Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Александр Русин. Советские экономика и качество – почему наш рынок пасует перед ними?

  • Среди распространяемых антисоветчиками мифов об ужасах и упадке Советского Союза особое место занимают рассказы о том, что в СССР не выпускали качественной продукции. Якобы пользовались советскими товарами и продуктами лишь потому, что не было других, а стоило появиться импортным – все советское перестали покупать и производить.

    Не стану ударяться в обратную крайность и утверждать, что вся советская продукция была хороша, но качественные товары и продукты были. И их было не так уж мало.

     

    1. Продукты питания

    Вареная колбаса, молочные сосиски, мороженое, хлеб, сыры, масло и многое другое, в том числе конфеты и шоколад. Все это было качественным, потому что колбасу и сосиски делали из мяса, сыр и масло – из молока, хлеб – из качественной муки, а шоколад – из какао.

    Сегодня производители, пытаясь снизить себестоимость, идут на разные ухищрения, в результате на выходе получаются сплошные суррогаты.

    Колбасу можно не только разбодяжить соей, но и сделать из импортного мороженого мяса, которое плыло из какой-нибудь Аргентины.

    Пальмовое масло, которое начали использовать после ввода санкций на европейскую сельхозпродукцию – вообще вредно для здоровья. А его нынче используют повсеместно.

    Хлеб в СССР был качественным, потому что муку не бодяжили чем попало и использовали лучшие сорта муки. Сегодня же наиболее качественное зерно Россия идет на экспорт, а хлеб пекут из муки низких сортов, да еще и бодяжат "улучшителями".

    И советский шоколад был качественным, потому что какао не экономили. Страны Латинской Америки, которым СССР поставлял технику и вооружение, рассчитывались с Союзом поставками какао.

    Масса продуктов, выпускаемых сегодня, стилизуется под советские – именно потому что в памяти людей остались качественные советские продукты.

    И пример с продуктами питания я привел, потому что они занимают центральное место в системе потребления. Большая часть населения тратит на продукты питания половину своего дохода. И кушать мы привыкли каждый день, по три раза. Качественные продукты питания – это не только вкус и хорошее настроение, но еще и здоровье – важнейшая составляющая качественной жизни.

    Однако не только продукты питания в СССР отличались высоким качеством.

     

    2. Советское кино

    Про это я уже не раз писал: советское кино успешно конкурирует с современным, и мы продолжаем смотреть старые добрые фильмы – комедии, трагедии, фильмы про войну. Список советских фильмов, которые до сих пор показывают по телевидению, можно составить на несколько страниц.

    А почему ТВ продолжает крутить советские фильмы? Да потому что их смотрят – и охотнее, чем современную кинопродукцию. Это и есть показатель качества.

    Мне могут возразить, что кино – это не совсем товар.

    Товар! Очень даже товар! Даже термин такой есть – кинопродукция.

    Если бы кино не было продуктом, в его производство не вкладывались бы деньги, а они вкладываются. Причем в США кинопродукция – очень важная статья дохода.

    Отдельного разговора заслуживают мультфильмы, которые являются не просто зрелищем для детей, но и выполняют образовательно-воспитательную функцию, которая тоже очень важна для повышения качества жизни.

    Если человек не будет хорошо воспитан и образован с раннего детства, то он и сам не станет качественно жить, и другим не даст – превратится в наркомана и антисоциальный элемент, отравляющий жизнь окружающим.

    Но на этом список качественной советской продукции не заканчивается

     

    3. Образование

    Некоторые заявят, что я жульничаю и образование уже точно не продукт.

    Продукт! Очень даже продукт! Не верите – спросите любого дипломированного менеджера или экономиста. Любые тренинги, курсы, семинары – образовательные продукты. И высшее образование, и профессионально-техническое, и среднее – тоже комплексный образовательный продукт.

    От качества образования зависит качество жизни человека, потому что тот, кто получил хорошее образование, имеет больше возможностей найти хорошую работу и получать более высокую зарплату.

