Новости партнеров

Самое свежее

Нина Останина о повышении пенсионного возраста до 70-ти лет. Дмитрий Ольшанский. Как будет выглядеть эпоха Путина после ухода Путина: кошмаром или благом? Законен ли закон о разгоне митингов? Почему увеличить зарплаты в России невозможно? Власть и вранье – две вещи нераздельные, но во всем должна быть мера! Уехал цирк, а выборы остались!
Загрузка...

Александр Русин. Потребительское общество – в чем его экономическая ущербность

  • На заре советской власти, в 1920 году Ленин озвучил ставшую знаменитой формулу: коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны.

    Сегодня впору составить аналогичную формулу современного российского капитализма: капитализм в России – это антисоветская власть плюс потреблядизация всей страны.

    Конечно, эта формула не описывает капитализм во всей его полноте, но в ней указаны две главных составляющих, на которых сформировался и удерживается капитализм в современной России – антисоветская власть и потребительское общество.

    Антисоветская власть формирует и поддерживает капитализм сверху, а потребительское общество – снизу.

    Современный капитализм имеет важное отличие от капитализма конца 19-го и начала 20-го века.

    Классический капитализм столетней давности был основан на эксплуатации трудящихся, а современный (не только российский) основан именно на потребительском обществе.

    Ни в России, ни в Европе, ни в США капиталисты больше не эксплуатируют трудящихся так, как 100 лет назад. Сегодня члены потребительского общества, участвующие во всемирной гонке потребления, эксплуатируют сами себя и друг друга.

    Эксплуатация сильно трансформировалась и вышла на уровень самоэксплуатации, когда в головы потребителей через механизмы рекламы и маркетинга закладываются определенные цели. Это новый автомобиль, смартфон, новые мебель, одежда, услуги и так далее. И потребители, следуя заданным целям, эксплуатируют сами себя и подгоняют друг друга.

    Однако огромное количество рекламируемых и приобретаемых товаров либо вовсе не улучшает жизнь, либо улучшает ее незначительно и непропорционально силам, которые затрачиваются, чтобы заработать на эти покупки.

    Многие новые товары ничем существенно не отличаются от старых – их покупают, только потому что старые вышли из моды, чтобы порадовать себя новинкой и похвастаться ей перед другими, продемонстрировать свою состоятельность. Это и есть потребительство в чистом виде.

    Яркий пример – автомобили. Едва ли не половина их в стране используется для того, чтобы стоять в пробках по дороге на работу и обратно. Удобнее и дешевле пользоваться трамваем или метро. Но автомобиль – это статус, поэтому многие люди не просто покупают автомобили, но еще и стараются выбрать самые дорогие, который только могут себе позволить.

    То же самое со смартфонами и айфонами – их часто покупают, чтобы только оказаться первыми среди друзей с новинкой.

    То же – с одеждой, аксессуарами, косметикой, разного рода услугами, бытовой техникой и электроникой, ремонтом, которым некоторые готовы заниматься перманентно.

     

    На этом и базируется современный капитализм. Безудержное потребление сверх всякой меры, гонка потребления, заставляющие людей эксплуатировать самих себя – вместо классической эксплуатации.

    Больше не надо заставлять людей работать по 12 часов – они сами работают сперва 8 часов на одной работе, а потом 4 часа на другой, чтобы купить автомобиль или платить по кредиту за ранее купленный. А потом взять более новый и в промежутках между этим приобретать другие товары, забивая ими квартиры и распродавая за бесценок через Интернет излишки ранее приобретенного.

    Так сегодня живут многие – разница лишь в уровне, проценте избыточных покупок: у наиболее обеспеченных он выше, у менее обеспеченных – ниже.

    На этой массе потребителей, как действующих, так и стремящихся вступить в их ряды – и держится современный российский капитализм. И пока этот фундамент достаточно прочен, пока армия потребителей достаточно велика и в ее ряды при первой же возможности готовы влиться новые – российский капитализм останется неколебим.

