Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Набоков и Солженицын.

  • Я много думал, почему Солженицын проехал мимо отеля, где в ресторане его ожидали Набоковы. Потому ли, что, как сейчас выражаются, "заменжевался", что почувствовал в себе неуверенность перед мэтром?

    Язык Набокова так изощрённо художествен, образен, что эстетизирует всё действие и всё пространство, окружающее его героев. 

    Художественный интерес Набокова - человеческий характер "на всех стихиях". И даже уходящий от реальной действительности в игру.

    А дар Солженицына глаголом жечь сердца людей - дар пророка. Вся художественность его текста, "глагол", подчинена нравственному негодованию на тот мир, в котором его герои существуют.

    Как мы знаем, первоначально, до "Архипелага", Набоков нелестно отзывался о языке Солженицына, но зададимся вопросом: мог бы Набоков художественнее переписать "Архипелаг"? И ответ категоричен: нет!

    Написать "Архипелаг" художественнее нельзя! Это беспрецедентно вдохновенная художественная проповедь о мировом зле, которая оказала такое воздействие на мир, что изменила его!

    Оказался восхищён и Набоков! Если бы только "героизмом", то, приглашая, не стал бы обращаться к нему, как к равному, чего первоначально (при уже признанном героизме) не было. 

    Но могли бы Набоков и Солженицын договориться об искусстве? Два русских гения, но один - чистый художник, а другой - пророк, в котором художник вторичен, частность? 

    Думаю, разговор об искусстве не получился бы! Это территория Набокова. Тут он значительнее, но в полноте таланта, в его художественном охвате действительности всё-таки Солженицын!

    Как не получилась знаменитая встреча в ресторане Бунина с Набоковым. Там тоже была коллизия между двумя русскими гениями, которые не имели равенства. Хоть Бунин и был признанным литературным классиком, но по дарованию он не писатель, а поэт. Цель поэта не характер героя, а чувство и само слово, поэтому с писательской точки зрения персонажи его прозы не имеют глубины. Это стихи в прозе, в которой отсутствует драматургия, и поэтому она не поддаётся успешной постановке. Нельзя сыграть стихотворение! 

    Признанная Набоковым "парчовая проза Бунина" не давала Бунину творческого равенства с ним. В то же время без заслуженного перед ним пиетета со стороны "молодого" Набокова встреча не могла получиться и не получилась.

    Вот и Солженицын, как сам Набоков, по-видимому, не собирался выражать пиетет. Только равенство! Да ещё известную его претензию за гражданское равнодушие. 

    Мне кажется, он ехал и думал об этом. Он не чувствовал необходимости поклониться. И уже подъезжая к отелю, решил не останавливаться!

    Что до оценки художественного творчества Солженицына другими нашими гениями, то, например, весьма строгий в своих оценках Иосиф Бродский называл Солженицына "эпическим писателем" и сравнивал с Гомером. И ценил "В круге первом".

-1