Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Татьяна Воеводина. О конце Советского Союза

  • В эти дни много говорят о событиях тридцатилетней давности. О том, как подписали акт о роспуске Союза в охотничьем домике, рассуждают, было ли это законно (очевидно, нет!), что можно было бы выпросить у Запада в обмен (очень многое!), кто за всем этим стоял (теперь ясно: враги внешние и внутренние!) и так до бесконечности. По телевизору то и дело показывают, как съезжает вниз по флагштоку красное знамя Советского Союза. Это действительно впечатляющее и трагическое зрелище: спускается флаг поверженного государства. Побеждённого. Проигравшего войну.

    Но в том-то и дело, что тогда мы, простые граждане, так эти события не воспринимали! Как воспринимали? Вот об этом мне и хочется сегодня вспомнить.

    Мне кажется, бОльшая часть простых граждан роспуска Советского Союза не заметила. Известный историк А.Фурсов в одном из выступлений рассказал, о чём писали газеты в тот день. О пустяках писали. О мелочах и деталях. Это лишний раз доказывает, что главные события как личной, так и общественной жизни проходят мимо сознания, а если и осознаются, то значительно позднее, а то и вовсе не осознаются. Часто цитируют мысль Чехова относительно драматургии: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Жизненная и историческая драма народов подчиняется точно тому же принципу: главное остаётся в тени, а страсти кипят вокруг пустяков или весьма второстепенных деталей.

    Вглядываюсь в даль времени, словно в перевёрнутый бинокль. Что можно различить? Я – молодая, наивная, полная надежд.  По привычке советской пионерки-комсомолки следила за политическими событиями, но понимала в них очень мало. В телевизоре непрерывно ссорились какие-то мелкотравчатые лидеры на вечнозелёную тему «как нам обустроить Россию», а дела не делали. Ну а раз одна болтовня – чего их слушать? Мне всегда казалось (я и теперь недалека от этой мысли), что лучшим способом «обустройства России» является личное участие в каком-то полезном хозяйственном проекте: и себе денежка, и людям польза.

    Болтовни было так много, она была столь всеобъемлющей и безответственной, что люди вскоре перестали придавать ей какое бы то ни было значение – что-то вроде уличного шума. И когда объявили, что СССР больше нет, многие (и я в том числе) подумали, что это опять какая-то болтовня и бюрократические игры в переименование. Тем более что тут же объявили, что теперь будет СНГ. «Зачем? Делать им что ли нечего?» – думали простые люди.

    Что исчезнуть СССР не может – это было чем-то вроде априорной категории рассудка, как не может отмениться закон всемирного тяготения.  Тем более что совсем недавно мы всем народом проголосовали на референдуме за сохранение СССР...

    Неделю назад я поговорила с несколькими пожилыми жителями нашего посёлка о событиях тридцатилетней давности, и все они вспомнили нечто подобное мне.

    Никто ничего не понял: об этом говорит отсутствие каких бы то ни было маломальских протестов. Не было и тени мысли, что вот де мы проиграли холодную войну и за это нас расчленяют. А раз ничего не происходит – и бороться не за что.

    Всего поколение назад, когда танки Гудериана рвались к Москве – простые люди шли в ополчение, часто на верную гибель. Потому что понимали: Отечество в опасности. Мне кажется, осознай люди опасность тогда – пошли бы и тогда. И я бы пошла. И мои знакомые пошли бы.  Но в том-то и дело, что никто ничего не понял. К нам было применено что-то вроде эриксоновского гипноза: наведение гипнотического транса без погружения в сон.

    Непрерывная многолетняя болтовня привела к тому, что мы просто перестали её воспринимать.  И нас просто-напросто обманули, обвели вокруг пальца. Оказывается, это вполне возможно сделать с целым народом. Сознательно это было сделано или наших начальников в свою очередь тоже заморочили и обманули? Возможно и второе. Впрочем это никого не извиняет: ни нас, ни их. Глупость и наивность наказуемы. И в жизни, и в политике.