    Даже если власть дрогнет, расколется – пока сохраняется потребительское общество, будет держаться и антисоветская власть, которая является его крышей. Ее будут латать, обновлять, реставрировать, но пока не треснет фундамент – крыша не рухнет.

    Потребители поддерживают капитализм не только своими деньгами, часть которых оседает в карманах буржуазной элиты, но и непосредственно своими голосами.

    И если обратиться к истории смены советской власти на антисоветскую, легко заметить, что в числе основных причин, приведших к этому, тоже было формирование потребительского общества. Оно началось еще в 70-е годы и стало стремительно прогрессировать в 80-е.

    Именно в 70-е в советском обществе возникли ярко выраженные потребительские настроения. Это легко проследить по советским фильмам тех лет – особенно наглядно потребительское общество показано в фильме Гараж.

    В 80-е годы потребление стало культом, импортные товары – предметом зависти и поклонения, а фарцовка – массовым народным занятием.

    При этом партийно-комсомольская верхушка, которая готовила и осуществляла переход страны от советской к капиталистической системе – тоже была частью сформировавшегося в 70-е и 80-е годы потребительского общества.

     

    Буржуазная элита – это лидеры потребления, на которых равняется все потребительское общество, воспринимая их как эталоны, к образу жизни которых нужно стремиться.

    Поэтому многие даже не осуждают ни мягкий приговор Васильевой, ни "часы Пескова", ни прочие шубохранилища – они относятся к этому как к эталону, образцу для подражания.

    Многие не могут позволить себе часы за 9 миллионов, но могут позволить за 90 тысяч. Или копию за 9 тысяч. Не могут позволить себе майбах, но могут позволить себе лексус. Что могут – то и покупают, руководствуясь не бытовой необходимостью, а желанием следовать стилю потребления, заданному элитой.

    Потребительское общество будет неизменно голосовать за тех политиков, которые поддерживают потребительский образ жизни.

    Не справится потребительское общество и с коррупцией, потому что само стимулирует ее. Коррупционеров толкает на взятки и пользование бюджетом то же самое желание много потреблять, следуя примеру буржуазной элиты и правящей верхушки. И когда на смену осужденным коррупционерам приходят такие же потребители, движимые тем же желанием непомерно много потреблять – их превращение в новых коррупционеров становится лишь вопросом времени, обычно небольшого.

    Отойти от сырьевой экономики потребительское общество тоже не сможет, потому что обмен сырья на готовые товары – самый простой способ удовлетворения потребительских желаний, как для элиты, так и для общества в целом.

    Элита, продавая сырье и покупая готовую продукцию, идет по самому простому пути обеспечения своих потребностей. Именно поэтому самыми популярными специальностями в России стали юристы, экономисты и менеджеры – это оптимальные специальности для желающих пристроиться к всеобщей системе потребления и распределения материальных благ.

     

    Кто-нибудь обязательно скажет, что быть потребителем – это нормально, что без потребителей не может быть ни экономики, ни производства. Но это не совсем так. Вернее, даже совсем не так.

    Это в капиталистической системе быть потребителем нормально, это капиталистической экономики не может существовать без потребителей.

    Однако человек не обязан быть потребителем. Он может и даже должен быть созидателем.

    Разница между созидателем и потребителем – в приоритетах.

    Созидатель сперва создает, а затем пользуется плодами своего труда или обменивает его на труд других.

    Потребитель – пользуется плодами чужого труда, а порой даже не пользуется, а утилизирует его, приобретая товары не для пользования, а просто чтобы они были. При этом потребитель не создает товаров, эквивалентных потребляемым – а порой не создает вообще ничего.

    Человек отличается от животных тем, что создает искусственную среду, предметы, инструменты и произведения, поэтому быть человеком – значит быть созидателем. А быть потребителем – это значит быть животным, которое только пожирает то, что растет или бегает вокруг него в природе.

