Новости партнеров

Самое свежее

Александр Росляков. В Париже опять беспорядки, в России опять тишина... Своевременные мысли На карачках от коронавируса Андрей Нальгин. ЕР должна взять верх на выборах любой ценой, даже весьма опасной... Церковная оптимизация в России: просто анекдот! Эль Мюрид. Террористическая супервакцина Мясникова Александр Маленков. Лучше перестраховаться – или цензура по-российски
Загрузка...

Татьяна Воеводина. Зачем нам распределение после ВУЗов? Без него они теряют смысл…

  • Даже малая правительственная инициатива, если она здравая, вселяет надежды. Слишком уж мы устали жить в токсичном тумане вымышленного мира.

    Таким шагом явилась объявленная цель – сделать медицинское образование целевым. Чтобы люди учились не вообще, а для работы в тех больницах и поликлиниках, где они нужны. То есть то самое советское распределение молодых специалистов – и не в момент выпуска, а до начала учения. Это очень верно, и это нельзя не приветствовать.

    Я уверена: если наша страна намеревается двигаться вперёд, надо распространить эту практику на всё без исключения высшее образование. Поступая в вуз, человек должен понимать, где он будет трудиться после выпуска.

    Сделать это мгновенно, за один сезон – нельзя. Однако надо понимать, в каком направлении двигаться. Образование должно стать целенаправленным.

    Сегодня оно – бесцельно и ни на что не направлено. Вернее направлено на сбор денег с населения. А сбор осуществляется путём удовлетворения невротической потребности родителей что-то сделать для детей. Иначе я не могу объяснить, зачем небогатые люди оплачивают своим едва успевающим оболтусам обучение во всяких финансово-юридико-лингвистических университетах, которые очевидно не приведут ребёнка ни к каким заработкам.

    Но есть еще и немало бесплатных мест. Это значит, что само государство оплачивает подготовку тех, кто в принципе не нужен – этих бесчисленных юристов-экономистов-филологов-политологов. Забавно: все принялись учиться на экономистов именно тогда, когда было объявлено, что экономикой руководить не нужно, всё сделает невидимая рука рынка. А когда все стали пользоваться Гугл-переводчиком и на переговорах использовать только английский – число заведений, где учат на переводчика – выросло в разы. Даже когда был один Иняз, его выпускников распихивали с трудом, а теперь – это полная безнадёга. Если на 20 лет объявить мораторий на выпуск всех этих «лингвистов» – никто этого и не заметит, столько их уже навыпускали.

    Ещё однва специальность, разросшаяся до размеров гомерических – журналистика. Что ни барышня, то журналистка; слетаются, как мотыльки на лампу, на мечту о телевидении. Журфаки, которых при советской власти было штук пять на всю страну, теперь в каждой подворотне.

    Надо перестать морочить голову молодёжи и честно закрыть 9/10 гуманитарных мест. Это постыдная обманка: готовят дипломатов, а получаются развозчики пиццы. Обманывать вообще плохо, а детей – вдвойне.

     

    Нужны ли гуманитарии? Очень. Но их должно быть мало, и они должны быть очень качественные. Штучные. Надо сделать так, чтобы их учителя получали достойную зарплату, имели время и мотивацию заниматься со своими учениками индивидуально, потому что специалисты гуманитарного профиля нужны только очень качественные. Средний сантехник – гож, средний специалист по международным отношениям или какой-нибудь межкультурной коммуникации – это несчастный, неприкаянный, никому не нужный, обманутый горемыка.

    Кто нам сегодня нужен? Специалисты лесного комплекса например. Дорожные строители и проектировщики. Если мы хотим осваивать нашу громадную территорию, надо строить коттеджные посёлки. Значит, надо разработать локальную систему жизнеобеспечения этих посёлков: тепло, свет, вода, отходы. Нужны образованные инженеры, способные это делать. Специалисты по переработке мусора.

    Словом, нужны мусорщики, а готовят юристов-международников.

    Образование в нашей стране не должно быть коммерческим. Коммерческими могут быть разного рода дополнительные курсы для уже работающих гражданин. От нейролингвистического программирования до вышивания бисером.

    Если у нас начнётся индустриализация, нам и нужно образование для индустриализации, а не пенсионерства и пустопорожнх развлечений. Идеально, чтобы все имели рабочее место с самого начала. И это не так уж невозможно! Пваркень учится в ПТУ при заводе, потом, положим, в техникуме. Хорошо учится – его пошлют в вуз; может быть, будут платить стипендию, и он вернётся на свой завод.

