Новости партнеров

Самое свежее

Были «Наши» – стали ваши: куда сгинули лидеры этого пропутинского движения? Свобода слова – это не засилье нецензурщины! Виктор Мараховский. Враги прогресса – кто они? Почему постсоветской эпохе приходит конец Александр Росляков. Похороны Путина Сергей Мардан. Армения хочет российской помощи? А признать Крым не хочет?
Загрузка...

Татьяна Воеводина. Назад к советской школе?

  • Патриотическая общественность взывает: верните нам советскую школу!  Широко распространено представление: советская школа была прекрасна, а потом – испортилась. А западнические эксперименты её вконец добили. Вот и надо возродить советское образование. Такие речи я слышала не раз.

    Но можно ли возродить советскую школу? Очевидно, нет. Любой общественный институт связан мириадами нитей со всеми остальными большими и малыми явлениями, обычаями, потребностями, предрассудками своего времени. Ушло время – с ним уходит и свойственный ему общественный институт. Всё это в полной мере относится к школе – важнейшему общественному установлению, накрепко связанному со всем строем жизни общества. Чтобы возродить советскую школу, надо как минимум возродить советскую жизнь.

    И потом вопрос: а какая советская школа, какого периода кажется сегодня столь неоспоримо прекрасной? Если речь о школе хрущёвско-брежневской поры – тут можно сильно поспорить. Все уродства современной школы – высшей и средней – были заложены именно в то время.  Я отлично помню ту пору и ту школу, т.к. сама училась на рубеже 60-х и 70-х. К тому же я – внучка двух учительниц.

    Сгубило советско-российское образование – задолго до ЕГЭ и г-на Калины с его уродствами –  принудительная всеохватность средним образованием. В 70-е годы среднее образование стало всеобщим и принудительным. А началось это вскоре после смерти Сталина, когда система лишь начала  дрейфовать в сторону всеобщего среднего образования.  Впечатляющие цифры: в 1950/51 учебный год в 9-10 классе училось 2 млн., а в 55/56 – уже 6 млн.  В 70-е всем принудительно давали среднее образование.

    Став всеобщим, среднее образование стало очень-очень средним. Двоечники и лоботрясы, а также просто малоспособные ученики твёрдо знали: их обязаны учить. И им всё равно выдадут аттестат. А то, что не просто доступно всем, но и принудительно впихивается всем и каждому – теряет ценность. Так уж устроена человеческая натура, ценит человек  лишь то, чего надо добиваться, что требует личного усилия и доступно не каждому. Среднее образование этого свойства лишилось.  Учиться стали с гораздо меньшим, сравнительно с прошлым, энтузиазмом и напряжением сил. Учителя стали обязаны тащить любого. Я помню ропот педагогической обществености на знаменитое «три пишем – два в уме».

    Совершенно закономерно в вузы стал приходить всё менее подготовленный абитуриент – очень часто просто чтобы продлить счастливое детство.

    Думаю, именно поэтому в те годы потихоньку стала нарастать и техническая отсталость от передовых стран. Только не надо про Космос и прочее! Технический и научный уровень в любой момент отражает школу примерно 20-летней давности. Принудительная всеобщность дала о себе знать примерно в 80-е годы; именно тогда заговорили о том, что мы «отстали навсегда».

    Меж тем в 90-е никто не одумался, а под шумок похожая операция была проделана не со средним, а уже с высшим образованием. Оно стало почти всеобщим: всем нашлись места в разных филолого-экологических. Уже не школьный аттестат, а вузовский диплом стал  всеобщим,  а оттого малоценным.

    Так какую же школу мы хотим возрождать?

    Мне кажется, если уж искать идеи в прошлом и пытаться опереться на традиции, то надо обратиться к школе более раннего – сталинского – периода. Эта идея носится в воздухе, даже издаются школьные учебники 40-50-х годов (т.н. проект  «Сталинский учебник»). Учебник – это хорошо и важно, я очень ценю старинные добротные учебники. Но сам по себе учебник ничего не решит.

