Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Александр Русин. Есть ли альтернатива сырьевому социализму – или кадры в экономике решают все

  • Многим идея сырьевого социализма кажется мало привлекательной – в первую очередь потому что он сырьевой.

    Сырьевая экономика является главной причиной деградации нашей страны, в связи с чем возникает вопрос – нужна ли сырьевая система вообще, пусть даже в социалистическом варианте?

    Почему бы не построить какой-нибудь другой социализм – индустриальный или постиндустриальный?

    Вот только есть ли, из чего строить?

    Сейчас в России высокотехнологичного производства, не считая вертолетостроения и ракетостроения – нет вообще; производства электроники нет, станкостроения нет. Машиностроение в глубоком упадке и без импортных комплектующих уже не обходится.

    Еще важнее то, что у нас нет кадров для восстановления производственных отраслей. Последние 20 лет ВУЗы готовили преимущественно юристов и менеджеров, выпуск инженеров сильно упал. А уровень подготовки тех, кто сегодня выпускается с дипломами инженеров – очень низкий.

    Зато есть сильно коррумпированный госаппарат и потребительское общество, которое не готово к трудовым подвигам ни морально, ни по уровню квалификации.

    Игнорировать эту реальность – значит быть совершенно оторванным от жизни фантазером. Таким же недалеким, как выходившие на майдан украинцы, которые думали, что достаточно прогнать Януковича – и можно будет жить как в Европе.

    Такой же получится и наша "ындустырилизация", если думать, надев розовые очки с кастрюлями, будто из сырьевого капитализма можно запрыгнуть сразу в светлое будущее с современным производством, развитой экономикой и садами на Марсе.

    Задачу надо решать на основании исходных данных, а не фантазий – только тогда получится реальное решение.

    В задаче дано:

    1) Сырьевая экономика;

    2) Глубокий упадок производства;

    3) Дефицит инженеров и рабочих высокой квалификации;

    4) Огромное количество юристов, экономистов и менеджеров;

    5) Коррумпированный госаппарат;

    6) Потребительское общество;

    7) Приближение кризиса и революционной ситуации.

    Спрашивается: какую экономику можно построить при таких исходных данных? Как в Германии и Франции? Или как в СССР?

    Никакой Германии, Франции или СССР при таких исходных данных в ближайшей перспективе построить нельзя.

    Никакой Ленин, Сталин, Карл Маркс даже если будут действовать сразу втроем, при таких исходных данных быстрой реиндустриализации не проведут и СССР не построят даже в том виде, каким он был в 80-м или 85-м году. Не говоря уже про то, каким он должен стать в предполагавшейся перспективе.

    Ресурсов для реиндустриализации просто нет. В первую очередь – кадровых.

     

    100 лет назад, когда большевики пришли к власти, в России уже шел процесс индустриализации – медленнее, чем в Европе, но шел. Большевики его ускорили. И тоже не сразу. Одним из первых проектов большевиков был ликбез, инициированный именно для того, чтобы подготовить кадры для дальнейшей индустриализации. И только через 10 лет, когда ликбез обеспечил эти кадры, индустриализация пошла с заметным ускорением.

    Кроме того 100 лет назад большую часть населения России составляли крестьяне – люди, привыкшие к тяжелому труду на земле, от зари до зари. Поэтому они морально и физически были готовы строить заводы и вставать к станкам, для этого достаточно было обучить их рабочим профессиям.

    Сегодня у нас вместо индустриализации идет процесс деиндустриализации, при этом отставание России от Европы по уровню развития промышленности – просто катастрофическое, гораздо большее, чем было 100 лет назад.

    И современные менеджеры – это не те крестьяне, которые были в России 100 лет назад, привыкшие к тяжелому физическому труду и морально готовые строить заводы и работать на них.

    Современные менеджеры хотят безмятежно шевелить мышкой на работе и получать за это бабло. Поэтому большинство из них нельзя поставить к станкам – ни к старым, где нужно много работать физически, ни к новым, для управления которыми нужно иметь хорошую инженерную подготовку.

