Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Филькина грамота, конечно, но, тем не менее, стратегия

  •               Филькина грамота, конечно, но, тем не менее, стратегия

              Затухающая Россия: "Сценарные условия функционирования
              экономики РФ на период до 2035 года", подготовленные
              Минэкономики, - элемент стратегии плывущего по течению
              бревна, предвещающий безысходную катастрофу половине
              населения России.

    17 мая министр экономического развития Максим Орешкин передал премьеру
    Медведеву "Сценарные условия функционирования экономики РФ на период
    до 2035 года", которые, по всей видимости, будут приняты за основу
    готовящейся программы развития экономики России до 2035 года. В СМИ
    по этому поводу появился ряд комментариев от спокойно неочарованных
    (например, "Скромно в заданном направлении" - "Коммерсантъ", Дмитрий
    Бутрин) до едко язвительных (например, "Никита Кричевский: Медведев
    займётся маниловщиной" - "Свободная Пресса"). Согласиться с Никитой
    Кричевским, сравнившим обсуждаемый документ с сочинением на свободную
    тему, легко и просто. Достаточно оглянуться на 18 лет назад - в 1999 год.
    Кто мог тогда предугадать критически важные для российской экономики
    турбулентности мировой и российской политики 21 века? И кто может сейчас
    быть уверенным, что следующие 18 лет будут более предсказуемыми?  
    Политика сдерживания России, вне всякого сомнения, сохранится. Борьба
    за глобальное доминирование будет только обостряться, желание построить
    Россию в свой обоз у главных мировых игроков - только усиливаться.
    Хватка англосаксонских бульдогов не ослабнет. Ситуативный парнёр Китай
    себе на уме. Сибаритствующая ныне Европа тоже неизвестно, как себя
    поведёт, когда её начнут теснить с рынков окрепшие, набравшиеся ума и
    хайтека, новые экономические гиганты. Как в компании угрюмых амбалов
    вести себя России, только-только вставшей с колен и стоящей на слабых
    ножках? Ловить в паруса попутный ветер, лавировать в зазорах интересов
    партнёров по геополитике и мировой экономике, совершенствовать свой
    ядерный бомбомёт и наращивать мышечную массу, чтобы вырваться быстрее
    на чистую воду и отыскать благословенный берег с заждавшимся её
    государственным суверенитетом. В таких условиях постоянного
    оперативного реагирования на возникающие по большей части
    пакости-вызовы и реже возможности, отягощённого полной свободой
    перемещения через границы страны капиталов, товаров и рабочей силы,
    долгосрочное количественное планирование - это блажь достигшего уровня
    некомпетентности начальства. Посочувствуем сочинителям документа - по
    своей воле такой лабудой заниматься спецам непотребно, и постараемся
    воспринять "Сценарные условия..." как своего рода протокол о
    намерениях правительства в области экономики.
         
    Программа Минэкономики известна только в выдержках, некоторые из них,
    необходимые по нашей теме, взяты из газеты "Коммерсантъ":
    - "Расчёты Минэкономики вряд ли могут сильно воодушевить население -
      при кратном росте производительности труда в целевом варианте
      реальные зарплаты с 2017 по 2035 год должны вырасти на 56,5 % при
      росте ВВП за этот же срок на 78,4 % ".
    - Меры по развитию "человеческого капитала"предполагается реализовать
      через "приоритетный проект по повышению производительности труда"
      (целевой сценарий предполагает её рост в 2017-2035 годах в 3,4 раза,
      консервативный при низких ценах на нефть - в 1,3 раза, базовый -
      в 1.7 раза).
    В последнее время прошла ещё одна волна комментариев по программе
    Минэкономразвития, основанных на сообщении газеты "Ведомости" о том,
    что доходы российских граждан вернутся к докризисному уровню только
    в 2022 году, однако пенсии не вернутся и к 2035 году. При этом прогноз
    МЭР предлагает повысить пенсионный возраст в России до 65 лет для
    мужчин и до 63 для женщин, что должно привести к росту занятости и
    инвестиций. Правда, спикер СовФеда В.Матвиенко открестилась от
    "апокалиптических прогнозов", сказав, что "не видела официального
    документа. Пока его, на мой взгляд, не существует." Вице-премьер
    О.Голодец сочла прогноз о нулевом росте пенсий неоправданным и
    необоснованным. Странноватая история; похоже, с пенсионерами МЭР явно
    "погорячилось" и поторопилось. Такие прогнозы сейчас преждевременны,
    через годик другое дело. В общем, с пенсиями "дело ясное, что дело
    тёмное", но к сведению принять стоит.
       