    Нужно сделать так, чтобы всеобщей и обязательной снова стала 8-летка. Собственно если замерить реальные знания взрослых людей, в том числе и тех, кто имеет вузовские и кандидатские дипломы, вряд ли их реальные знания не по их собственной специальности превышают 8 классов. Ну а  дальше – техникумы, ПТУ, обучение на производстве и т.п.  Лучшие могут впоследствии идти в вузы, но именно лучшие! Немногие! И вузов должно быть немного.  Когда мои родители заканчивали перед Великой Отечественной войной школу, в Туле было всего две десятилетки, а восьмилеток – довольно много.

    Высшее образование должно снова стать подлинно высшим и ценным в глазах молодёжи. А для этого нужно, чтобы вузовский профессор, как в те давние, «сталинские» времена, был одним из самых высокооплачиваемых и уважаемых тружеников. Они должны оплачиваться на уровне топ-менеджеров банков. Тогда и с них можно спросить, и они, в свою очередь, смогут спросить со школяров, которых смогут отбирать, а не брать всех подряд.

    Образование снова должно стать ценной, желанной, труднодостижимой возможностью. Как это было во времена силы и славы Советского Союза, а не во времена его упадка.

8

Комментарии

23 комментария
  • Павел Артемьев
    Павел Артемьев2 сентября+7
    Насчёт среднего образования - не согласен, в современном технологичном мире это минимум, позволяющий двигаться в жизни. А вот про высшее - это да, обесценилось жутко. И основная причина - его зачем-то стали требовать абсолютно везде, даже там, где оно на хрен не надо. Причём не обязательно профильное. Вот и наплодили оравы реально неграмотного люда с чёрте-какими дипломами..
    • Владимир Попов
      Владимир Попов3 сентября
      интересно, а какое образование, например, у Абрамовича или у Маска?
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов2 сентября+5
    а зачем его поднимать? Образование естественным образом просаживается с разрушением промышленности. Умненькие здесь не востребованы, а если и появятся, то не сомневайтесь, уедут.
    • Владимир Попов
      Владимир Попов3 сентября-1
      А в коммунякии, значит, были востребованы умненькие, а не холуи с партбилетами? "1 сентября 1947 года наш курс будущих врачей слушал первую лекцию... Двадцать рядов большой аудитории поднимались кверху амфитеатром, внизу перед нами висел обрамленный красным бархатом портрет Сталина. Мыс шумом усаживались и долго не успокаивались. На кафедру внизу медленно и грузно взошел лектор солидного вида, в хорошо пошитом сером костюме — сразу видно, что профессор. Несколько минут он ждал прекращения общего шума. Это был заведующий кафедрой марксизма-ленинизма по фамилии Дубинин, и правда — говорил он тоже дубовато. Поздравляю вас, товарищи студенты, с поступлением во Второй медицинский институт имени товарища Сталина! Все вы, товарищи, будущие советские врачи, и вы все должны быть политически грамотны и идейно устойчивы. Без передовой советской идеологии, товарищи, нельзя стать хорошим советским сп
    • Владимир Попов
      Владимир Попов3 сентября-1
      нельзя стать хорошим советским специалистом. Чтобы объяснить, почему нельзя стать хорошим специалистом без идеологии, он раскрыл «Правду» — газету Коммунистической партии (тогда она называлась Всесоюзная коммунистическая партия большевиков — ВКП(б)): "Вот что говорил на Семнадцатом съезде ВКП(б) великий вождь и учитель всех народов товарищ Сталин…" Многое было для нас новым: и анатомия, и латинский язык, и углубленное изучение биологии, физики, физколлоидной и органической химии; мы понимали — это была подготовка к практической медицине. Чего невозможно было понять — зачем нам так много и глубоко изучать основы марксизма-ленинизма? В медицинском институте было семь кафедр так называемых общественных наук: 1. Кафедра марксизма-ленинизма. 2. Кафедра истории Коммунистической партии. 3. Кафедра политической экономии. 4. Кафедра диалектического материализма. 5. Кафедра марксистско-ленинской ф
    • Владимир Попов
      Владимир Попов3 сентября-1