    Поэтому даже если ввести госрегулирование экономики и направить максимум средств в реиндустриализацию – она пойдет крайне тяжело и будет сильно буксовать из-за сильнейшего дефицита кадрового ресурса.

     

    Есть и еще один важный фактор – это Китай, который фактически стал мировым производителем товаров и конкурировать с которым в большинстве отраслей нам будет невозможно.

    Китай имеет климатические и логистические преимущества, а главное – в там уже построено огромное количество заводов, в которые вложены колоссальные средства.

    Россия не обладает теми средствами, которые необходимы для быстрого строительства хотя бы 1/10 той промышленности, которая уже работает в Китае. И если даже построить ее – Китай все равно будет выигрывать конкуренцию за счет меньших климатических и логистических издержек, а также за счет более высоких объемов производства и соответственно меньшей себестоимости единицы продукции.

    Выигрывать конкуренцию у Китая можно только в отдельных, наиболее технологичных секторах, в перспективных производствах нового поколения, которых в Китае еще не появилось.

    Но для создания производств нового поколения, более технологичных, чем в Китае, нужны специалисты более высокого уровня. А в Китае производства строят не китайцы – их строят европейские и американские специалисты, китайцы на них просто работают.

    Поэтому для того, чтобы в России появились более технологичные производства, чем в Китае, нужны специалисты более высокой квалификации, чем в Европе и США. И таких специалистов нужно много. А в России их, наоборот, крайне мало.

    Поэтому мы снова приходим к проблеме острого дефицита инженерных кадров высокой квалификации.

    И как бы мы ни подходили к проблеме перехода от сырьевой экономики к какой-то более развитой – хоть через социализм, хоть через капитализм, хоть через рынок, хоть через госплан, хоть через многоукладную экономику – все равно будем упираться в острый дефицит кадров высокой квалификации.

    Нельзя построить развитую экономику без развитых кадров.

    Тот, кто не понимает этого, сам является ярчайшим примером упадка образования и утраты мыслительных способностей.

    Ни социалисты, ни националисты, ни монархисты, ни демократы – никто не сможет построить развитую экономику без развитых кадров. Ни кнутом, ни пряником, ни призывами вдохновенно трудиться, ни молитвами, ни угрозами, ни даже путем террора.

    И только когда появятся кадры для новой экономики, можно будет говорить о том, каким конкретно способом ее строить – рыночным, плановым, многоукладным или каким-то еще.

     

    Построить отдельное предприятие, пригласив для этого иностранных специалистов или собрав со всей страны остатки инженеров – можно. Построить десять предприятий – тоже можно. Но это будет в лучшем случае технологический кластер областного масштаба, а в масштабах России это будет капля в море, которая ничего принципиально не изменит.

    Поэтому начинать надо с того же, с чего начинали большевики – с образования, с нового ликбеза.

    Но при этом задача нового ликбеза гораздо сложнее, чем в прошлом, потому что большевикам достаточно было научить крестьян читать и писать, после чего они уже могли становиться рабочими, а при небольшой доподготовке – и мастерами.

    Сегодня для работы на современном производстве умения читать и писать недостаточно – нужно иметь хорошее инженерное образование, изучить механику, химию, физику, автоматику и еще ряд дисциплин, в зависимости от конкретики производства.

    Поэтому для нового ликбеза недостаточно собирать по двадцать человек в избе-читальне, где их будут учить читать и писать за деревянными столами.

    Для подготовки современных кадров нужны лаборатории, мастерские с современными станками и другим оборудованием, материалы и комплектующие для обучения, опытные производства и т.п. И, конечно же, преподаватели, которые сами в совершенстве знают предмет – и потому могут учить ему других.

    Поэтому для нового ликбеза в систему образования нужно направить огромные средства, и пока этого не будет сделано – ни о каком переходе от сырьевой системы к чему-то более развитому не может быть и речи.

    Чтобы подготовить необходимые кадры, в систему образования нужно направить как минимум 25% сырьевого дохода, а лучше 25% всех средств экономики. На первый взгляд это может показаться слишком большим вложением, но на самом деле такими и должны быть инвестиции в сферу образования. Так как чтобы 45 лет эффективно работать, человек сперва должен 15 лет хорошо учиться, поэтому соотношение периода обучения к периоду работы 1:3. А значит, направление 25% ресурсов экономики на образование – не слишком много. Меньше – будет недобор.

