Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Андрей Франц. О бизнес-кризисе и новой социальной революции на пальцах

  • Общался давеча с одним дельцом. Русский. Работает в Австрии уже несколько лет. Болтается где-то в нижнем сегменте среднего бизнеса, но сравнительно успешно. Ругается:

    – В Австрии пора перестройку делать. Достали со своим социализмом!

    – А что не так?

    – Расходы на персонал реально неподъемные. Тарифные соглашения, налоги на персонал, социальные и пенсионные отчисления… Тех, кто на постоянке – хрен уволишь. Концы с концами можно свести, только очень сильно изворачиваясь. Нет, с правами трудящихся нужно что-то делать!

    Пришлось этому опытному, полжизни прозанимавшемуся бизнесом человеку открывать глаза на элементарные азы политэкономии. Удивительно, что для профессионального, собаку съевшего в бизнесе предпринимателя эти очевиднейшие вещи могли стать откровением!

    – Смотри, – говорю, – допустим, сделали вы перестройку. Зарплаты снизили, с увольнениями персонала проблем нет, социальные и пенсионные отчисления прикрутили до минимума… Кому будешь свои железки продавать? Платежеспособного спроса хватит лишь на дешевые продукты, чтобы с голода не умереть. Все! Лично ты остаешься без клиентов и вылетаешь в трубу. А вместе с тобой еще 90% тебе подобных.

    Он растеряно моргает, картина мира рушится практически одномоментно. Ведь у него на уровне мозжечка выбито: увеличивай продажи и снижай издержки! Продажи увеличивать тяжело, конкуренция дичайшая. Издержки и так прикручены до посинения. И только персонал, мать его за ногу, жирует! Вот где резерв экономии-то попрятан!.. А тут вдруг оказывается, что экономить на персонале нельзя.

    У него же программа в мозгах на жестком диске зубилом выбита – снижать издержки, в том числе и на персонале. На уровне инстинкта. И на тебе – этот инстинкт оказался инстинктом смерти! Поневоле заморгаешь…

    – И че теперь?

    – Вот, – говорю, – делим весь народ на три слоя. Нижний – это те, кому такие как ты платят зарплаты. Средний – это ты сам и твои собратья по предпринимательскому разуму. Высший – это несколько сотен самых супербогатых семей мира. В каком слое находятся основные деньги планеты?

    – Понятно, в высшем!

    – Точно. И если доходы нижнего и среднего слоя падают уж третье десятилетие подряд, то доходы высшего столь же регулярно растут. Идет мировое перераспределение средств снизу вверх. Ты экономишь на персонале, крупный бизнес, создавая тебе ценовую конкуренцию, заставляет тебя самого снижать цены, оставляя почти без штанов уже тебя. Банки, давно уже закредитовав крупный бизнес, тянут деньги с него. И вот, все сливки собираются высоко-высоко в небе финансовых спекуляций, а вы тут внизу не знаете, как концы с концами свести. Ты не можешь расширяться, поскольку у тебя рынка нет, платежеспособный спрос ограничен. Карманы у твоих покупателей давно вывернуты, из них все ушло высоко-высоко вверх. Значит, кого нужно ощипать? Твоих работников, которые и так не сильно жируют и к тому же являются твоими же покупателями? Или финансовые кланы, у которых триллионы без дела болтаются, вместо того, чтобы в бизнесе крутиться?

    – Так это что, опять Октябрьскую социалистическую революцию надо делать? Типа грабь награбленное?

    – Ну, так получается. Фактически одна революция уже идет, с конца восьмидесятых. Это – либеральная революция. Результаты ты видишь. Низший класс остался без денег. В США его платежеспособный спрос какое-то время искусственно поддержали потребительским кредитованием, но и тут уже тоже кердык. Теперь конец настает среднему классу, оставшемуся без потребительского спроса. Все деньги оказались наверху и там зависли. Все, бизнес-процессу конец. Кризис. Чтобы вновь запустить процесс, нужно вернуть деньги сверху вниз. Чем тебе не социалистическая революция?

