Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Люди-недопауки

  •  

    Я просыпаюсь, оглядываюсь вокруг… Всё привычно, всё на своих местах – мебель, ковры, цветы на окне… мерно тикает будильник. Тишина в доме, приятная и привычная обстановка домашнего уюта. Но что-то не так, чувствую… Едва продрав глаза, еле-еле отойдя ото сна, я тянусь к ноутбуку, открываю пластиковую крышку и нажимаю «ВКЛ». Загорается монитор… Приветствие… окно Windows с любимой заставкой.

    УРА!!! Вот оно! Освежаются мысли, замирает сердце, и лёгкие мои наполняются утренним вдохновением. Вот, чего искали мои чувства в шесть утра, рыская вокруг, как самонаводящаяся ракета. Вот теперь-то я проснулся по-настоящему! Я, житель XXI века, не просто гражданин, не только человек… Я – Пользователь ПК, я НЕО… ЮЗЕР, обитатель Сетевой реальности, Матрицы!!!

    С распространением Интернета изменился образ жизни современного гомо сапиенса. Модернизировался? Или деформировался? Лично мне уже трудно судить – каюсь, пристрастен. Я не могу себя представить в шкуре крестьянина эпохи бравурного Всесоюзного радио и чёрно-белых телевизоров, или ещё более ранней, знававшего лишь соседские сплетни да заезжих изредка артистов. Как можно было жить так медленно, и не повеситься в хлеву от скуки? По крайней мере, в гостях у деревенской родни мне так не хватает ЕГО, моего родного, любимого двухъядерного…

    Я больше не гоняюсь за эмоциями по белу свету, не совершаю подвигов и путешествий. Я сижу за компом, плету паутину. Точнее, Паутина уже оплетает весь мир, а я оборудую внутри неё свой маленький хитрый кокон–домен – моё виртуальное королевство, мой «профиль», Мою Прелесть. И не сказать ведь, что занятие-то бестолково! Кое-кто нажил немаленькое состояние, занимаясь оформлением виртуального пространства, вкладывая мозги в социальные сети и сетевые игры, кто-то другой злодейски шарит по закрытым файлам государственных, банковских и военных ведомств, а кто-то третий вовсе распоряжается чужими жизнями, управляя боевыми роботами… В Сети ведь многое возможно, только нужен доступ.

    Но мне такого доступа никто не предоставит никогда – я паучок махонький. Зато довольно много есть со стороны «больших пауков» – неявных суггестивных технологов–попыток по Всемирной паутине забраться в мою душу, а оттуда – в мой карман моей же рукой, поскольку души не в цене. Реклама лезет на глаза, куда ни посмотри; газеты, книги и журналы пестрят ей; телепередачи – чем интереснее, тем дольше в них реклама; а вдоль дорог и вовсе – природа смирилась, не противится уже, что её красоту заслоняют безобразные прямоугольные ветроустойчивые щиты с рекламой. Городские пейзажи устали бороться и превратились в «городскую среду», нафаршированную стендами, трендами, брендами... Все супермаркеты используют стратегии продаж, основанные на исследованиях подсознательных механизмов нашего выбора. Мы – потребители, но потребляют – нас.

    Нам, предоставив самый мизер – возможность созидать «мой мир» как помойку перепостов, и тем легализуя себя, «Всемирная паутина» перестала быть сугубо виртуальной; нащупав формы воздействия на нас, все эти «баннеры» и «окна» повылазили из монитора, словно безумные монстры, обложив нас как волков охотники – флажками. Но Гениям манипуляций и того мало!

    Когда-то Стивен Кинг предвидящим воображением нарисовал такую ситуацию: один ушлый виртуал-технолог повадился забираться в умы своих жертв, пользователей продвинутой нейро-технической «Сети», из их мучений извлекая для себя невероятные ощущения всевластия. По роману сняли фильм «Газонокосильщик». И вот началось… Недавно один японский кибергений утверждал перед коллегами на конгрессе в США, что в «виртуальности» может быть реализована чрезвычайно полезная для подавляющего большинства людей идея, если в нашу жизнь внедрится особая технология физических тренировок – с помощью импульсов от подключаемых к нам электродов можно не только развивать мышцы, можно получать тактильные ощущения от модулированного процессором информационного контакта с другими абонентами в виртуальной реальности! Общаясь с кем-то на другом конце земли, мы смогли бы ощущать его как будто в непосредственном контакте – система 3D, 4D… тут «отдыхает». В «японских» Интернет-группах по этому поводу спорят, стоит ли уже теперь заказывать недешёвое оборудование, или погодить, пока его обкатают на авантюристах-энтузиастах.