    Школьник должен понимать, поступая в вуз, что по окончании должен будет уехать по распределению лет на пять. Не хочешь? Ну и не поступай. Расхотел потом? Верни деньги за обучение. В сути будет то же самое, что нынче платное обучение. Мне кажется, сами молодые люди будут рады иметь гарантию рабочего места с приличной зарплатой.

    А что делать с мириадами вузов, которые готовят «специалистов» в пустоту? Прежде всего перестать их финансировать. Надо радикально сократить гуманитарные специальности (сюда, безусловно, входит и экономика). Делать это по возможности мягко – но понимать: нельзя достичь серьёзной цели, никого не обидев и не задев.

15

Комментарии

12 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов26 января+5
    Цитата: "Забавно: все принялись учиться на экономистов именно тогда, когда было объявлено, что экономикой руководить не нужно, всё сделает невидимая рука рынка". Автор прекрасно сам отвечает на вопрос, который поставил . Рыночная капиталистическая экономика, да ещё к тому же компрадорского типа, не предполагает знания того, кто ей нужен, тем более - через несколько лет. Единственное, что известно, так это то, что индустриализация ей при нынешней власти не грозит. Но учить-то кого-то и чему-то надо, нельзя же прямо сказать, что может так случиться, что ни в каком качестве вы нам будете не нужны.
  • Варвара Токарева
    Варвара Токарева26 января
    Всё так уже было в Чили, когда с неё начали срисовывать в РФ.
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов26 января-3+2
    Автору очередной минус за введение в заблуждение народа по поводу улучшения ситуации в России при Путине! Это касается и образования и увеличения дол промпроизводств и много много другого!
  • Павел  Семёнов
    Павел Семёнов26 января-1+2
    "Чтобы люди... я уверена... должен понимать... надо понимать... надо перестать... но их должно... надо сделать... надо строить... надо разработать... нужны... не должно... нам и нужно... чтобы все имели... должен понимать... должен будет... прежде всего... надо радикально..." --- Где-то я это слышал, читал... Воеводина, списывать нехорошо!
  • Павел Артемьев
    Павел Артемьев26 января+3
    Пока офисному планктону всех мастей платят сравнимо или больше чем работягам - ситуацию не изменить никак. Дурных нэма - за гроши у станка или в чистом поле вламывать. Или ехать в далёкую деревеньку. При Советской власти это чётко понимали - посему и зарплаты у тех, кто занимался делом - были не в пример выше чем у протирателей штанов во всяких НИИ и прочих шарагах..
  • владимир кот
    владимир кот26 января+2
    Наивность поражает. Вот опять что-то пообещали-и что?
  • Kofesan Doc
    Kofesan Doc26 января+3
    Всё верно. ведь кафедры и ученые советы создаются не по потребности государственных программ развития, которых попросту нет, а факультеты и специальности не по к-ву заявок от промышленности, КБ, спроса на специалистов. В условиях, когда на одно открытое пр-ство приходится 8 обанкротившихся планировать бессмысленно. К-во ВУЗов равно к-ву детей у ректоров, к-во кафедр равно к-ву детей у профессоров (а теперь "академиков"). После развала СССР высшая школа плывёт туда, куда захотят "кормчие" исходя из личный устремлений. Научные работы - бред сивой кобылы. "Академик", "профессор", "кандидат наук" покупается, в том числе и за бартер. Есть исключения, но в там, где пока ещё есть задел, ушедших ещё во времена СССР научных достижений по сравнению с западом. Остальные варятся в собственном соку. Точнее маятся от безделья. А государство всё это финансируют в бешеных объёмах. Собственно, исключител
    • Михаил Свобода
      Михаил Свобода27 января+1
      Госплан должен определять сколько выпускников, каких профессий понадобится в каком году. Так было в СССР
      • Павел Артемьев
        Павел Артемьев27 января+1
        К сожалению - в условиях так называемого свободного рынка это практически невозможно планировать.
  • Kofesan Doc
    Kofesan Doc26 января+3
    ... Собственно, исключительно ради престижа. Ведь сказать , что с 1-ого числа N-ого года 98% всех вузов больше не финансируется, значит расписаться в абсолютной импотенции. А что вы хотели от одной извилины главы. И то которая от фуражки.
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников27 января+1
    Распределение специалистов после окончания ВУЗ-ов имело смысл в Советской России, когда страна планово развивалась и специалисты были нужны в развивающихся районах. А сейчас чего? Сейчас профессиональные специалисты стране вообще не нужны. Ведь в правительстве Медведева не было ни одного профессионала - только нужные госчиновники.
  • Валерия Савченко
    Валерия Савченко27 января
    Трудно было перед написанием посмотреть распределение бюджетных мест? Времена обилия бюджета на юристов-экономистов закончились более 5 лет назад!