    Но как направить 25% хотя бы сырьевого дохода в сферу образования?

    Сделать это в рамках рыночной системы нельзя, потому что со стороны сырьевой экономики нет спроса на большое количество квалифицированных кадров. А если нет спроса на кадры, то рыночный механизм их не обеспечит.

    Только переход к социалистической системе в том или ином виде с принудительным направлением значительной части сырьевого дохода в систему образования позволит выйти из сырьевого тупика. И на следующем этапе, лет через десять, когда будут подготовлены кадры для более прогрессивной экономики – приступить к ее строительству.

     

    Перейти от сырьевой экономики сразу к более развитой при отсутствии кадров нельзя.

    И подготовить кадры можно только путем принудительного направления в систему образования огромных ресурсов. Вопрос лишь в том, каким конкретно должен быть механизм направления этих средств в социальную сферу.

    Если хочется скорее перейти от упадка к развитию, нужно сперва перейти от сырьевого капитализма к сырьевому социализму.

    Формы и способы построения сырьевого социализма могут быть разными, но альтернативы ему по большому счету нет.

    Перейти от сырьевого капитализма сразу к социализму советского типа с развитой промышленностью – нельзя, потому что нет развитой промышленности и нет кадров для быстрой реиндустриализации.

    Перейти от сырьевого капитализма к индустриальному или постиндустриальному капитализму как в Германии и Франции, тоже невозможно. Этого не допускают законы рынка, в соответствии с которыми самой выгодной отраслью в России является добыча и первичная переработка сырья.

    Перейти от сырьевого капитализма можно только к сырьевому социализму, других путей нет.

    Чтобы развивать экономику – нужны кадры. Чтобы готовить кадры – нужны средства.

    Такова топология нашей реальности.

    Последние 30 лет Россию планомерно загоняли в сырьевой тупик – и загнали туда настолько далеко, что выход оттуда теперь возможен, образно выражаясь, только задом. То есть вернувшись сперва к социализму при сырьевой экономике, а затем уже, подготовив кадры для развития, переходить к строительству новой.

    Впрочем один альтернативный вариант тут все-таки есть. Это – сырьевой феодализм.

    Если не нравится идея сырьевого социализма и хочется сразу чего-то более прогрессивного – это прямой путь в яму сырьевого феодализма. Ибо тех, кто в решении политических и экономических задач отталкивается не от реальности, а от иллюзий и наивных надежд, история сурово наказывает.

    В недалеком прошлом наше общество уже было наказано за свое наивное представление, будто можно дуриком перейти на западную систему и жить как в Германии и Франции. Вместо этого мы стали жить как в Африке.

    И если снова возобладает желание получить "все сразу", перейдя от сырьевой системы к индустриальной или постиндустриальной, для которой нет ресурсов – мы провалимся еще ниже, в сырьевой феодализм.

    По большому счету варианта два:

    1) Выходить задом из тупика сырьевого капитализма через сырьевой социализм, чтобы затем уже строить более прогрессивную экономику.

    2) Пытаться прыгнуть куда подальше, не имея опоры и сил для такого прыжка, результатом чего будет падение, пробитое дно и сырьевой феодализм.