    Посмотрим внимательнее на целевой сценарий развития экономики России
    (при самых благоприятных для неё условиях). Итак, за 18 лет рост ВВП -
    на 78,4 % то есть в 1,784 раза, рост производительности труда в 3,4 раза,
    рост реальной зарплаты на 56,5 % то есть в 1,565 раза. Первое, на что
    следует обратить внимание: рост ВВП за 18 будущих лет едва-едва
    превысит рост ВВП за 14 прошлых лет (до провальных 2015-16 годов)
    с 2000 по 2014 год. Таким образом, даже в самом лучшем для России
    случае темпы роста её экономики будут идти по затухающей траектории в
    сравнении с недавним прошлым, знавшем и взлёты, и падения в экономике.
    Лучшие времена для России, по мнению Минэкономики, позади. Отчего
    такое уныние на марше 4-й промышленной революции, сулящей всему миру
    новые просто сказочные возможности? Смотрим дальше, сравниваем такие
    цифры: рост ВВП в 1,78 раза, рост производительности труда в 3,4 раза,
    то есть практически вдвое больше. Вспоминаем, "ВВП - совокупная
    стоимость конечных товаров и услуг, произведённых на территории
    страны". Двойное превышение роста производительности труда над ростом
    ВВП можно истолковать двояким образом. Первый вариант - тем же числом
    работников в 2035 году будет произведено в 3,4 раза больше
    вдвое подешевевших товаров и услуг. Вот бы зажили! Везде всего
    завались, всё своё российское и "дешевле только даром". Замечательная
    картина, только, учитывая полупроводниковый характер российских цен
    (способность изменяться только в одном направлении), совершенно, на мой
    взгляд, несбыточная. Остаётся второй вариант - через 18 лет на
    производство ВВП России (при неизменных реальных ценах) потребуется
    практически вдвое меньшее количество работников. Вот где собачка
    зарыта! С учётом ныне существующих безработных (4,1 млн по официальным
    данным, по данным социологических опросов гораздо больше) в 2035 году,
    как минимум, половина экономически активного населения России будет
    безнадёжно безработной. Отсюда и откровенно слабый рост реальной
    зарплаты при впечатляющем росте производительности труда - придётся
    делиться с безработными.

    Предположение о массовой безработице в 2035 году противоречит
    известным выдержкам из "Сценарных условий...", пронизанным заботой об
    увеличении занятости населения в России, но вполне согласуется с
    прогнозами множества экспертов о 50 % -м сокращении числа рабочих мест
    в РФ в перспективе 10-20 грядущих лет, вписывающемся в общемировой
    тренд прохождения 4-й промышленной революции. Прогноз Минэкономики
    утверждает, что Россия и в этом вопросе идёт своим путём; хочется ему
    верить, если б не грызли сомнения о тупиковости многих своих путей
    против общего течения.