      5. Кафедра марксистско-ленинской философии и еще кафедры подобных отвлеченных коммунистических предметов. Такой «джентльменский набор» общественных кафедр был обязателен для всех высших учебных заведений. В громадной нашей стране жила и благополучно питалась марксизмом громадная армия профессоров и преподавателей этих предметов, все — члены Коммунистической партии, все «идейно выдержанные и политически подкованные» (формулировка того времени для любого карьерного продвижения). А при тех кафедрах были еще студенческие кружки, в которые партийный и комсомольский комитеты института очень рекомендовали записываться для более углубленного изучения предмета.
      • Андрей Широнов
        Андрей Широнов4 сентября-1
        Попов, ну ты как дурачок если честно! Ведь только убогие мазут всех одной краской;-)
        • Владимир Попов
          Владимир Попов7 сентября
          людей не смеши... - нет у Абрамовича образования и диплома; так же как их нет у большого количества весьма значимых в мире людей: Билл Гейтс, Стив Джобс, Генри Форд, Уинстон Черчилль, Джон Рокфеллер, Жак-Ив Кусто, Джеймс Кемерон, Яков Зельдович, Циолковский, Тимофеев-Ресовский, Израиль Гельфанд, Уолт Дисней, Кирк Керкорян, Марк Цукерберг, Томас Эдисон, Говард Хьюз младший, Стивен Хокинг, Луи Пастер, Тед Тернер, Авраам Линкольн, Джон Гленн, Пит Броснан, Верка Сердючка = Андрею Данилко, Джулия Робертс, Ума Турман, Холли Берри, Бритни Спирс, Кристина Агилера, Кэмерон Диаз, Марлон Брандо, Жан-Поль Бельмондо, Лив Тайлер, Вайнона Райдер, Орландо Блум, Киану Ривз, Джон Траволта, Гай Ричи, Деми Мур, Мэрилин Монро, Кристен Стюарт и многие другие.
  • Искандер Смеющийся
    Искандер Смеющийся2 сентября+6
    Высшее образование не должно быть платным. У нас платность преобразуется в формулу "Я заплатил деньги - дайте товар, диплом. А если я не могу сдать сессию, значит, вы плохие люди - деньги берёте. а учить не можете или не хотите". Далее идут огромные доходы ректоров, в десятки раз превышающие зарплаты профессоров, пониженные требования к "платным" студентам. Ну и неравные возможности при поступлении в ВУЗ, когда школьнику-троечнику богатый папа покупает место в институте, в то время как хороший талантливый ученик остаётся за бортом высшего образования.
  • Наталия  Шелухина
    Наталия Шелухина2 сентября+5
    Одно НО. При сохранении платного образования, все остается только мечтами...
  • Валерия Савченко
    Валерия Савченко2 сентября-5+2
    Но если быть до конца честным, то автор предлагает в итоге систему Российской империи, которую Сталин, спохватившись, вернул в значительной мере.
  • Иннокентий Аврохин
    Иннокентий Аврохин2 сентября-1+5
    Согласен с автором полностью. Обесценивание образования сейчас идёт полным ходом. Я учился ещё при Сталине. При переходе в пятый класс сдавал экзамен, при переходе в восьмой класс тоже сдавал экзамены, за 10 класс я уже сдавал экзамены по 11 (одиннадцати) предметам! В аттестате даже указано(оценивалось) моё поведение в школе (плохое, примерное, отличное). Последние два класса меня готовили уже к профессии будущего рабочего и крестьянина(колхозника). Потом поступил в институт, тоже по конкурсу. Я почему то думал раньше, что если человек платит за высшее образование, то уж за свои деньги то он должен отлично учиться. Ошибался.
  • Иннокентий Аврохин
    Иннокентий Аврохин2 сентября+6
    Сейчас бабло на первом плане, заплатил и получай любой диплом и аттестат. Поэтому и имеем таких специалистов, что в мусорщики опасно брать.
  • гоша максимилианов
    гоша максимилианов2 сентября+3