    – И что получается? Либо либеральная революция, либо социалистическая? А почему они сами не могут собравшиеся у них деньги нормально в бизнес инвестировать?

    – А во что вкладывать? Конъюнктура везде ненамного выше плинтуса. Благосостояние масс обрезано, спроса нет. Нет спроса – стагнируют рынки. Взгляни на ситуацию с точки зрения инвестора. Много ли в мире проектов, гарантированно обещающих отбивку вкладываемых средств? Мизер!

    – Да ерунда все это! Мне бы сейчас миллионов десять, я бы их в три года отбил!

    – Это если бы у тебя были свои десять миллионов. Ну, или кредит. Ты бы отбил, и уж сам себя бы точно не стал кидать. А теперь представь себя инвестором. У тебя, к примеру, миллиард. Ты же не сам их будешь в бизнес запускать. Тебе нужно найти сто человек на десятимиллионные проекты. Как быстро ты найдешь эту сотню с убедительными для тебя проектами, в которых ты ни аза не понимаешь, с уверенностью, что они тебя не кинут, что дурака не сваляют, что не прогорят?

    – Да хрен его знает…

    – То есть покрутишься, покрутишься, да и плюнешь на это дело. Плохо быть владельцем миллиарда. Это десять миллионов легко в дело запустить, когда ты двумя ногами на земле, в бизнесе стоишь. А попробуй пристрой миллиард, сто миллиардов. Вот и висят без дела собранные со всего мира деньги. И сам не ам, и другим не дам. Кризис называется.

    – И что? Опять «экспроприация экспроприаторов»? Брать вокзалы, телефон и телеграф?

    – Ну, раньше можно было социальную революцию заменить на технологическую. Или, в худшем случае, на мировую войну…

    – Это как?

    – Ну, кризисы – для капитализма дело привычное. Инстинкт прибыли всегда работал безотказно, как насос – гоня денежки с нижних этажей социальной пирамиды на самый верх. Но вот если в это время под рукой оказывалась технологическая революция, гарантированно обещавшая отдачу от вложений, то перенакопленный капитал удавалось успешно инвестировать, вновь запуская бизнес-процессы в нижнем и среднем слоях. К примеру, бум железнодорожного строительства, запуск нефтяной энергетики, электрификация промышленности и быта… Каждая из этих технологических революций порождала инвестиционный бум, приходовала зависший наверху капитал. Денежки уходили вниз, растекались зарплатными ручейками по карманам рабочих, запускали торговлю товарами массового спроса, продажу услуг и так далее. Короче, жизнь налаживалась.

    – А мировые войны при чем?

    – А что может быть лучше военных заказов, гарантированных правительством? Вот уж тут-то инвестору совсем лафа, никаких проблем с доверием, с поисками перспективных проектов и т.д. Просто праздник какой-то! Знай себе инвестируй!

    – Но разве больше нет перспективных технологий для инвестирования?

    – Есть. Вот только впервые в истории новая технологическая волна приведет не к расширению платежеспособного спроса в нижних и средних слоях социальной пирамиды, а к его лавинообразному сокращению. То есть – к углублению самого кризиса.

    – Это почему?

    – Роботизация. Причем не только непосредственно производственных процессов. Недавно на одной выставке показали робота-юрисконсультанта. Базы вбили, научили ими пользоваться… Обходить закон он, может, и не сумеет – тут без человека не обойтись. А вот осуществлять правовое сопровождение в рамках закона – пожалуйста! Так что сегодня инвестирование в новую технологию переведет кризис из положения «бедствие» в стадию «катастрофа». А инвестировать в старый бизнес – ну, об этом мы уже говорили. Вот и стоит инвестиционный процесс. Денежки как зависли наверху, так там и висят.

    – И достать их оттуда, значит, можно только силой…

    – Ну, как-то так. Плоды либеральной революции мы пожинаем сегодня. Технологическая революция их одолеть не только не поможет, но еще и усугубит. Остается революция социалистическая. Экспроприация экспроприаторов. Перезапуск нормальной жизни на прежней технологической основе. И лишь когда жизнь более-менее нормализуется – тогда можно будет думать, как переводить человечество в принципиально новую для него технологическую фазу.