6

Комментарии

45 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов27 ноября 2018 г.-1+6
    Цитата: "И только когда появятся кадры для новой экономики, можно будет говорить...". Откуда появятся кадры? Для развозчика пиццы, почтальонов, и менеджеров по продажам и т.д. образование не нужно. Только с развитием производства, ориентированного на внутренний рынок и поддерживаемым государственным протекционизмом можно получить стимул населения к образованию и повышению профессиональной квалификации. Надо ухватиться за звено и вытащить всю цепь. Конкурировать ни с каким Китаем нет нужды, делать надо для себя. В Китае тоже лет пять делали почти один брак, так как работали в основном безграмотные крестьяне. Всё дело в организации процесса, а без организации, как говорил Сталин, нам смерть, смерть!
    • Слава Кащенко
      Слава Кащенко28 ноября 2018 г.-6
      С организацией процесса, Бахматов, вам то же самое. Сралин очень чётко всё "организовал": полстраны сидело, полстраны охраняло. Это не я придумал, если что... По теме статьи: благие пожелания, которые некому воплощать. ТВ сделало своё дело, имхо, уровень даже не малообразованности, а чисто бытовой глупости и уличного паскудства необратимо высок. С этими людьми нечего делать, их некуда готовить. И их подавляющее большинство. Куда автор собирается девать этот балласт - неизвестно. А ведь есть ещё чиновничество, пока ещё нихрена не бывшее...
      • влад влад
        влад влад28 ноября 2018 г.+2
        Ветчинопожирателям и наёмникам следует точно и правильно выговаривать -И.В.Сталин .Не путай берега .
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов28 ноября 2018 г.-1+1
    они будут решать, а не ты. Хрен они что нибудь отдадут без боя, да и нужды пока такой нет.
  • Николай Астров
    Николай Астров28 ноября 2018 г.+6
    Если бы у нас хватило ума задуматься о возврате к социализму ещё в 90-е годы, -- тогда это было бы проще. Сейчас, когда Путин засрал народу мозги и укрепил олигархическую систему власти, Россия приблизилась к точке невозврата, за которой любые социалистические преобразования могут быть проведены только через войну, революцию, море крови. А получится после этого сырьевой социализм или индустриальный -- будет видно лишь после завершения всех этих мероприятий.
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов28 ноября 2018 г.+4
      тогда народ подвели к мысли, что заменой будет капитализм с человеческим лицом. Что получили-все видят, но ничего не будет пока есть ресурсы и пока олигархи делятся валютой.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов28 ноября 2018 г.+3
      Россия приблизилась к точке невозврата в том смысле, что ещё 5-10 лет буржуазного курса и её вообще не будет никакой - ни капиталистической, ни социалистической. Дядя Сэм разорвёт её на части и поставит своих управленцев, осваивая без помех её ресурсы. А остатки населения её превратятся в рабочую скотину, работающую за генномодифицированную похлёбку. Вывод таков: если сделали ошибку, то не надо превращать её в фатальную тем, что отказываться исправлять её под предлогом трудностей её исправления. Это всё равно, что в стельку пьяный, лежащий в канаве, будет рассуждать, зачем вставать, всё равно опять упаду.
      • Слава Кащенко
        Слава Кащенко28 ноября 2018 г.-2+1
        Точка невозврата уже пройдена, и разрывает никакой не дядя Сэм - сами, своими ручками. Может, это и к лучшему.
        • Серджио Леоне
          Серджио Леоне28 ноября 2018 г.+2
          В этом нет ничего хорошего и для тебя, Кащенито. Ты надеешься отсидеться в своей дыре или ускакать на ковбойкой кляче?
          • Алексей Уралов
            Алексей Уралов28 ноября 2018 г.-1+1
            ему то что плакать? Ему достаются дивиденды.
            • Слава Кащенко
              Слава Кащенко28 ноября 2018 г.-3+2
              От дивидендов бы тоже не отказался, но пока не предлагают. Пока только адекватная труду з/п. Но и это неплохо!
  • Андрей Барвинов
    Андрей Барвинов28 ноября 2018 г.+2
