Идея этого поста возникла давно, но вот поводом написать его послужила знакомая всем работающим в рознице и дистрибьюции история, накипело….
Зашёл на днях в один из феодосийских магазинов и стал свидетелем разговора между торговым представителем и хозяином точки. Видно было, что они хорошо знакомы и доверяют друг другу. Торговый работал по большому ассортименту листу и когда они обсуждали заказ, он рекомендовал по ряду позиций увеличить закупки в несколько раз мотивируя, что через неделю цены на эти позиции однозначно вырастут.
Рост цен на товары объяснялся тем, что материковые поставщики начинают поднимать цены (возможно это связано с падение курса рубля). Некоторые позиции на пару процентов, а некоторые и на 7-10%.
Более того, он предупредил, что по ряду товарных позиций могут быть перебои в ноябре— декабре, так как некоторые поставщики закрываются. Можно было предположить, что торговый представитель просто накручивал обороты для личного плана продаж, но поговорив с ним на выходе из магазина я понял, что это не та история. Он уверен, что свой план в ноябре итак выполнит, но ему важно, что бы на точках у его клиентов был товар по нормальной цене как можно дольше и в наличии.
Я с ним абсолютно согласен, так как любая «дырка» по ходовым позициям на полке и поднявшаяся цена снижает оборот предприятия, и как следствие приводит если не к потерям, то к недополученной прибыли, а вот с последним сейчас сложно. Бизнесу приходится сильно изворачиваться, чтобы быть на плаву.
Но вот что делать торговому, если в его прайс-листе будут дырки и рост цен? Кто в этом виноват? Путин или неверная стратегия баеров компании дистрибьютора?
Как выживать и развиваться бизнесу в новом, непростом 2018 году. Об этом уже пора задумываться собственникам, а негативных сигналов очень много. Не имеет большого значения чем предприниматель занимается – продает технику или продукты, производит машины или колбасу. Все они окажутся в схожей ситуации в большей или меньшей степени.
Платёжеспособный спрос снижается, розница это чувствует, особенно в сегменте товаров отложенного спроса. За розницей страдают и дистрибьюторы, и производители, в первую очередь отечественные. Давайте признаемся честно, многие или уже закрылись или близки к этому.
Своё чёрное дело сделал и нестабильный рубль, который сейчас необъяснимым для большинства образом стал опять падать на фоне растущих цен на нефть. Если пробьёт уровень 60руб./$, то есть шанс, что нас ждёт весёлый Новый Год и чудеса в 2018ом. Как обезопасить себя от этих чудес?
Но сначала несколько слов о предвыборной гонке, точнее ее имитации. Всё это звенья одной цепочки, которая в последние годы рвётся.
Послушайте о чём говорят наши кандидаты в Президенты, особенно из новеньких? Что они несут? Хороший Путин или нет? Крым наш или не наш? Вы слышали от них, что они конкретно предлагают для развития малого и среднего бизнеса? Я нет. У них нет никакой внятной экономической программы кроме лозунгов. Это полная наша деградация, как страны, так и избирателей, если нашим кандидатам в Президенты кроме Украины и Америки поговорить не о чем. Америку на хлеб не намажешь, а бизнесу надо выживать и приносить хоть минимальную прибыль иначе лучше деньги отнести в Сбербанк.
Бизнес конечно за перемены. Собственники, топ менеджеры и просто креативный класс хочет перемен, но давайте представим, что будет если именно сейчас на выборах победит не Путин или его преемник? Да хана будет бизнесу, пока он, бизнес, адаптируется к новым условиям и правилам игры, какие бы они не были замечательные. Да вам любой собственник малого и среднего бизнеса, который ещё на плаву скажет, что лучше предсказуемое болото, чем хорошие, но непредсказуемые перемены.
Перемены хороши при растущей экономике и самое главное спросе.
Как итог, производство, розница, дистрибьюция и дальше будут валиться по наклонной и болтыхаться в этом болоте. Страшно и то, что между бизнесам и властью нет консенсуса. Одни пытаются натянуть налоги и штрафы, другие пытаются выжить. Да и о какой помощи со стороны государства может идти речь, если приходя в налоговую инспекцию видишь там мальчиков и девочек с Айфонами, которые ни черта не знают, даже реквизиты КБК для пенсионных и ОМС платежей! Сам с этим столкнулся недавно !!!! Сотрудники налоговой не знали куда мне платить налоги!!!! Бред.