    А качество советского образования было очень высоким – это признавали даже в США. Дипломы советских ВУЗов принимались в США и Европе без пересдачи экзаменов. И президент Кеннеди открытым текстом заявил, что Советский Союз выиграл космическую гонку за школьной партой.

    Итак: хлеб, кино и образование перебрали – есть ли что-нибудь еще? Есть!

     

    4. Книги и журналы

    Книги и журналы в зависимости от тематики выполняют как образовательную, так и развлекательную функцию. Но при этом стоят несколько особняком.

    К этому классу продукции относятся и советские учебники, которые до сих пор используются во многих ВУЗах.

    Советская литература переведена на другие языки и выпускаются за рубежом. Поэтому советские книги – не просто продукция для внутреннего пользования, а еще и экспортный товар, причем один из самых успешных.

    Если советский хлеб остался в прошлом, а советское кино смотрят в основном на постсоветском пространстве, то книги и учебники советских авторов до сих пор издаются в разных странах.

    И не только советские книги и учебники отличались высоким качеством содержания, но и журналы. Или вы хотите сказать, что "Техника – Молодежи" и "Наука и жизнь" были некачественными? Много ли сегодня выпускается более интересных журналов, пусть даже сетевых?

    Впрочем, перейдем к следующему продукту.

     

    5. Футбол, хоккей и прочий спорт

    Скажете, что это не продукт?

    Если футбол – не продукт, тогда с чего ПСЖ заплатил Барселоне 220 миллионов долларов за трансфер Нани?

    Это тоже продукты! И не просто продукты, а суперпродукты, которые продаются сразу в нескольких видах – в виде билетов, прав на телетрансляции, рекламы на стадионах, маек, шарфиков и прочей символики, а также в виде трансферов, один из которых я упомянул.

    Правда, в СССР не было трансферного рынка, однако билеты на стадионы продавались. И по телевизору футбол с хоккеем показывали – пусть бесплатно, но это не отменяет того, что трансляция была таким же продуктом, как и кино – медиапродуктом.

    При этом высокий уровень советского спорта опять же влиял на качество жизни. Во-первых, как и всякий качественный медиапродукт, спортивные трансляции поднимали настроение и способствовали отдыху. Во-вторых, спортивные успехи клубов и сборных привлекали в спорт детей и молодежь, а это здоровье и понижение уровня преступности, что опять же влияет на качество жизни.

    Был ли советский спорт качественным? Конечно. Причем не только хоккей. Даже футбол в СССР был куда качественнее, чем сегодня. Высшие достижения отечественной сборной по футболу приходятся именно на советское время – победа на Олимпиаде 1956 года и ЧЕ 1960 года.

    На советское время приходится игра нашего знаменитого вратаря Льва Яшина – единственного голкипера в истории футбола, получившего Золотой мяч.

    И вот так интересно получилось – денег в советском футболе и хоккее было меньше, чем нынче, трансферного рынка не было вовсе, а качество продукта на выходе было выше. Впрочем с книгами и кино точно такая же история – советские писатели и режиссеры получали меньше, чем Федор Бондарчук и Дарья Донцова, однако снимали и писали лучше.

    Кто-нибудь скажет, что про советское кино и образование все и так понятно, с их качеством никто не спорит, равно как и с качеством советского хлеба, хоккея и шоколада.

    Но других-то качественных продуктов не было – телевизоров, магнитофонов, айфонов и айпадов, одежды и обуви, автомобилей, отделочных материалов и т.п.

    Но так ли это? Может, это вы их поспешили забыть, поддавшись популярной точке зрения, что советская техника никогда не была конкурентоспособна?

    Приведу примеры.

     

    1. Автомобили

    Советский автопром считается чуть ли не самым ярким примером отставания советской гражданской техники от зарубежной. Вот Мерседес – это да, а Жигули – ведро с болтами.