    Поддержу Бахматова и Астрова. Единственный выход из сегодняшней катастрофической ситуации страны – социализм. И для его построения нужно - не продолжать нравственное разложение сознания народа трусливым эгоистичным потребительским мещанством, которое успешно произвел Путин (и фактически предлагает Русин), а – пробуждать в людях идеалы бескорыстия, равноправия, справедливости, коллективизма и смелости, которые и были главным завоеванием советского народа и делали его непобедимым. Именно эти черты характера советских людей вызывали страх буржуев капиталистического западного мира даже больше, чем наша военная техника.
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов28 ноября 2018 г.+3
      те, с другой стороны, совсем не дураки. Они уже пол-советского срока грабят и, судя по рейтингу и выборам, не скажешь, что неэффективно.
    • Слава Кащенко
      Слава Кащенко28 ноября 2018 г.-4
      Идеалы бескорыстия перестали работать годах в 30-х ХХ столетия, это поначалу на энтузиазме, а потом под дулом трёхлинейки. Идеалы коллективизма вылились в коллективную травлю тех, на кого укажет власть, т.к. своего ума у "коллектива", т.е. безмозглой толпы, нет. Смелых всех убили, справедливых выдавили из страны и затравили, равноправия не было нигде и никогда ни одного мгновения. Благие пожелания, попытка использовать износившуюся потрёпаную идею.
      • Алексей Уралов
        Алексей Уралов28 ноября 2018 г.+1
        лично я считаю, что единственной ошибкой большевиков был полный запрет частной собственности. Пусть бы было, как стабилизирующее дополнение к госсобственности, чтобы не было подпольщины, чтобы не воровали у государства. Пусть бы показывали свою эффективность, если она есть на самом деле. Сегодня мы все видим эффективность частного бизнеса в обогащении единиц.
        • Слава Кащенко
          Слава Кащенко28 ноября 2018 г.-2+1
          Алексей, согласен с вами. Человек без частной собственности (столько, сколько её нужно конкретному человеку) - люмпен. Что бывает, когда люмпенов набирается целая страна, мы могли наблюдать в 80-е, т.е. ничего хорошего.
          • Серджио Леоне
            Серджио Леоне28 ноября 2018 г.+3
            Кащенито, у тебя взгляд на мир хреновый, где ты мог увидеть 80% люмпенов. Ты, видимо, родился без век, ну тебе вместо них сделали пересадку твоей же крайней плоти. Хорошо, что врачи тебе такие мастеровитые попались. Могли бы от дохлого осла уши пришить.
            • Слава Кащенко
              Слава Кащенко28 ноября 2018 г.-1
              Хорошая иллюстрация для моего комментария. Лёня-люмпен во всей красе, живущий среди грязи, жрущий грязь и кидающийся грязью. Таких как бы не 90% было. Сейчас их количественно меньше, чем в 80-е, много их вымерло и самоубилось, но в процентном отношении больше, грязь от них гуще: достойные люди тоже кто вымер, кто уехал. Лёня, надеюсь, себя не воспроизвёл, такая сволота должна через пару поколений выйти в ноль.
      • Андрей Барвинов
        Андрей Барвинов28 ноября 2018 г.-1+2
        Твое мнение мне Слава, как и всем комментаторам на этом сайте – абсолютно не интересно. Кому может быть интересно мнение предателя Родины, выбравшего вместо нее большую миску похлебки? Таких как ты нормальные люди и за людей не считают. Судьба иуд во все времена печальна: презрение бывших соотечественников и презрение новых хозяев. Так и умрешь бесславно Слава на чужбине во всеобщем презрении. И правильно! (Больше ко мне не приставай, моего даже презрительного внимания – не получишь).
        • Алексей Уралов
          Алексей Уралов28 ноября 2018 г.+2
          тут вы не правы. Нельзя осуждать людей за то, что они хотят достойно жить, если им это не предоставляется на Родине.
          • Серджио Леоне
            Серджио Леоне28 ноября 2018 г.+1
            Ну так живи достойно, Кащенито, не живется же тебе.
            • Слава Кащенко
              Слава Кащенко28 ноября 2018 г.-2
              Живу достойно, не ворую и не гажу нигде. Тебе бы научится минимальной культурке хотя бы. Возможно, я требую от тебя слишком многого.
              • Серджио Леоне
                Серджио Леоне28 ноября 2018 г.+1