    Лично я – против! Конечно, ноутбук вошёл в мою жизнь давно и прочно, но напялить на себя костюмчик этакого робокопа и залегать в глубокой спячке за своими четырьмя стенами, подёргиваясь в кайфе гальванических разрядов, я не готов. Я, можно сказать, «устарел». Мне нравится просыпаться по утрам в своей постели, глядеть на улицу через раскрытое окно, вдыхая запах жизни, встречаясь взглядом с домочадцами, пить кофе, играть с моим пушистым Барсиком, общаться в клубе со сверстниками и в классе с учениками «вживую». Есть многое на свете, друг Горацио!.. Не предусмотренное, и не запрограммированное юзерами. И слава Богу! Слава Богу! Хотя… ведь мы, «продвинутые», «современные», так не похожи на родителей и, возможно, новое поколение – сделает уже иной выбор.

    Например, мой двоюродный брат, считаю, уже зависит от социальных сетей. Днём и ночью у него включены несколько страниц на разных системах. Днём и ночью он готов ответить из различных аккаунтов и поделиться ссылками «вконтактовских френдов». Сам он игроман стопроцентный. Тетя Наташа (его мама) просит, чтобы я его чаще ругал; особенно летом Димка не спит ни днём, ни ночью – играет в Интернете в онлайн-игры, он увлекается до безумия сетевыми: «Контр Страйк», «Анриэл», «Волд оф Фаркрафт» и другими. Представляю, как тётя Наташа заходит в комнату сына, а тот вместо уроков – играет на компе. Задали перевести текст по английскому языку. Заходит Дима в Интернет, чтобы с помощью гугл-переводчика сделать дело, и тут же отвлекается на игры… Улыбаюсь, ведь и у меня когда-то было такое. Только играл я меньше, тогда кроме «Квэйка» не было столь увлекательных онлайн-игрушек. Помню, захожу в Интернет сразиться с действительно сложным английским техническим текстом про устройство танка (попросили помочь перевести из нашей омской танково-инженерной академии). Начинаю во что-то играть, смотреть разные картинки, читать, и – опомнился часа через два, под ночь…

    Просиживание подолгу за компьютером приносит доход, пожалуй, только продавцам из крупных Интернет-магазинов. Мой знакомый из спортзала, создатель своей группы «Вконтакте», специализирующейся на продаже айфонов и музыкальных инструментов, доставляет товар прямо на дом по адресам интернет-заказчиков. Конкуренция по «мобильной продаже» высока, признаётся Евгений, поэтому приходится быть постоянно в Сети, часто сидеть в окне «Сообщения», следить за спам-ссылками, рекламой от других групп. Евгений настолько привык находиться на связи в Сети и отвечать всем одинаково, что бывает и со мной соглашается кратко: «Ок».

    Иной раз люди настолько привыкают к заочному общению такого рода, что с трудом выходят в настоящий «животный» мир. Порой не вытянешь никуда на улицу знакомых или друзей, зато «Вконтакте» они готовы тебе отписывать большущие тирады со «смайликами» и прочими значками, выражающими их глубокие и сложные Интернет-эмоции…

    Мой старший коллега по литературному цеху, член Союза писателей России Юрий Петрович Перминов как-то признался, что набрал с десяток килограммов, работая каждый день за компьютером с утра до вечера. Юрий Петрович журналист, поэт, редактор литературного приложения газеты «Омское время». Авторы связываются с ним через социальную сеть, присылают материалы из разных городов.

    – Сегодня, – делится Юрий Перминов по телефону, – прислал творчество нескольких поэтов Сергей Лаврентьевич Донбай. На днях «на мэйл» пришли статьи-отчёты о литературном процессе от заведующего отделом очерков «Сибирские огни». Много работы, газета выходит регулярно, зарплату платят в срок, соответственно тружусь по графику. Питаюсь плохо, снова-таки из-за компьютера не выхожу.