    Христианская религия также постулирует, что человек создан по образу и подобию Творца, а значит, с позиций христианства человек опять же рожден быть созидателем.

    Поэтому быть потребителем для человека не совсем нормально и даже совсем ненормально.

    Общество потребления – это общество, в котором человек постепенно теряет свою человеческую сущность и возвращается к животному состоянию. Только потребляет созданные без его участия продукты.

    Поэтому если наше общество не сможет выйти из потребительского состояния – оно не только останется жить при капитализме и коррумпированной буржуазной власти в деградирующем сырьевом государстве. Оно со временем скатится к первобытному состоянию, в котором утратит способность не только организованно трудиться, но и защищаться, в результате будет окончательно вытеснено со своей территории и уничтожено.

15

Комментарии

27 комментариев
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский1 ноября 2018 г.-1+4
    Всё верно. Даже добавить нечего. +
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов1 ноября 2018 г.-1+1
    Логично!
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов1 ноября 2018 г.-1+2
    последний абзац-приговор обществу. Лучшие уедут вслед за ресурсами и капиталами, а оставшиеся все более будут обыдляться.
    • Андрей Широнов
      Андрей Широнов1 ноября 2018 г.-1
      Я надеюсь вы уже уехали? ;-)
      • Алексей Уралов
        Алексей Уралов1 ноября 2018 г.-1+1
        живи, Андрюша, в своей нарисованной реальности, что от тебя здесь что-то зависит.
        • Андрей Широнов
          Андрей Широнов2 ноября 2018 г.
          Живу Лёшка :-) В отличии от тебя в своей стране! А ты как перекати поле странствуй.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский1 ноября 2018 г.-1+4
    Пока нет комментов, добавлю смешную быль из "жития" знакомого мне семейства. Отец, мать, два взрослых сына, один уже женатый, проживают в 2-х комнатной кв-ре. У всех по машине - недорогой подержанной иномарке. Маман семейства держит в подвале соседнего дома магазинчик "зоотовары". Чтобы ей добраться до работы надо пройти пешком всего 200 метров. Но, каждый день она добирается дворами на авто до места работы. Проезжает что-то около километра, т.к. приходится петлять по дворам и пересекать центральную улицу города. Уже разок попала в аварию. Отца семейства с сыновьями до работы довозит служебный автобус. На хрена им 4-е раздолбанных машинёшки на семью, купленных в кредит? Не лучше бы было им потратить деньги, чтобы разъехаться по разным квартирам. Как то- был проездом в Москве, жалился мне коренной москвич о своей тяжкой доле. Мол, каждый день он и его жена стоят в пробках по 5-6 часов (у
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский1 ноября 2018 г.-1+5
    (у них два авто). На мой вопрос о том, что почему бы ему не добираться до работы на общественном транспорте, он посмотрел на меня как на сумасшедшего: что скажут про него сослуживцы, если он будет пользоваться городским метро. Можно сказать, что потребительство - это точно такая же психическая болезнь, как и наркомания, алкоголизм...
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий1 ноября 2018 г.-2+3
      Андрей! Я прервал чтение этой упрощёной статьи, и хотел бы добавить к твоему коменту пару слов. Жесточайшая эксплуатация современного человека достигается невиданой ранее промывкой его мозгов. И психологическую и инфо-войну ведут против него те, кого Ленин называл ТНК, а сейчас мы говорим на них сатанисты и мировое правительство. Идёт невиданная ранее религиозная война против человечности, и без сомнения те кто не очнётся- те погибнут. Посмотрим как они нас услышат. Надеюсь. А не Русина что обвиняет потреблядство. Нам всем нужно испугаться ведущейся против нас ВОЙНЫ!
      • Алексей Уралов
        Алексей Уралов1 ноября 2018 г.-1+5