    Однако многие забывают, что советский автопром – это не только Жигули. Был такой автомобиль как Победа, который не уступал своим зарубежным современникам, а по некоторым характеристикам даже превосходил их.

    Автомобиль Москвич в 60-е и 70-е годы тоже считался очень достойным. На нем даже проводились авторалли.

    И сами Жигули в момент своего появления были вполне современным автомобилем. Ни для кого не секрет, что Жигули первых моделей – это Фиат 124, который СССР купил у итальянцев. Но ВАЗ был не точной копией Фиата, а его модернизацией, которая по оценкам многих специалистов оказалась очень удачной. По ходовым качествам ВАЗ 2101 превосходил Фиат 124, у него была усилена подвеска и увеличен дорожный просвет – это было сделано, чтобы улучшить проходимость, важную для эксплуатации в российских условиях.

    Таким образом, владельцы первых Жигулей стали обладателями не просто современного европейского автомобиля, а его улучшенной версии.

    Кроме этого, был еще такой автомобиль как НИВА – тоже неплохой для своего времени, по сути советский внедорожник. Некоторые ценят этот автомобиль по сей день, а на момент появления НИВА тем более пользовалась успехом.

    И про девятку тоже не надо забывать – после выпуска этот автомобиль быстро завоевал популярность и пользовался спросом даже после распада СССР. На Украине он собирался из машинокомплектов вплоть до 2011 года. И это в условиях рыночной экономики!

    Камазы, на которых постсоветская Россия неоднократно выиграла Дакар (14 раз!), соревнуясь с Мерседесами (5 побед), Ивеко и другими Татрами – это советская разработка. Конечно, в ралли участвуют модернизированные Камазы, но основа-то и сам завод построены в СССР.

    Впрочем, не автопромом единым...

     

    2. Фотоаппараты, часы, авиастроение

    Наиболее известная серия советских фотоаппаратов – это ФЭД. То, что это были качественные аппараты, подтвердит любой опытный фотограф, снимавший на пленку.

    Да, ФЭД – это копия немецкого аппарата Leica-II. Но копией был только первый ФЭД, который выпускался с 1934 по 1955 год, а после этого выпускались модификации и полностью новые модели (ФЭД-2 и ФЭД-3).

    Сегодня у всех на слуху Ролекс, Тиссо и прочие Свотчи, однако в Советском Союзе тоже выпускали часы высокого качества. Не возьмусь сейчас сравнивать часы советских заводов со швейцарскими, но то, что советские граждане были обеспечены часами и эти часы показывали правильное время – факт.

    Качество самолета – это не только комфорт пассажиров в перелете, но и безопасность. И цена билета, что немаловажно.

    Мне могут заметить, что самолеты серии Ту отличались высокой аварийностью и причислить их к качественной технике никак нельзя. Однако Ту был не единственной линейкой, были еще две линейки – Ил и Ан.

    Ил-86 – один из самых качественных пассажирских самолетов своего времени и вообще за всю историю авиации. Самолеты серии Ан тоже были весьма неплохими.

     

    Миф о том, что советская промышленность не выпускала качественной техники, основан на нескольких факторах.

    Советскую продукцию как правило сравнивают с лучшими образцами всего западного мира, который был намного больше по размеру экономики и численности населения. Западная Европа, США и Япония суммарно – это почти миллиард населения. Советский Союз – 250 миллионов. Согласитесь, не совсем корректное получается сравнение. Почему бы тогда не сравнить продукцию СССР с отдельно взятой Францией. Или с отдельно взятой Великобританией. Получится строго обратная картина – в СССР выпускалось больше разнообразной продукции, чем в отдельно взятой европейской стране.

    Акценты в советской экономике были смещены с потребительских товаров на промышленные, поэтому большая часть качественной продукции приходилась не на то, что можно купить в магазинах, а на то, что работало на предприятиях – грузовые автомобили, вертолеты, самолеты, промышленное оборудование. Большую часть качественной советской техники простые обыватели не видели, ее не было в магазинах, потому что она работала на производстве и в сфере транспорта.