    Компьютер в наше время перестал быть предметом роскоши, как когда-то телевизор и транзисторный радиоприёмник. Свой домашний ПК, карманный смартфон или айфон есть практически в каждой семье. В любой маршрутке полсалона пассажиров едет, уставившись в маленький пёстрый экран, а не в книгу или в окно: люди всех возрастов и обоего пола играют в тетрис и прочие несложные приложения, коротая время, зависают в Интернете, едва успевая листать сенсорные странички с ловкостью фокусника и мага.

    Виртуальный мир засасывает сознания людей, порабощает нас психологически – предупреждали в своих статьях об Интернет-зависимости учёные-исследователи Колчанова и Войскунский.

    На Интернет-ресурсе Психологического фонда «Имаго» я встречаю этакие признания:

    – Я начал подозревать, что у меня проблемы с Интернет-зависимостью, когда однажды я встал в 3 часа утра, чтобы залезть в «сетку», и встретил там своего друга, который пока не ложился спать. В 3 часа ночи он еще «висел» в Интернете…

    Многие похожие материалы, посвящённые прежде неведомой людям проблеме, которая, по прогнозам специалистов, станет «чумой 21 века», начинаются примерно с таких же слов.

    Доктор Кимберли Янг, директор Центра Интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев данной проблемы, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать Интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Согласно Янг, типичный Интернет-зависимый, вопреки сложившемуся стереотипу компьютеромана – это женщина или мужчина около тридцати пяти со средним образовательным уровнем. По предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него. Выделяют разнообразные формы зависимости по принципу преимущественного выбора сайтов: зависимость от виртуального секса и просматривания порнографии, навязчивое осуществление покупок через Интернет, частое посещение виртуальных казино, беспорядочное общение в чатах и форумах и так далее. Приведём некоторые симптомы Интернет-зависимости (в порядке нарастания серьезности):

    1) слишком частая проверка почты;

    2) сокращение времени на прием пищи на работе и дома, еда перед монитором;

    3) вход в Интернет в процессе не связанной с ним работы;

    4) жалобы окружающих на ваше чрезмерное долгое сидение за компьютером;

    5) потеря ощущения времени on-line;

    6) более частая коммуникация с людьми on-line, чем при личной встрече;

    7) постоянное предвкушение очередной on-line сессии или воспоминания о предыдущей;

    8) игнорирование семейных и рабочих обязанностей, общественной жизни, научной деятельности или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в Интернет;

    9) невозможность сократить время пребывания в Интернете;

    10) пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение во сне ради возможности быть в Интернете;

    11) вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности;

    12) появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в Сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер;

    13) «тайное» вхождение в Интернет в момент отсутствия супруга или других членов семьи, сопровождающееся чувством облегчения или вины;

    14) отрицание наличия зависимости.

    Ни один учёный не отрицает безусловную пользу от сетей Интернет и «Всемирной паутины» в целом, но многие из них предупреждают о реальной опасностивозникновения пагубной психологической зависимости от виртуальной технологии.

    Новые возможности влекут с собой и неизведанные риски. Когда-то бытовые приборы было принято украшать светящимися в темноте радиоактивными красками, а ещё ранее лекарством считалась ртуть… Новые Интернет-технологии также рождают зависимость сродни наркомании. Лёгкая доступность «Всемирной паутины» провоцирует у пользователей ПК некий «паучий голод» – не духовный, а информационный, когда человек в Сети потребляет не произведения искусства, даже не некие полезные сведения, а совершенно незначащую для него информацию. Где пролетела «муха», и о чём в это время подумал «сосед»… согласитесь, невероятно ценная новость!

    Лёгкость доступа к информации в Интернете порождает телесную лень, излучение монитора, вкупе с перегруженным яркой мелькающей чепухой мозгом, как бы разжижает волю. Страдает и самочувствие, и здоровье, а зачастую и самый вкус к обычной жизни, реальной, той самой жизни, в которой ты – отнюдь не «Человек-паук», а всё более превращаешься к своему несчастью в безмозглоеманипулируемое беспозвоночное…



0