29 ноября 2018 г.-2+3
    Когда большевики брали власть в разваленной Российской империи, они не заморачивались вопросами, где взять кадры, как проводить индустриализацию и т.п. Взяли власть и начали решать проблемы по ходу их возникновения. Да, наделали гору ошибок, в результате Гражданской войны образовались горы трупов... Но и проблем им царь-батюшка с либералами оставили гору! Важен результат: страну отстояли и сохранили, подняли на высокий уровень развития. А если бы в октябре 1917 сидели и думали, где взять 20 лет на подготовку кадров?.. Да Россия уже сто лет была бы сырьевым придатком Запада... если бы к нашему времени какое-то сырьё ещё осталось...
  • Николай Астров
    Николай Астров29 ноября 2018 г.-2+3
    Современным революционерам в некоторой степени даже проще. Все почему-то забывают, что Россия ядерная держава. Поэтому для успеха новой социалистической революции в первую очередь необходимо установить контроль над ядерным оружием, и ни одна сука с Запада даже не подумает ни о какой интервенции. А внутренние враги сами разбегутся и попрячутся. Без опоры на Запад они беспомощнее тараканов. А мы сидим и сами себя пугаем: "Таракан, таракан, тараканище!...." У нас два врага: наш страх и наша лень.
    • Андрей Барвинов
      Андрей Барвинов29 ноября 2018 г.-2+4
      Молодец Астров! Правильно говоришь. Волков бояться – в лес не ходить. Нас долго водят за нос причитаниями «Лишь бы не было войны», «Нужна не революция, а эволюция». До того долго и упорно, что мы потеряли такое человеческое качество как смелость.
  • дмитрий жуков
    дмитрий жуков29 ноября 2018 г.-1+2
    НАША ЭЛИТА-- надо же так сказать...., народ явно ЭЛИТНЫЙ...
  • Михаил Стерин
    Михаил Стерин2 декабря 2018 г.+2
    Ни одна страна в мире первой не строила социализм. Ни одна страна в мире первой не выходила из социализма (не считаю страны соц.лагеря равными СССР, им было легче). Теории нет, да и вряд ли будет. Говориться в статье про наличие массы активных людей, а достаточно ли этого? Нужен (нужны) лидер (лидеры)! Помимо харизмы, они должны быть профи во многих областях человеческой деятельности (своего рода Леонардо Давинчи), а самое главное ВЕРУЮЩИЕ! Не люди умеющие ставить свечки, празднующие Пасху и едящие куличи. ВЕРУЮЩИЕ! Не смейтесь...ВЕРА и ПРОФЕССИОНАЛИЗМ близнецы-братья! Знаю жизнь не понаслышке..с 70-х на завод из института...жизнь била ключом, в основном по голове желторотого мастеришку. Поработал и на станке...и грузчиком и кочегаром. Теперь вновь на заводе. Как упал уровень...если нас за шиворот не возьмут за шкирку СВЕРХУ, то будет еще хуже. Надеюсь, не все продано в России...
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий2 декабря 2018 г.+2
      Нас подломили не только как профессионалов и верящих в человеческое учение Ленина, но нам ломали советскость. Ельцин ставил младореформаторов чтоб бороться с нами- Хакамада, Путин, Кириенко. И они многого добились в своём разрушении. Мне отец рассказывал- когда техникум он окончил и стал механиком у него была авария с водой в колодце. Так вот рабочий непозволил лезть ему в ледяную воду, сам закрыл там задвижку. Сейчас я бы уволился а хер полез бы ради эффективных менеджеров. Всё не только стало хуже, а стало сложнее. Нет уже простых людей и отношений.
      • влад влад
        влад влад3 декабря 2018 г.+2
        Виталий Витальевич , Вы верно назвали главную беду нашей страны , основную причину превращения советских интеллигенций в антинародную касту деградантов .Коротко- побеждает лишь та армия , где командир сознательно спасает жизни своих солдат , а солдаты сознательно спасают командира ценой своей жизни .И в хозяйственной деятельности веками и тысячелетиями -это базовый принцип стабильного развития .На мой взгляд , наша страна всегда существовала в условиях избыточного предложения самоответственной общинной рабочей силы и солдатских шинелей .Что вообще не предполагало никакой ответственности господ командиров ( любых и хозяйственных и военных) за жизнь и благополучие подчинённых .И в советском высшем и среднетехническом образовании нашальников и медсестёр не нашлось места для преподавания базовых понятий ответственности перед народом -одне лозунги и практика продавливания авторитета кабинета
      • влад влад
        влад влад3 декабря 2018 г.+1
        .Господа офицеры изысканно предавали своих солдат и страну ,а затем просто приписывали себе победы крестьянских винтовок - и советская история боевых действий не исключение - побеждали комиссары , офицеры а ля солженицин вымогали привилегии и предавали ( польский поход в гражданскую - уникальный пример предательства штабного-командного ,1941-43 года -изобилие таких примеров ,43-45 года офицерство уже на стороне победителей , но в массе своей солдатских жизней не жалеет ).Такая же картина на производствах ,стахановцы ломят ,нашальники ломают хребты подчинённых во карьеру и премию и тёплый унитаз в кабинете .Базовая причина революционной ситуации конца восьмидесятых .В которой победили и установили свою диктатуру именно нашальники и прочие интеллигенты на базе вековечного обмана простых граждан .Страна либо не выживет ,либо подобная интеллигенция ,окончательно себя раскрывшая ,
        • Виталий Витальевич Бурлуцкий
          Виталий Витальевич Бурлуцкий3 декабря 2018 г.+2
          влад я этоже и говорю. Брежнев пришел как некий "победитель". Сам назвался так. Победитель ОН и всё. И только бабы с детьми кучковались и между себя говорили- те кто воевал- погибли. Но Брежневы их не слышали из-за своей наглости. Так погибшие большевики ВКП были замещены "победителями из КПСС. Стал возможен 91 год. Сейчас станет возможен геноцид русского народа. Вернее он уже идёт. Стоит посмотреть на Путина- и во всё поверишь.
  • Михаил Стерин
    Михаил Стерин2 декабря 2018 г.+2
    Так и техника стало намного сложнее. На некоторых станках работают люди уровнем не ниже советского инженера. А вод менеджерам это невдомек. Считается, что все профессии почти одинаковы...сверловщик может запросто на токарный))) Но если честно, на заводе еще социализмом внизу попахивает))))
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий2 декабря 2018 г.+2
      Я вообще то не про это. Я рабочий и говорю что вижу. С исчезновением рабочего класс и подменой его на наёмного работника (добровольного раба) то исчезло и такое понятие как "рабочая гордость (ну или совесть) сейчас мы являясь рабами и делаем лишь бы сделать. Мы называли это- "фуфло задвинуть" )) Сделал а через неделю сгорело )) ништяк. Так что если хотите чтоб ктото взял за шкирку, то он должен выловить ВСЕХ вредоносных идеологов и шлёпнуть для начала. А не болтать по дружески с ним в Публицисте ))
  • Михаил Стерин
    Михаил Стерин2 декабря 2018 г.+1
    Согласен с Вами, Виталий, рабочий класс пропал. Этот рабочий уже умер...но станок до сих пор его именем поминают. Так он при каком либо брачке бегал ...переживал. Можно сказать ночь не спал! Дошло до того, что токаря в ГОЛИЦАХ работают! А как же сотку пощупать???)))) Уж я не говорю про ТБ...
  • Михаил Стерин
    Михаил Стерин2 декабря 2018 г.
    Нас за флуд не удалят?))))