За государственные корпорации и банки я не переживаю, там если что, наше Правительство и ЦБ потрясут бюджетным кошельком и вот очередная дыра залита, а банкрот вытащен за уши. Там миллиарды, десятки, сотни не считают, а просто льют в дыру. Яркий пример недавний банкопад, а тут ещё ВЭБ нарисовался.
Но вернёмся на пару уровней ниже в малый и средний бизнес.
Посмотрите, как ситуация в экономике повлияла на ассортимент товаров на полках магазинов. Стоки минимизируются и держится минимальный запас. Элементарный пример – стало сложно купить вещи и обувь больших размеров. На вопрос ПОЧЕМУ, продавцы отвечают, что нет на складах, розница заказывает у дистрибьюторов в основном ходовые размеры, чтобы не перегружать сток и снизить его оборачиваемость.
Многие дистрибьюторы и розничные продавцы автотехники, и электроники также заметно сократили ассортиментную линейку. Поставщики готовы везти, но под заказ и предоплату. Поэтому можно в статистике показывать любые цифры роста нашей экономики, но тот, кто знаком с розницей, согласится со мной, что розница замедляется и выживает за счёт сокращения ассортимента и стоков, расширения линейки товаров первой цены и различных разогревающих акций.
Даже сезонные распродажные акции у многих начинаются сейчас гораздо раньше, чем в тучные годы. Уверен, что в ближайшее время мы услышим о закрытии ряда сетей, с российского рынка уйдут некоторые вендеры, заморозятся производства, в том числе и совместные.
Ситуация не критическая, но печальная, многие качественные бренды уйдут и мы пересядем на «голый Китай» и «Доширак». Особенно хочется посочувствовать производителям.
Стоит ли сейчас в России производить или проще всё из Китая пригнать, размещая там заказы? Головной боли меньше, есть конечно нюансы, но в целом всё предсказуемее и меньше общения со всякими разрешительными, и контролирующими российскими органами.
Единственный минус с Китаем, что там всё привязано к американскому другу и довольно длинная логистика, что заставляет держать дополнительный запас на складах и в пути. Если продукт маржинальный, быстро оборачиваемый и наценку можно лупить в 100% и более, то это допустимо, а если нет, то есть риски разориться при растущем курсе $ . А тут ещё и родное наше Государство нам в помощь, чей пылесос и дальше продолжит нас пылесосить поборами, акцизами на топливо, стабильным ростом ЖКХ, Платонами, ростом МРОТ и т.д. Об этом можно долго рассуждать и сокрушаться, но этим делу не поможешь – это Россия детка.
Конечно, весь бизнес не ёкнется и не закроется, а выживут те, кто сможет выстоять как морально, так и физически. В жизни всё гораздо проще – взял лопату и кидай – больше, быстрее и дальше. После моих периодически пессимистичных постов о происходящем в России ко мне в личку приходят десятки писем от читателей предпринимателей с просьбой рассказать в моих постах о проблемах в их бизнесе.
Честно говоря не знаю, как рассказы им помогут, если проблема в большинстве случаев в том, что предприниматели сталкиваются не только с административными барьерами и беспределом чиновников, а вполне с ожидаемым падением спроса, маржинальностью и проблемами у партнеров по бизнесу. Люди задаются вопросом – продолжать бороться за свой бизнес или закрываться.
Это сложный вопрос и в каждом случае он имеет свой ответ, зависящий в том числе и от энергии предпринимателя. Я лично бьюсь и не сдаюсь, но не у каждого есть силы и запас прочности. Малому и среднему бизнесу однозначно не хватает оптимизма. Посмотрите на грустные и пессимистичные лица членов нашего Правительства, жуть просто. Именно это я считаю одной из ключевых проблем.
Предприниматели вешают лапы на общем негативном информационном фоне и сдаются. Бизнесу нужны положительные ожидания и перемены, но перемены правильные и с нужной скоростью, а вот со всем этим сейчас очень сложно. Многие из нас, кто ведёт своё дело, постарались адаптироваться к затянувшемуся кризису. Но многие ли адаптировавшиеся выстраивают стратегию развития?
Не уверен, большинство планирует сохраниться хотя бы на том уровне, который есть сейчас. Основная стратегия для многих это не стратегия развития, а стратегия выживания в ближайшие годы. Все по разному. Одни бесконечно бьются над оптимизацией затрат и персонала, у других есть подушка безопасности, третьи снижением наценки и увеличением оборота, а четвёртые предпочли просто закрыться и переждать, дабы совсем не уйти в минуса. Действительно, довольно много тех, кто решил просто закрыть своё дело, ликвидировать предприятие, так как понимает, что не тянет.