    – Утешил называется…

    Вот так и поговорили.

12

Комментарии

12 комментариев
  • Василий Усов
    Василий Усов21 января 2017 г.
    Главный момент упущен. Раньше, когда падала норма прибыли, капитализм съедал некапиталистические страны, делал их колониями (позже - полуколониями), появлялись новые рынки сбыта и источники сырья, и все вроде как налаживалось. На некоторое время. Но после того, как была съедена последняя некапиталистическая система, социалистическая, дальнейшее расширение стало, увы, невозможным. Наша планета оказалась слишком мала для капитализма.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов21 января 2017 г.
    Идет непонимание процессов, которые формируются уже очевидно, но о них практически не говорят. Смена технологий в строгом соответствии с законом "Мура" сокращает актуальный жизненный цикл технологий. Это приводит а тому, что в соответствии с законами монетарного рынка падают показатели капитализации инноваций по причине того, что они слишком быстро устаревают. А что это означает для показателей прибыли? Она стремительно сокращается.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов21 января 2017 г.
    За падением прибыли следует увеличение срока окупаемости проекта. В результате скорость смены технологий достигнет показателя, когда вернуть инвестиционный капитал станет невозможно. А это не что иное как смерть инвестиционного процесса, за которым следует смерть частного инвестиционного капитала. Никто не будет вкладывать деньги, если вернуть их невозможно. За этим последует смерть всей финансовой системы построенной на долге. Именно по этой причине в свое время иудеи взяли контроль над патентной системой, чтобы не дать технологиям безконтрольно развиваться.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов21 января 2017 г.+1
    Сегодня мы наблюдаем абсурдную ситуацию. На всемирной выставке технологий в Лас-Вегасе крупнейшие компании демонстрируют технологии созданные 10 лет назад, мы смотрим телевизоры, которые были созданны 25-30 лет назад. Все ради окупаемости уже вложенных денег и выход обновленных моделей выбросит на помойку все внезапно ставшее старым железо. Но процесс в узде не удержать, кто-то обязательно выбросит на рынок то, что обнулит все ранее созданное. Сейчас эти ограничения накладывает долговой капитал, который отказывает в финансировании перспективных технологий. Уже сегодня существуют технологические решения способные перевернуть мир. Но их пока не выпускают, боятся
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов21 января 2017 г.+1
    Но монетарная модель построенная на судном проценте в тупике. Делать деньги из воздуха с каждым днем становится всё сложней и простых решений уже нет. Мир переживает циклический переход на новый технологический уклад, который несет массу сюрпризов, среди которых и слом доминирующей финансовой системы. Неоконы сильно противятся и хотят развернуть процесс в сторону феодального общества. Но сделать это не так просто, хотя возможности для этого у них есть. Они лишают экономику денег и душат дефляционной петлей. Рынки ложаться как подкошенные, но битва еще не закончена. Нас ждут непростые времена.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов22 января 2017 г.
    Борьба с прогрессом идет давно, но ее маскируют всеми доступными способами. Мало кто знает в самом начале перестройки был создан отдел инноваций СССР, курировал его КГБ. Брежневский взлет научно-технических мысли дал совершенно потрясающий результат, шел безумный вал фундаментальных и технологических открытий, который решено было структуризировать и отобрать наиболее перспективные. После весьма серьезной работы из нескольких тысяч было отобрано всего 20 проектов, но эти двадцать представляли собой совершенно фантастический набор. Если бы его удалось реализовать, то сегодня мы бы жили в другом мире.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов22 января 2017 г.
    Чтобы предотвратить технологический скачок СССР, который грозил навсегда похоронить капитализм, американцы по своим каналам обратились к Горбачеву с просьбой ликвидировать аномалию. В КГБ пришло указание отдел инноваций закрыть, все материалы ликвидировать, что и было сделано. Вообще Перестройка разрушила не только технологические перспективы страны, в целом это была серьезная операция по уничтожению СССР. К 1990 году страна достигла самых высоких экономических показателей за все время существования социалистической экономики, ВВП СССР впервые по абсолютным показателям в базовых отраслях обошел США, из 16 отраслевых значений мы лидировали в 9, хотя в целом по объему экономики мы отставали, но по имеющимся расчетам к 2000 году американцев бы обошли.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов22 января 2017 г.