        Русин верно вскрыл механизм существования нынешнего российского общества. Стабильность ему обеспечивает потребительская психология как верхов, так и низов. Об этом же, кстати, говорил и Кунгуров. Консенсус в обществе закончится с проеданием ресурсов.
        • Сергей Жуков
          Сергей Жуков1 ноября 2018 г.-1+1
          Алексей Уралов Стабильность ему обеспечивает потребительская психология как верхов, так и низов. ========================================== Это не есть стабидьность (у нас). Это --консервация, с изрядным довеском стагнации
  • дмб дмб
    дмб дмб1 ноября 2018 г.-1+4
    Верно лишь отчасти. Маркс и Ленин в своих работах, давая определение коммунизма, никоим образом не связывали коммунистическое общество с устанавливаемыми кем-то ограничениями. Последние должны стать внутренней потребностью человека при материальном изобилии, создаваемом добровольным трудом. А сунуть каждому пайку и ЗАСТАВЛЯТЬ его работать, к личной выгоде пайки распределяющего, это не коммунизм.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский1 ноября 2018 г.-1+1
    Страх - плохой советчик. Окромя того, страх парализует волю. Надо соблюдать спокойствие духа, и изучать все повадки и ухищрения врагов рода человеческого..., и быть в состоянии ожидания любой неожиданности (как пионер: всегда готов!).Спокойствие духа - это не синоним расслабленности и ничегонеделания. Спокойствие - это состояние максимального напряжения духовных, т.е. энергетических сил человека.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий1 ноября 2018 г.-1+1
      Расслабленное состояние и уничтожило СССР. Не понимали что войны ведутся до уничтожения одной из сторон. Но брежневы и путины для того и поставлены чтоб не допускать живительного страха. Убаюкают до смерти. Жаль что и Вы баюкаете нас.
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий1 ноября 2018 г.-1+2
    Все повадки наших врагов давно изучены. Есть научные разработки для борьбы, но снова и снова нам говорят что замены Путину как небыло так и нет! ЧТО ЭТО?
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов1 ноября 2018 г.-4
    На самом деле, жажда наживы как сущность буржуазного общества и потребительское общество в сильнейшей степени взаимосвязаны, однако последнее есть следствие первого. Реклама двигатель торговли, с помощью которой навязывается обществу мода и все престижное, без которого якобы не обойтись, если крут. Когда продажи какого-то товара насыщаются (падает спрос), то падают прибыли компании его производящей. Чтобы этого не происходило, компания заранее разрабатывает несколько моделей, практически ничем не отличающихся между собой, чтобы при спаде вовремя запустить рекламу якобы нового товара. При этом прибыли компании будут максимальны. Эксплуатация в самом обычном смысле никуда не исчезла, а набирает обороты. Об этом свидетельствует "двугорбый верблюд" в картине распределения доходов в обществе, который становится гротескным.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий1 ноября 2018 г.-2+1
      Сергей! Далась Вам эта нажива! ТНК никто не контролирует, и они стали кормить нас ГМО. Дети стали рождаться без рук. Ну то что вы родились без мозгов- это не повод чтоб ваши дети рождались без рук. Народовластие, и СВОЁ производство под народным контролем как при Сталине. Гляньте если не лень это видео https://www.youtube.com/watch?v=zy9H1QK0Tts
      • Сергей Бахматов
        Сергей Бахматов1 ноября 2018 г.-3
        Что вы мне придурков в пример приводите? Как надо, я и сам знаю, но в данной статье обсуждается, как не надо и почему это не надо.
        • Виталий Витальевич Бурлуцкий
          Виталий Витальевич Бурлуцкий1 ноября 2018 г.-2+2
          Думаю мне нужно начинать избегать Бахматова и Русина. Раз меня не "понимаете". Смотрите. Один раз "дно" пробьёте, потом не поднимитесь.
    • Слава Кащенко
      Слава Кащенко1 ноября 2018 г.-2
      Раз люди начали гоняться за модой и стараются быть красивыми, как они это понимают, говорит о том, что они сыты и у них появились излишки. Голодный человек ходит в ватнике и кирзачах, ему не до красоты. Порицать желание быть красивым (красивой тем более) может только недалёкий.