24

Комментарии

20 комментариев
  • Boris Zotkin
    Boris Zotkin18 декабря 2021 г.-6+9
    Татьяна, вы молоды. Ваши мысли мне понятны. Где то правда, где то ваши домыслы. " "Это действительно впечатляющее и трагическое зрелище: спускается флаг поверженного государства. Побеждённого. Проигравшего войну." С этой формулировкой немного не согласен. Главное, ПРЕДАНОГО ЧЛЕНАМИ ПАРТИИ, под замаскированным названием "коммунистическая". Это предательство началось с времён хруща. Большая часть Коммунистов была выбита войной. И ещё, в войну можно играть только на мониторе ПК. В войну воюют и убивают, а не играют.
    • Зря спешил
      Зря спешил18 декабря 2021 г.+3
      А у вас человек "молод" до какого возраста? И зачем вы оскорбляете коммунистов, которым, по вашей логике, "не посчастливилось" погибнуть на войне?
      • дмитрий жу
        дмитрий жу18 декабря 2021 г.+7
        Не погибшие коммунисты подвели великую идею и страну к краху и исчезновению..., лучшие погибли на войне , а выжившие....,? , победила номенклатура а выживших загнобила , война и ее последствия очень неоднозначная тема.
      • Boris Zotkin
        Boris Zotkin18 декабря 2021 г.+4
        А вы считаете Таню Воеводину старенькой.?. Мне уже 81 год и я имею право всех считать здесь молодыми, красивыми и, надеюсь, здоровыми. Настоящих Коммунистов я не оскорбляю, но поддельных не уважаю. Уж позвольте мне об этом судить в силу своего возраста. Нагляделся я и на тех и на этих. Поверьте, немногоразбираюсь в людях.
  • Павел Артемьев
    Павел Артемьев18 декабря 2021 г.+11
    Да кто из нс тогда вообще понимал, что происходит? Врали-то нам совсем про другое! Кабы знали будущее - так поди по сию пору жили бы в СССР, а дерьмократы - болтались бы по фонарям..
  • Ирина  Журавлева
    Ирина Журавлева18 декабря 2021 г.+8
    Если у настоящих ,по убеждениям ,коммунистов и их сторонников ,все логично и четко - коммунисты и их сторонники захватили Россию в октябре 1917 года ,и всегда гордились и гордятся Октябрьской революцией ,то у их врагов с их контрреволюцией в Перестройку -полная шизофрения ,они одновременно ,и свалили на коммунистов и их сторонников ответственность за свою контрреволюцию ,и одновременно с Перестройки клевещут на тех для оправдания своей Перестройки ,в которую они захватили СССР и поделили его между собой ,и накидали кучу трусливых и бредовых антисоветских мифов о уничтожении СССР ,даже то ,чего просто не может быть ,как у них страны могут сами собой разваливаться ,потому что сгнили ,рассыпаться как карточные домики ,что власть сама себя может оклеветать . запретить свою партию под основанием ,что она преступная ,и оправдать преступления своих внешних и внутренних врагов .
  • Наталия  Шелухина
    Наталия Шелухина18 декабря 2021 г.+1
    Увы, согласна....
  • yuri 54
    yuri 5418 декабря 2021 г.-1+4
    Нет, не беспрерывная болтовня стала причиной , тем более, что болтовня эта была далеко не многолетняя Вот ныне - да, действительно сплошная и многолетняя болтовня и обещания, а тогда всё уложилось в три месяца. Люди сами пожелали убить Советский Союз. И появилось это желание гораздо раньше не только 1991 года, а ещё до прихода к власти Горбачёва. Как это не парадоксально, Союз во многом пал жертвой своего успеха. Стремительный рост уровня жизни при Брежневе привел к еще более резкому росту ожиданий дальнейшего роста. И завышенные и неудовлетворенные ожидания порождали все более нарастающее недовольство. Но гонка вооружений не давала возможности удовлетворить ожидания. Уровень жизни и качество товаров на Западе стали считаться эталоном, а неспосоность советской промышенности соответствовать этому эталону( в виду действительно объективных причин) зародила мысль ,что виноват в эт
  • yuri 54
    yuri 5418 декабря 2021 г.+4
    ожидания (Продолжение).... Уровень жизни и качество товаров на Западе стали считаться эталобъективных причин) зародила мысль ,что виноват в этом социализм и коммунистическая идеология. Прибавте к этому идеологическую составляющую холодной войны — и всё, народ с радостью расстался с социализмом и Союзом заодно! Нужны были лишь ушлые дельцы, чтобы провернуть это дело. И они нашлись, и до сих пор гробят всё то, чего добился социализм за столь короткое по меркам истории время. А добился он того, чего капитализм на Западе добился за все годы своего существования
  • ANT  74
    ANT 7418 декабря 2021 г.+1
    К развалу СССР готовили еще со времен Хруща.
    • yuri 54
      yuri 5418 декабря 2021 г.-2+1