                Тебе от себя надо больше требовать, Кащенито, а то я заворовался тут, ворую и ворую. А погадить на неуловимого ковбоя это ж не грех, он и так никому не нужен.
                • Слава Кащенко
                  Слава Кащенко28 ноября 2018 г.-1
                  Ты, Лёня, как шимпанзе в зоопарке за стеклом, кидающее кал в посетителей: посетителям ничего, а у обезьяны руки в фекалиях... )))
          • Сергей Бахматов
            Сергей Бахматов28 ноября 2018 г.-2+1
            Алексей, вы уподобляете людей мухам, которые дружно летят на навоз. Люди должны приложить все усилия, чтобы создать условия у себя на Родине. Если есть препятствия на этом пути, значит, надо совместными усилиями устранить их. Ничего хорошего не будет в Европе, если весь Ближний Восток и Африка переберётся в Европу, так как кажется, что там лучше. Плохо будет как европейцам, так и вновь прибывшим.
            • Алексей Уралов
              Алексей Уралов28 ноября 2018 г.+2
              Людей купили потребительской идеологией. Вот когда закончатся ресурсы или когда олигархи перестанут делиться вот тогда люди может быть и объединятся, т.е. нескоро. а то, что умные и инициативные уезжают вслед за вымываемыми ресурсами и капиталами-это объективный процесс.
              • Слава Кащенко
                Слава Кащенко28 ноября 2018 г.-1+1
                Алексей, очень важно, кто будет объединяться и на каких принципах. Преступность тоже объединяется. Объединение не панацея.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов28 ноября 2018 г.-2+2
    Ещё раз повторяю, что образование и профессионализм не будут востребованы в обществе, пока нет условий для их приложения. Это раз. Кто и чему будет учить в стране, если самим учителям, надо учиться. Это два. В России образование деградировало из-за трёх причин: учить некому, учить нечему, нет цели для обучения. Последнее надо считать определяющим, и с этого надо начинать, если есть желание выбраться из тупика. Управленческая буржуазная "элита" не может адекватно управлять страной, поскольку её этому не учили. Её обучали в стане врагом, а учили тому, как сплавлять Россию. Вот они и сплавляют её эффективно, как тому и были обучены.
    • Слава Кащенко
      Слава Кащенко28 ноября 2018 г.-2
      Сплавить - единственное верное решение на данный момент. А что ещё делать? Население оскотинилось и разучилось не только работать, но и элементарно думать. Вот и ты несёшь пургу. Кого учить? Чему?
  • Александр Узлов
    Александр Узлов28 ноября 2018 г.-1+1
    Как всё предлагаемое автором осуществить, без крови и катаклизмов? В этом главный вопрос. Ведь понятно, что захребетники будут сопротивляться яростно. Как при абсолютно демократично сменить элиту, если она меняться не хочет и гнобит всех, "желающих странного"?
    • Трурль Альтруистичный
      Трурль Альтруистичный28 ноября 2018 г.
      В этом и прикол,- давать советы, без предложения конкретных путей реализации. И я с Вами соглашусь ,- другого пути, кроме как полить кровушкой новое государство , на горизонте не наблюдается, увы. Остаётся вопрос о том(тех), кто возьмёт на себя эту ношу.
  • влад влад
    влад влад28 ноября 2018 г.
    Не понимаю о чём - сырьевой социализм уже построен-это Москва ,Татарстан,Чечня , региональные верхи и даже бюджетная интеллигенция живёт в этом сырьевом социализме .Что мы поменяем -яхту какого-нить мордашова попилим на металлолом и поделим ? А он нам ультиматум- без меня вы металл за валюту не продадите и новую яхту построит на том , что мы сами заплатим.Ваще саботаж Москвы и олигархов по недопущению к сырьевому корыту лишнего населения способен уничтожить лишнее население за недели - у нас слава богу ,кроме яхт и дворцов с борделями и поделить нечего , а саботаж товарообмена с заграницей просто убьёт нас голодом .Надо менять головы и в головах .И то спасёмся лишь чудом .
    • Александр Узлов
      Александр Узлов28 ноября 2018 г.+1
      Лет двадцать тому назад имел беседу с одним американцем из среднего класса. Тогда слуху были разговоры о том , что японцы скупают Америку. Ну и что Вы будете делать, когда вся Америка будет скуплена - спросил я. А Конгресс на что - ответил он. Национализируем всё скупленное.
