60 лет назад, 18 августа, Набоков выпустил "Лолиту" на русском языке.
Роман до сих пор неправильно прочитан. А то и отвратительно перевран.
Например, Дмитрий Быков в статье о Набокове пишет: "Гумберт думал победить соблазн, сделав Лолиту любовницей, а потом и женой, но лишился и Лолиты, и свободы, и жизни". И поскольку терпит крах, поэтому "Набоков выступает здесь самым последовательным моралистом во всей русской прозе - да что там, и в мировой литературе ХХ столетия". И будто бы темой соблазна "Набоков в "Лолите" бессознательно (...) повторяет сюжет "Тихого Дона" и "Доктора Живаго", (...) повторяющих в свою очередь сюжет "Воскресения" Толстого". ("Дилетант" №6, 2018.)
Поразительная глупость!
Совсем не думал он "побеждать соблазн". Он находился внутри него и не собирался ничего в себе менять.
В действительности этот роман - парафраз андерсоновской "Снежной Королевы"!
Гумберт Гумберт - это Кай! Лолита - стихийная Герда! А Куильти - Снежная Королева (без надежды)!
Отклонение Г.Г в педофильство, вызванное детской психической травмой, Лолита своей инфантильной, но неиспорченной душой, вступившей в стихийную коллизию с ним, ИРРАЦИОНАЛЬНО выправляет в любовь к ней вне зависимости от её возраста. И он становится другим, нравственным человеком!
Ведь всех нас любовь подсознательно обязывает к тому или иному НЕ ПО НАШЕЙ ДУШЕ, а по душе тех, кого мы любим больше себя! В этом вся суть, весь смысл, центральное место романа, а не в описании сексуальных сцен педофила и двенадцатилетней девочки.
Окажись или стань Лолита извращённой под стать Гумберту и полюби его такого - и он не перестал бы быть педофилом! И бросил бы её по мере "старения".
По этой логике выстроен мой обратный афоризм: всякая женщина - проститутка, если её бог - сутенёр!
Именно таким образом, а не как иначе, это - фундаменталистское произведение, которое продолжает классическую традицию русской литературы, утверждающую высокую веру в человека.
В "Лолите" через характеры героев и коллизии между ними САМО, без авторского понуждения, складывается художественное доказательство нравственного устройства мира: "правильная" любовь исцеляет извращённую душу! Здесь художественное подтверждение и оправдание правой веры!
Набоков - модернист, а в модернизме "генитальная" тема может стать высоким эстетическим и одновременно нравственным искусством. Это только в постмодернизме утверждается нравственный релятивизм и отменяется понятие "высокого" и "низкого": всё, что считаешь правильным, то и правильно.
(Впрочем, есть, есть в постмодернизме одна непререкаемо "высокая" тема, запретная для глумления - "богоизбранный" народ! Показательный пример - "Горькая луна" Брюкнера. Я всё жду, когда наш Сорокин от стёба над Россией перейдёт на запретное, но, боюсь, не дождусь. Но это совсем другая история.)
Комментарии