      Это во многом ошибочное мнение, хотя почему-то довольно распространено. Да, ощибки у него были,но....Хрущёв ввёл коллективное руководство в партии— Политбюро. Отныне первое лицо больше не обладало безграничной властью, ибо отвечало перед Политбюро. Политбюро же могло отправить первое лицо в отставку, что и случилось пьзже с самим Хрущёвым. Однако, при нём практически все советские люди гордились своей страной.И было чем! Именно при Никите Союз в 1950-е годы развивался очень быстро и достиг огромных успехов в экономике, всего за несколько лет,во многом догнав, а в чём-то и обогнав Штаты. Но вот с обещанным коммунизмом в 1980 он сделал большую ошибку, и это действительно можно рассматривать как бонбу под Союз
      • Алекс Джонс
        Алекс Джонс18 декабря 2021 г.+2
        Хрущев запретил держать домашний скот и подсобные хозяйства. Что уронило рождаемость среди русских в 2 раза. Он же разрешил аборты.
      • ANT  74
        ANT 7418 декабря 2021 г.+4
        Да нет, именно Хрущ создал неподсудную "номенклатуру", ту самую что и развалила в итоге СССР, возмечтав о виллах на лазурных берегах да о мегаяхтах в монакских гаванях.... Вспомните : все было срежиссироаано и исполнено "как по нотам" : и дебильный "сухой закон", и закрыттие на ремонт сразу всех табачных фабрик, и стопроцентно искусственный дефицит продовольствия и прочих ТМП вплоть до мыла и спичек, и куча телепетросянов из каждого утюга по 25 часов в сутки высмеивающих в откровенно издевательской форме "клятыйсавок", и звонки из обкомов на заводы "завтра к проходной придут автобусы - отправить сто человек на митинг за отмену статьи о руководящей и направляющей роли партии". Ну не могло это быть цепью совпадений, никак не могло....
        • yuri 54
          yuri 5418 декабря 2021 г.-2+1
          Я не буду с вами спорить— бессмысленно Скажу лишь одно — никакая номенклатура ничего бы не сделала, если бы этого не хотел сам народ. А вот причины,почему народ этого хотел ( или в крайнем случае не противился этому) разные,и не только внутренние. И формироаались они задолго до гибели Союза. Давайте будем честными хотя бы сейчас( это касается и автора статьи в том числе) , и признаемся наконец — именно все мы, весь простой люд,не пожелавший больше быть советским народом ,есть главный виновник убийства Союза.
          • владимир кот
            владимир кот19 декабря 2021 г.+2
            и признаемся наконец — именно все мы, весь простой люд,не пожелавший больше быть советским народом ,, Вы о себе или решили за весь народ? А не хотите вспомнить ход событий? горби и его команда, из трусов выпрыгивали, чтобы ухудшить положение, ельцин, НИГДЕ, не заявлял, что он является и будет строить капитализм(по крайней мере в СССР, он этого не молвил ни полслова). Народу до того настохорошел и горби и его ,,реформы,, , что большинство и поддерживало алкаша(что выяснилось позже). Почему руководство Союза, не публиковало речей ельцина, которые он произносил за рубежом? Вот и делаем вывод-это был заговор верхушки.
          • ANT  74
            ANT 7419 декабря 2021 г.+1
            Это понятно, я вообще не про то, что народ хотел/нехотел : япро то, что номенклатура 30 лет аккуратно и последовательно подводила народ к мысли "социализм- ужасно, капитализм - отлично, СССР- тюрьма народов" и т д... А началось все на том самом 20м сьезде.
            • Boris Zotkin
              Boris Zotkin19 декабря 2021 г.+2
              Именно так это и было.
  • гоша максимилианов
    гоша максимилианов18 декабря 2021 г.+3
    Не надо выступать от лица всех, говорите за себя.Мне было понятно что происходит, старался людям объяснять суть происходящего. На меня смотрели козьими глазами, спрашивали не боюсь ли я, что меня поломают. И большинство представляло, что вот теперь они сами, самолично построят для себя любимых светлое и достойное будущее. А сейчас хнычут: обманули, предали.
  • Игорь Семиреченский
    Игорь Семиреченский19 декабря 2021 г.
    Увы, но уместней было бы упрекать не Россию, а именно только благодаря России и СССР уцелевшие и выжившие народы за то, что не спешат благодарно помочь русским, вновь осаждённым врагами, алаверды? Так что и Ленин был вправе рассчитывать на благодарность всех спасённых и возвеличенных Россией и Советским Союзом народов, и Путин теперь расхлёбывает именно неблагодарность и недальновидность оных, а отнюдь не "ошибки" Ленина, чай не бином Ньютона это уже понять-то? Тем более, что "Выбор невелик — либо позволить державам, элита которых захватила монополию на управление делами на планете, продолжать глобальный геноцид в интересах «золотого миллиарда»... И есть другой путь. Продолжить создание семьи-общины, которую русский народ начал образовывать на евразийских просторах"(Порохов С. "Битва империй...", http://oberegnik.com.ua/index.php?), чы зрозумило, алаверды, азохн вэй? А наше дело всегда п
  • Игорь Семиреченский
    Игорь Семиреченский19 декабря 2021 г.
    А наше дело всегда правое, "Мы сдюжим!" (И.В. Сталин)... <img src="https://dl.dropboxusercontent.com/s/bksq725th0l5wnz/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%82.jpg?dl=0" alt=""> https://www.youtube.com/watch?v=2yaQBsMPLdA