      • Слава Кащенко
        Слава Кащенко28 ноября 2018 г.-1
        Узлов, это не был американец. Это был делириозный Чёрный Человек. Попросту - белка к тебе наведывалась.
        • владимир кот
          владимир кот28 ноября 2018 г.+2
          Попросту - белка к тебе наведывалась.,, опять дурачок прискакал.иди герру ботинки вылизывай,а не суй свой нос в то,в чем ты дуб.
          • Слава Кащенко
            Слава Кащенко28 ноября 2018 г.
            Другой профессии ты не знаешь, кроме своей, блоховоз?
      • влад влад
        влад влад28 ноября 2018 г.
        Смешной пример - японцы вкладывали деньги в американскую экономику ,как сегодня мордашовы , при этом полновластным хозяином денег японцев ,саудитов , китайцев , вексельбергов остаётся фрс или банковские кланы запада .Мы в более глубокой заднице , чем америка с якобы чужими деньгами и ресурсами в своём кармане .Наши зубы уже не наши .
  • влад влад
    влад влад28 ноября 2018 г.
    Тридцать лет наша страна топтала все принципы социальной демократии и все правила развития экономики .Как в реформу Витте-столыпина все мозги страны скупали сначала доходами от приватизации и хермеризации -каждая бублиотекарша вдруг ощутила себя богаче и социальнозащищённей ,чем любой тракторист или токарь .Затем доходами от нефтедолларов - миллионы юристов,экономистов,менеджеров были подсажены к щедрой западной кормушке .А пособие рабочим и колхозникам ,которых объявили лишними при всех нефтедолларах и реновациях оставили 900 рублей .Зачем , чтобы уже никому не нужные библиотекарши и прочая интеллигентная никчёмность осознавала своё относительное с низами богатство , чтобы криминальное кулачество имело дешёвую рабочую силу , просто потому что одомашнивание интеллигентского скота на новой сырьевой ферме запада требует слишком много корма .
  • влад влад
    влад влад28 ноября 2018 г.
    Можем ли мы вернуться к принципам социальной демократии и к развитию своей экономики , если в этом заинтересованы лишь самые бесправные низы ?Сколько активных борцов за свои права могут выставить рабочие кудымкара , а сколько интеллигентов встанет на защиту уже добытой доли колониального корыта , и сколько наёмников с оружием и танками выставит воевать с толпой бесправной и забитой с булыжниками .Ноль шансов .Ну попробуют нижние сырьевые интеллигенты посягнуть на олигарховские мазы , ну и что ? там делить просто нечего на всех юристов и бублиотекарей .А правовой шанс вернуть колхознику украденное имущество и доходы вообще отсутствуют .Так с барского плеча копейку бросят избранным , чтобы надежду оставить .А надежды всё меньше - в стране ни один ребёнок уже не хочет быть трактористом или токарем - ни один .И чо мы все будем делать с социализмом коллективного интеллигентского олигархата? .
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов28 ноября 2018 г.+1
    Александр, снова минус! Даже не хочу комментировать! Кац как всегда предлагает жрать! Ещё раз напишу: судьба нам дала сырьё с тем чтоб мы могли им грамотно воспользоваться! То, что вы предлагаете это просто проедание существующими поколениями без учёта будущего! Не всегда Норвегия права!
    • влад влад
      влад влад28 ноября 2018 г.
      Андрей ,вы правы ,но лишь отчасти .Норвежцы наверняка не по своей воле откладывают лишние нефтегазовые деньги ,но кроме этого на удовлетворение потребностей тратят гораздо больше и умнее и гораздо социальнее.
      • Андрей Широнов
        Андрей Широнов28 ноября 2018 г.+1
        Влад, даже норвеги, на мой взгляд, тратят сырьевые деньги неправильно. Увы! Они лишь минимально минимизируют риски!
  • Андрей Барвинов
    Андрей Барвинов28 ноября 2018 г.-2+3
    Эх, Саша Русин – разочаровал ты меня. То – призываешь гречку закупать, чтобы пересидеть революцию, то – пятиться раком в сырьевой социализм, предварительно «уговорив» олигархов отдать нам 50% доходов от нефти. Еще социалистом себя называешь. Забыл, наверное, завет Ленина: «Товарищи – главное не сать!» Предлагаемый тобой социализм еще трусливей, чем у КПРФ. Стыдно Саша! Волков бояться – в лес не ходить!