Я не переживаю за тех, у кого были палатки-малатки по торговле бананами, я переживаю за тех, у кого был реальный, небольшой бизнес, в том числе и производственный.
Чем живут эти люди, как они выживают? Что будет, если они закроются?
Государству по крупному плевать на них, его интересуют крупные налогоплательщики, а вот мелочёвку пусть сшибают проверяющие. Не зря многие предприниматели уходят в гаражи, тем самым снижая затраты на аренду и уходя из поля зрения проверяющих. Это тоже одна из стратегий выживания, но не развития.
Обратно выбраться из гаража у нас сложно, точнее почти нереально. Какие уж тут прорывные технологии….
Сколько я получал колкостей по поводу того, что я проплаченный блогер. Бред. Я не против того, чтобы получать деньги за свою писанину, но пока у меня есть возможность зарабатывать на кусок хлеба своим трудом не связанным с писаниной. Как любой предприниматель я пытаюсь заглянуть немного вперёд и понять, что меня ждёт.
Я добросовестный предприниматель, плачу все налоги и необходимые платежи, пока из проверяющих меня никто не прессовал, но жёсткие вопросы задавали. А многих прессуют и выматывают проверками, особенно в регионах. Последние месяцы у меня голова болит реально только об одном – не о политике, не о всяких геополитических проблемах, хоть я и пишу много об этом постов, а о том, что и как я буду делать в следующем, 2018 году.
Многие мои «конкуренты» ( в тех сегментах, где я работаю) разоряются, в том числе и поставщики. Меня это не радует, я понимаю, что это общий прогиб рынка и я могу быть следующий. Есть небольшие ресурсы для развития новых направлений. Изучаю возможности открытия небольших специализированных швейного и деревообрабатывающего производств.
Если честно, то с открытием новых производств боязненно. Может проще в Китае заказать? Я бы взял кредиты на развитие, но при таких ставках, падении маржинальности и непредсказуемости бизнеса это самоубийство, если вы только занимаетесь не газом или наркотиками.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что нас ждёт некоторая искусственная стабильность до апреля 2018 года, а вот потом может рвануть, да так, что мало не покажется.
Для нынешнего моего небольшого производства некоторые мои старые поставщики закрываются с 1 января, а другие обещают поднять цены. Вот и стою перед выбором – закупать спокойно сырьё сейчас или подождать, но потерять в деньгах и стабильности поставок. При этом себестоимость моей продукцию однозначно вырастет на 5-7%, а отпускную цену поднимать не могу, перестанут покупать.
Как сказал один мой хороший приятель из крупнейшей розничной сети, с которым мы обсуждали планы на следующий год – «Понимаешь старик, дело не только в цене, а в стабильности и предсказуемости поставщика в 2018 году». Увы это правда. И в цене многих товаров мы увидим заложенные не только инфляцию и падения курса рубля, но и % за стабильность бизнеса, точнее его партнеров.
Стабильность стоит денег, что особенно важно в долгосрочных контрактах.
Яркий последний пример значения стабильности это ситуация с компанией Вим-Авиа, когда компания предлагала низкие цены, но вышла из коридора стабильности. Как итог, при её закрытии по цепочке полетели десятки её партнёров.
Ноябрь-декабрь это время перезаключения договоров и утверждения маркетинговых планов на следующий год. Для многих сейчас очень важна предсказуемость и стабильность партнеров. Это банальная истина, но именно она будут влиять на бизнес в следующем году.
Поэтому многие баеры уже сейчас думают о том, как быть и выбор делают не только в пользу цены, а в пользу надёжности, стабильности поставщика и условий поставки.
Картина не радужная. Малый и средний бизнес будет загибаться.
Я не люблю дурацкую фразу, что кризис это возможности. Возможно, для кого то да, но для многих это угроза и вполне реальная.
Для себя лично я выбрал следующую стратегию на 2018 год.
— Фиксация отпускных цен в2018 году на уровне нынешнего и как следствие снижении прибыльности бизнеса.
— Выбор в пользу стабильных поставщиков, а не только цены..
— Оптимизация затрат, в том числе и личных.
— Открытие новых, узких нишевых направлений.
— Надежда только на себя и на свои ресурсы, а не на государство и кредиты.
Если у вас есть своё дело, то как вы планируете выживать, а может и развиваться в 2018 году?
Комментарии