    Наличие диплома ещё не говорит о наличии высшего образования: можно на троечках, в толпе,протерев 5-6 пар штанов получить заветную книжицу, даже купить её. Можно стать дипломированным подобием затянутой паутиной и покрытой пылью этажеркой с учебниками, не умея применить знания в практике. Можно стать грамотным специалистом, толковым инженером, научным сотрудником, врачом, педагогом... И вот тут запиночка. В советском обществе сложилось мнение, что наличие высшего образования образования подразумевает и высокие моральные качества. А оказалось, что умный обрзованный подлец опаснее дурака. Отсюда кастовость, раскалывающая общество по принципу "я начальник - ты дурак". Рабочий формально мог быть представлен в любых органах власти без права голоса, так, для проформы. Почему и приехали к "91 году. Помните поговорку:" Ума нет - иди в пед, стыда нет - иди в мед".
  • гоша максимилианов
    гоша максимилианов2 сентября-2+1
    И ни к чему притягивать к ответственности за это Сталина и умиляться дореволюционной организацией народного образования.Вот такие подленькие обладатели дипломов о высшем образовании и передёргивают рескрипт царского министра образования со словами Ленина о том, что кухарка должна быть достаточно образована, чтобы мыслить по-государственному. Можно и дальше продолжать.
  • Борис Кедров
    Борис Кедров2 сентября+3
    Автора статьи поддерживаю полностью. Я 40 лет преподаю. Хорошо видел, как уничтожалось лучшее образование в мире реформаторами. Подменили духовные ценности. Знания- компетенциями. Принципы -толерантностью. Целенаправленно уничтожалось и образование, и главное, воспитание. Без воспитание, создания человека любой изм (социализм, капитализм) превращается в азм. Т. е маразм.
  • дмитрий жу
    дмитрий жу3 сентября-2
    автор взглянула в корень..., но политкорректно, полностью с ней согласен. В принципе советская школа была больше пропагандистко- воспитатательным заведением, но это стало заметно потом, дореволюционне образование по слухам было крепким, но не всем доступным, возможно это и правильно, но неоднозначно, да образование нуждается в реформе.., возможно в "сталинской модели" есть рациональное зерно, в конце концов она тоже основано на смеси эксперементальной педагогики 20-х и классической гимназии, образование должно быть профессиональным..., а фетиш высшего образования весьма сомнителен, человек должен учиться всю жизнь..., на либеральном западе успешно существует система continue learning, курсы, сертификаты, дипломы...реальные знания в достаточно узких областях, но аттестат зрелости надо реально заработать..., хотя можно и обойтись без него..., химера современного российского образования и
  • Татьяна Татьяна
    Татьяна Татьяна3 сентября+4
    Концепция автора что-то смутно напоминает.- А, систему образования в "России, которую мы потеряли" с ее церковно-приходскими школами. - Вот уж тогда был технологический рывок, так рывок - все страны в сторонке нервно курили, в том числе и Англия с Германией.
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов3 сентября-1+4
    Автору минус! Давайт отказывать лоботрясам так же в бесплатной медицине, защите органов правопорядка и т.д.! Они ведь не люди. Да и многие лоботрясы вырастая рвали себе на голове волосы из за того, что плохо учились в школе! ЛЮДИ МЕНЯЮТСЯ АВТОР! Либерал-олигархия компрадорского типа уже и так сделал недоступной и образование и медицину и науку! Автору посоветую стать вновь ребёнком чтоб у неё были родители получающие 15 т.р. зарплаты и пытающиеся на это прожить! А она пусть при этом попытается получить образование!!!
  • владимир кот
    владимир кот3 сентября+1
    Как это было во времена силы и славы Советского Союза, а не во времена его упадка,, А давайте определим, когда произошел, этот упадок?
  • гоша максимилианов
    гоша максимилианов3 сентября-2
    Интересно, какой идиот поставил минус?
  • Павел Артемьев
    Павел Артемьев3 сентября+1
    Абрамович - Ухтинский индустриальный институт лесотехнический факультет. Маск - Пенсильванский университет бакалавр экономики и бакалавр физики...
    • Владимир Попов
      Владимир Попов7 сентября
      Джулия Робертс, Ума Турман, Холли Берри, Бритни Спирс, Кристина Агилера, Кэмерон Диаз, Марлон Брандо, Жан-Поль Бельмондо, Лив Тайлер, Вайнона Райдер, Орландо Блум, Киану Ривз, Джон Траволта, Гай Ричи, Деми Мур, Мэрилин Монро, Кристен Стюарт и многие другие.