    Оттого и возник устойчивый миф, что советская техника была низкого качества и не могла выдержать конкуренции.

    Советская техника перестала выдерживать конкуренцию, когда ее перестали развивать и производить.

    Впрочем, кое-что производят до сих пор. Например, вертолеты. И Камазы. И президент летает на самолете Ил-96. Все это советская продукция, которая оказалась не просто качественной – она остается качественной и конкурентоспособной спустя 25 лет!

    Много ли в мире подобных образцов?

     

    Подобных примеров можно привести довольно много, но не буду этого делать, не в этом цель.

    Я не утверждаю, что все товары советского производства были качественнее импортных. Товары были разные – были хорошие, были не очень.

    Но 3/4 продуктов, составлявших жизнь человека и определявших качество жизни, в советское время были качественными. Причем в 50-е, 60-е и 70-е годы этот показатель доходил до 90%. Падение показателя началось в 80-е годы, в период интенсивного разрушения экономики и нарастающего отставания. Но этот период не является показательным и типичным для СССР в целом.

    А теперь, внимание – вопрос. Когда 75-90% продуктов экономики являются качественными и конкурентоспособными – нужно ли разрушать всю экономику целиком и переводить ее на другую модель?

    Нет, такой необходимости не было.

    Чтобы восполнить недостаток качества и количества 10-25% ассортимента продуктов – нужно было просто развивать ту экономику, которая уже была, исправлять недостатки, оптимизировать, устранять причины дефицита и низкого качества по отдельным позициям.

    Вместо этого советское руководство разрушило всю экономику в целом и перевело ее на рыночную модель, при которой Россия вообще перестала выпускать большую часть ассортимента, а сохранившиеся виды продукции упали в качестве (за исключением оружия, вертолетостроения и космонавтики, сохранившихся в прежнем виде).

    Вот вам рыночная экономика в действии – раньше до 75% совокупного продукта отличались высоким качеством, сегодня – едва ли 10%.

    Вопрос ко всем сторонникам рыночной экономики: если рынок так хорош и ведет к повышению качества продукции за счет конкуренции производителей, почему после ликвидации СССР упало качество продуктов питания?

    Покупатели не хотят кушать качественный хлеб?

    Почему практически вся выпускаемая Россией техника – это остатки советских разработок? Почему перестали выпускать Ил-86 – один из лучших самолетов в истории авиации?

    Почему советское образование было лучшим в мире, если оно было бесплатным?

    И почему ралли Дакар выигрывают Камазы, а не Мерседесы? Как это сочетается с тезисом о том, что рыночная экономика лучше плановой?

    Если вы сторонник рыночной экономики – ответьте хотя бы на один из этих вопросов.