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий1 ноября 2018 г.-1+1
    Прочитайте коменты под видео! ужс везде предательство интересов народа.
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко1 ноября 2018 г.-2
    "Потребитель – пользуется плодами чужого труда". Ранее по тексту было сказано, что потребитель работает по 12 часов в сутки, чтобы купить себе желанные вещи. Тогда я не понял, чем он занят? Таскает камни из одной кучки в другую потом обратно, а затем идёт и пользуется плодами чужого труда? Кто ему даст деньги за бесполезную работу? Это раз. Второе: произведённые блага должны быть потреблены. Это не так разве? Наклепаем айфонов и положим их на складе, "мы не такие". Зачем они были нужны? Зачем выпускать новые автомобили, когда можно ездить на старье? Я скажу зачем. Производство предметов, которые нельзя потребить - это производство оружия. Это умный дядя, вместо того, чтобы делать автомобили для людей, приказал клепать танки и ракеты для удовлетворения своих амбиций. А вам, люди, шиш, вы же не потребители, перетопчетесь.
    • Серджио Леоне
      Серджио Леоне1 ноября 2018 г.-1+1
      Апалитично рассуждаешь, Кащенко. Оружие товар, который обеспечивает безопасность страны и предотвращает ущерб от нежелательных военных действий со стороны враждебных стран. Оружие может ржаветь без дела и быть отправленным на переплавку, а может быть употреблено в реальном военном конфликте. Но эффект от его приобретения такой же, как от приобретения стальных дверей и систем охраны против грабителей. Стрелковое оружие покупают граждане штатов миллионами единиц, хотя и крайне редко используют его по назначению. Потребитель тяжелого вооружения это гос-ва, которые приобретают таким образом свою безопасность. Продавая оружие, страна экспортер дает рабочие места и денежной содержание работающим на ВПК. Кащенко, пацифизм развивается на фоне потребительского отношения к жизни. Хватит уже обжираться, добром это не кончится.
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков1 ноября 2018 г.-2+2
    Кащени́ты — группировка сетевых троллей, использующих кащенизм как стиль электронной переписки Кащени́зм — стиль общения на форумах или в эхоконференциях, характеризующийся провокационными, зачастую просемитскими, антисемитскими, националистическими, агрессивно-мещанскими или психиатрическими высказываниями и ситуационной насмешкой над собеседником.
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов1 ноября 2018 г.-1
    Александр, поставил вам и статье плюс вот только ничтоже сумняще поправлю вас: в нынешней России капитализм есть антинародная власть плюс дибилизация всей страны! Потому как ни о каком навязывании потреблядства речи не идёт. Не нужно это либерал-олигархам имени Путина. Они вполне себе обходятся минералкой и ни о каком развитии внутреннего потребления не думают, как и о развитии промышленности.
  • Трурль Альтруистичный
    Трурль Альтруистичный2 ноября 2018 г.+1
    Не понимаю , к чему было извергнуто столько букв , ведь тупиковость данного пути "развития" цивилизации, противоречит любой, даже формальной логике ?
  • Владислав Ходаков
    Владислав Ходаков3 ноября 2018 г.+1
    Автор - один из немногих,кому я ставлю твёрдую пятёрку. Изложено просто,как в букваре. Потребительский психоз атомизирует общество, и нужна большая психологическая встряска, чтобы человек вернулся к разумному,рациональному потреблению К сожалению, такой встряской может быть глобальная катастрофа (мировой кризис, война, экологические потрясения). Сейчас, когда я стою в гигантской пробке,мне становится жутко от того, что в каждой железной коробке сидит геномодифицированный продукт 21-го века, из сообщества которого уже не слепишь созидательную силу. Из-за царапинки на капоте этот продукт может убить другого участника этого символического движения к деградации homo sapiens.