    Ещё более драматичную ситуацию следует ожидать в базовом сценарии
    (надо полагать, наиболее вероятном с точки зрения Минэкономики). В нём
    рост производительности труда заложен вдвое меньший в сравнении с
    целевым сценарием - в 1,7 раза. Это означает, что в базовом сценарии
    потепление инвестиционного климата в России, о скором приближении
    которого нам 25 лет твердят российские инвестиционные климатологи, в
    очередной раз откладывается - на этот раз сразу на 18 лет. От скудности
    инвестирования пострадает в первую очередь высокодоходная,
    животворящая для ВВП страны модернизация промышленности. Государство
    будет поддерживать лишь неотложные проекты; частный бизнес, как
    водится, зажмётся в "сберегательном поведении" и станет тратиться только
    на эксклюзивно прибыльные "вкусняшки". Массовая модернизация состоится
    только в банковском, офисном, низовом госуправленческом и тому
    подобных секторах деятельности, где повышение производительности труда
    достигается внедрением не чрезвычайно дорогого высокоэффективного
    оборудования, а несопоставимо более дешёвого программного обеспечения
    для компьютеров. ПО, даже очень дорогое в разработке, при массовом
    тиражировании становится доступным самым "бюджетным" пользователям
    и быстро окупается. "Купи программу и увольняй бухгалтера" можно
    продолжить: "продашь из под него стол, стул, квадратные метры и разом
    отобьёшь все вложения". Такая модернизация офисной деятельности
    пройдёт (и уже идёт) при любых сколь угодно депрессивных экономических
    условиях. Пример из наиболее известных: Сбербанк, со слов Германа
    Грефа, планирует сократить штат сотрудников наполовину к 2025 году,
    причём 8 % уже в 2017 году. Можно порадоваться за Сбербанк и его
    двукратное повышение производительности труда в скором будущем. А с
    государством всплакнуть по этому же поводу. Дело в том, что массовое
    сокращение персонала банков и других подобных структур никак
    не повлияет на их выручку, ВВП страны от этого сколько-нибудь заметно
    не увеличится. Получится точно по канону: "приватизация прибылей,
    национализация убытков" - пенки снимут, сами знаете кто, а новых
    безработных усадят на худосочного казённого Боливара, который такую
    орду захребетников не вынесет даже при стодолларовой нефти.
    Прискорбна и вялость государства в содействии созданию для
    безработных пусть не суперэффективных и сверхприбыльных, но хотя бы
    недорогих быстроокупаемых и целительных для ВВП рабочих мест.

    И, наконец, консервативный сценарий. Рост производительности труда
    на 30 %. За 18 (!!) лет. Это полное солнечное затмение в детсадике
    имени лейтенанта Шмидта. Правительство в анабиозе на весь отчётный
    период, страна сидит на завалинке и строгает оглобли тупым ножиком.
    Такое ощущение, что Минэкономики "живёт, под собою не чуя страны".
    Ребятки на воздусях катают себе цифирки разные, не задумываясь о
    физическом смысле получаемых результатов. После без малого двух
    пятилеток стагнации считают допустимым предлагать стране ещё 18 лет
    спячки. Что тут скажешь? "Только большой мастер может с двух метров
    засандалить мяч мимо ворот." Или, как говорят спортсмены, мимо денег.

    Общее впечатление от программы. Даже в лучших своих частях субтильна.
    Особенно с "кочки зрения" домохозяйств. Прямо-таки рёбра из неё торчат
    в описаниях доходов населения. А в части ожидаемой массовой
    безработицы и запланированных миллионов недопенсионеров - откровенно
    тревожная. Проблема больших масс "лишних людей" не решена в мире
    нигде. В более богатых странах с более укоренёнными элитами (Франция,
    Финляндия, Швейцария) примеряются к концепции безусловного базового
    дохода. Какие будут результаты, пока не ясно, но чего-то более
    разумного альтернативного не просматривается. По программе
    Минэкономики пенсионеров утесняют всё ближе к прожиточному минимуму;
    получается зазор, в котором ББД, к которому когда-то всё равно придётся
    приткнуться, будет выглядеть нелепо. И держать полстраны на убогом
    российском прожиточном минимуме (это в лучшем случае) - тоже
    добром не кончится.

    Теперь пожелания кураторам сочинителей "Сценарных условий...". Первое,
    представленный в документе консервативный сценарий следует удалить.
    Такое упадочничество в мирное время категорически неприемлемо. Второе,
    также необходимо изъять из текста название "целевой сценарий",
    наталкивающее на мысли о целевом ("от цели") планировании, которое в
    данном случае, что называется, рядом не стояло. Оставшиеся два
    сценария поименовать базовым и консервативным.

    В конце хочу успокоить всех, кому настоящий текст испортил настроение
    мрачной фактурой. Не стоит торопиться с эмоциями. Документ
    Минэкономики - пока только намерения. Как учил великий и ужасный
    товарищ Сталин, "есть логика намерений и логика обстоятельств, и
    логика обстоятельств сильнее логики намерений." Будем надеяться,
    старшие товарищи во власти, которые больше дружат с логикой
    обстоятельств, поправят подслеповатых деятелей от экономики, иначе
    будущие обстоятельства на выборах поправят старших товарищей. В любом
    случае такая субтильная программа в суровом российском климате долго
    не протянет.

             Валерий Антипин  

       








0