16

Комментарии

13 комментариев
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий28 августа 2017 г.+4
    Самое подлое у ельцинских рыночников- это пользование советскими брендами. Раз уж всё было плохо там, то и называйте сыр не Российский как в СССР, а купеческий. Колбаса не по ГОСТУ а сделана по капиталистически. Конфеты тоже все советские, вот и называйте- "кофетка Порошенко" или сладости от олигархов. Ну и так далее...
  • Наталья Румарчук
    Наталья Румарчук28 августа 2017 г.+6
    Осталось только провозгласить, как кто-то уже сделал на этом сайте: «Назад вперед в СССР!» Но вот беда – 150 миллионов, пострадавших от развала СССР, оказались немощны и безроги против того «золотого миллиона», который крупно обогатился на крушении нашей страны.
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий28 августа 2017 г.+1
    Русский народ должен выставить счёт за незаконное использование советских брендов нынешней власти. Иск Путину пусть выставит Зюганов. Нет, этот струсит. Поищем кого нибудь другого , и выставить с 91 года. Хорошие деньги выйдут.
  • Валерия Савченко
    Валерия Савченко29 августа 2017 г.+3
    Про автомобили стоит добавить, что у страны была задача обеспечить автомобилями самые разные категории населения, как в крупном городе, так и далеком селе. Поэтому автомобили были нужны максимально простые в обслуживание, чтобы любой сельский механик мог его отремонтировать, т.к. СТО не откроешь в каждой деревне (а при небольшом обучении многие занимались ремонтом самостоятельно). Именно эту простоту указывают недостатком теперь, не учитывая условия нашей экономики и географии.
  • Wlad Wlad
    Wlad Wlad29 августа 2017 г.
    Ну автор похоже не экономист, а публицист. Что касается КАМАЗов на Париж-Дакар, то там от КАМАЗа только кабина, а все остальное именно Мерседес. Что касается Жигулей, то помню интервью главного инженера ВАЗа, который популярно объяснял, что рассчетный срок работы автомобиля 3 года, чтобы покупали новые. Наши часовые механизмы использовали на Западе по причине рубиновых подшипников. Наше молоко было такого "качества", что пришлось отказаться от ТРЕУГОЛЬНОЙ упаковки потому что она "рассчитана на молоко, а не на воду". И что самое главное - качество продукции было внеэкономическим фактором. Главным был ПЛАН, а качество уж как придется.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий29 августа 2017 г.+1
      А я помню молоко из треугольников. Очень вкусное. И когда сменили упаковку, вдпуг стало уже не то. Как ты можешь так бессовестно свистеть? А Владик?
      • Wlad Wlad
        Wlad Wlad29 августа 2017 г.-1
        Помнить - это не экономическая категория. А в реальности потери молока в треугольных пакетах доходили до 30%. А поскольку линии упаковки были импортными то и предъявили претензии изготовителям линий, которые и вынесли вердикт о том что эти линии "рассчитаны на молоко, а не на воду". Так что все претензии к ним.
        • Олег Кизим
          Олег Кизим29 августа 2017 г.-1+1
          Это Вы еще приукрашиваете действительность! Потери молока в СССР были не 30, а все 130 процентов! И советские машины ездили не 3 года – а три часа: чтобы можно было успеть купить, зарегистрировать и отогнать на свалку автомобилей. Кто жил в СССР прекрасно помнит, что таких гигантских автосвалок вокруг всех крупных городов были десятки, а вокруг Москвы и Ленинграда – тысячи!
          • Wlad Wlad
            Wlad Wlad29 августа 2017 г.-1
            Вся проблема в том, что все плюсы советской экономики были одновременно и ее минусами. Неповоротливость плановой экономики, отсутствие конкуренции и прочее приводили к тому, что качественную продукцию делать было невыгодно.
            • Виталий Витальевич Бурлуцкий
              Виталий Витальевич Бурлуцкий29 августа 2017 г.+1
              Вот совесть у тебя есть? Качество было во всём ЧЕТЫРЁХКРАТНОЕ.
              • Wlad Wlad
                Wlad Wlad29 августа 2017 г.-1
                Качество - это что синоним запаса прочности? Ты вообще понимаешь смысл слова "качество"?
            • Олег Кизим
              Олег Кизим29 августа 2017 г.-1+1
              А сегодня у нас разве выгодно ее делать? Разве кто-то ее делает? Зайдите в любой хозмаг - от Леруа Мерлен до сельской лавки - не сыщете ни одного российского молотка, гвоздя, шурупа... А советская кофемолка и советский холодильник у меня служат без сносу уже 30 лет подряд!
              • Wlad Wlad
                Wlad Wlad29 августа 2017 г.
                Спрос определяет предложение. Мы настолько богаты, что можем себе позволить покупать товары плохого качества. Кстати, не всегда хорошее качество плюс. В США в 80-х столкнулись с проблемой - старые компьютеры работали так хорошо, что никто не хотел покупать новые. Весь Мир работал на новых компьютерах кроме США. Поэтому сегодня весь Мир работает на китайских компьютерах - цена соответствует качеству.