    При Брежневе была разработана абсолютно новая технологическая модель экономики, которая опиралась на самодостаточные кольцевые замкнутые производственные комплексы. Дикими темпами шла роботизация промышленности, по количеству промышленных роботов мы к концу 80х уступали только японцам. Основная цель программы заключалась в создании альтернативы мировому рынку разделения труда, который позволил англосаксам резко нарастить производительность и снизить капиталоемкость научно-технического прогресса. Когда отпустили возжи в управлении наукой, и в этом была прямая заслуга Брежнева, в стране случился бум научных открытий. Мало кто помнит, но в год в период застоя подавалось более 1, 5 тыс заявок на изобретение. СССР был просто завален научными открытиями и изобретениями, хранилища буквально ломились от бумаг с заявками на патенты. Еврейский бомонд, отвечающий за торможение научно-технической мы
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов22 января 2017 г.
    Мысли буквально падал с ног, зарывая тысячи научных открытий и изобретений. Ситуация буквально грозила выйти из под контроля. Ведь созданный в СССР строй решал фундаментальную проблему, которую капитализм решить не в состоянии, что делать с людьми, когда производство станет на 100% роботизированным. Об этом мало кто задумыаается, но социализм решал подобную проблему на раз в силу того, что предполагал отказ от денежного обращения, а значит и ликвидировал экономическое неравенство. Тот самый пресловутый коммунизм ценен ни тем, что давал человеку неограниченный доступ к материалтным благам, а тем, что разрешал фундаментальное противоречие между уровнем развития производительных сил и уровнем развития социалтного общества.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов22 января 2017 г.
    Сенсорный экран глючит, вместо ь подставляет т. Именно по причине неконтролируемого развития научно-технического потенциала, СССР решено было ликвидировать. Ядру неоконов нельзя было позволить, чтобы где то возник очаг сопротивления, который при определенных условиях грозил стать непотопляемым. Но ликвидация СССР не решает проблему ликвидации капитала как ключевого элемента системы управления миром. Рост вычислительных мощностей ведет к ликвидации главного свойства денег - обеспечивать обменный процесс в товарном производстве. Моментальный товарообмен без участия посредника исключает необходимость формировать стоимость товара, ведь ценность материальных ресурсов вовсе не в их цене, а в удрвлетворении конкретных потребностей конкретного человека.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов22 января 2017 г.+1
    Ликвидировав СССР, мы словно с тихоокеанского лайнера пересели в резиновую лодку. Мы отказались от самых грандиозных перспектив жить в самодостаточном сверх богатом государстве, где социальное равенство неотъемлемо от экономического равенства. Мы лишили себя чувства уверенности за свое будущее и будущее своих детей. Мы отказались от возможности духовно расти и думать о прекрасном. Сегодня мы погрязли в бесконечной борьбе за нормальную жизнь, наша жизнь это сплошной деньгоцентризм, когда 90% времени мы думаем о деньгах и о том как их достать. И нам цинично объясняют, что это и есть та самая жизнь, которую мы мечтали получить. Нас пытаются утешить печеньками лишая элементарного благополучия. Видимо мы сами так пожелали жить.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов22 января 2017 г.+1
    Пока этот материал у меня в голове, хотя он безусловно не авторский, авторское лишь его структурирование и интерпретация. У меня есть несколько собственных работ по новой экономике, но они местами излишне радикальны и просто вбрасывать их в интернет пространство чревато. Поэтому я своими комментариями иногда предлагаю на обсуждаемую проблему взглянуть с другой стороны, обычно с той, с которой открывается больше истин. Но в любом случае от себя не убежать и материал потихоньку начну выкладывать. Вам спасибо за мотивацию и извиняюсь за многословие.