Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Татьяна Воеводина. Цифровая слежка – это царство порядка или политический концлагерь?

  • Великие дела творятся в соседнем Китае! Там с помощью цифровых технологий повседневно следят за всеми гражданами. И не просто следят – принимают по итогам слежки быстрые и действенные меры.

    Там заработала система социальных рейтингов.

    «Нарушение ПДД, критика власти в соцсетях и плохие отношения с соседями снижают социальный рейтинг граждан Китая. В качестве наказания власти лишают провинившихся многих привилегий, в том числе возможности путешествовать. Китайские СМИ отчитались о первых успехах национальной системы оценки благонадежности, которая к 2020 году охватит 1,4 млрд. человек и уже сейчас затрагивает жизни миллионов китайцев», – сообщают новости.

    Противоречит ли такая система свободе? Если вслед за Гегелем свободой считать осознанную необходимость, а вслед за отцами демократии полагать, что моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека, то нет, не противоречит.

    Если свободой считать возможность пакостничать исподтишка и иметь значительный шанс улизнуть от ответственности – то да, противоречит.

    Эта система охраняет законопослушного человека от происков жулика и проходимца. Почему жулика? Да потому что именно жулику и выгодно, чтобы о нём ничего не было известно: где он учился, работал, откуда приехал, на что, где и с кем живёт, как себя ведёт. А законопослушному гражданину по сути нечего скрывать.

    Когда-то и не скрывали: люди жили согласно прописке, часто в ведомственных домах по соседству с сослуживцами, работали согласно трудовой книжке, кадровики всё про всех знали. Это в лихие 90-е многие начали выдумывать себе прошлое и настоящее, явились фрики вроде «генерала Димы», если кто помнит… Ну и понеслось: ни о ком ничего внятного узнать нельзя, все шифруются и наводят тень не плетень.

    Пуще всего, понятно, оберегаются интимные секреты финансового свойства, но тайной объято всё: даже в классном журнале нельзя записать адрес и место работы родителей, если с них не взята бумажка о согласии на обработку персональных данных.

     

    Меж тем если государство действительно намерено организовывать жизнь в стране, то ему очень полезно иметь самую подробную информацию о её гражданах. Чем подробнее, тем лучше. Желательным это было всегда, но технически возможным стало только теперь, благодаря новейшим технологиям – и собрать, и обработать.

    Если информация есть – можно действовать: лучших – награждать, худших – лишать каких-то «пряников». Что и начали делать в Китае. В этой ситуации ничто не остаётся без внимания: припарковал машину на газоне или напился пьяным – минус; поучаствовал в субботнике – плюс (это просто пример; есть ли субботники в Китае – не знаю).

    Человеку становится выгодно вести себя прилично. Высоколобый моралист скажет: надо вести себя прилично не ради награды и вообще жить по совести. Это верно, но одно другому не противоречит: положим, студент хорошо учится из любви к предмету, одновременно желая получить стипендию и опасаясь, что выгонят. Так что кнут и пряник совсем не плохая воспитательная система, зарекомендовавшая себя с начала времён.

    Кроме того дисциплинированное поведение, как всякий навык, упражняется и после ряда повторений становится привычкой. Научились же люди не курить где попало. Так что для обычных людей всеобщий контроль – это вовсе не страшно и не репрессивно. А качество управленческих решений возрастает.

    Но начать надо – с высших, богатых и властных. Даже не начать – просто сделать эту систему единой для всех. Например о каждом должно быть известно, где он проживает и какая недвижимость ему принадлежит. Мало того, наведя телефон на какой-то дом, гражданин должен иметь возможность узнать, кто в теремочке живёт, кто им владеет и т.д. Техническая возможность есть, и она уже осуществлена в отношении туристических объектов.

    Очень многие чиновники, и бизнесмены, начинавшие свой путь в 90-е, далеко не смогут объяснить происхождение своих активов. Ну ладно, будем гуманистами: объявим нажитое до данного момента – легальным. Но ведь всё равно имущество надо будет открыть! И отчитываться о дальнейшем его приросте. Вот ужас-то! И невозможно будет то, что итальянцы называют «спрятаться за палец»: переписать особняк на тёщу, а автомобиль за пять миллионов водить по доверенности, выданной одинокой старушкой. Вот именно поэтому у нас нервно оберегают privacy.

    Когда речь заходит о всеобщей прозрачности, кто-то непременно заговорит о гестапо, доносах, тоталитаризме. Да, такая система может сделать жизнь как безопасной и справедливой, так и превратить её в худший род ада.

    Если эта система – для всех, она благотворна; если же она «для быдла», а «для своих» она не действует – вот тогда это впрямь «цифровой концлагерь». Высшие и властные должны выделяться в этой системе только тем, что их жизнь должна быть ещё более прозрачной, чем жизнь простого человека.

    Как этого достичь – второй вопрос. Прежде чем его обсуждать, надо уяснить, чего именно мы собираемся достигать.

13

Комментарии

17 комментариев
  • владимир кот
    владимир кот2 июня 2018 г.+2
    через Думу такой закон(о полной слежке за высшими чиновниками)не пройдет.они же не самоубийцы.а я бы добавил,попался чиновник-депутат на неблаговидных делах-ему 5-ку сверху(кому много дано,с того спрос особый)
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков2 июня 2018 г.+6
    Формула :Честному человеку нечего скрывать имеет две стороны. Честному человеку нечего скрывать если вокруг живут все честные люди. Но если честный человек живёт среди жуликов и мошенников, то открытость может нанести ему много вреда. А если правительство состоит из жуликов и мошенников, то честному человек придётся очень нелегко.
  • Рососвет Солнечный
    Рососвет Солнечный2 июня 2018 г.+1
    Политический скунслагерь у нас уже давно сложился.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов2 июня 2018 г.-1+1
    Цитата: "Нарушение ПДД, критика власти в соцсетях и плохие отношения с соседями снижают социальный рейтинг граждан Китая". А если власти достойны критики, а соседи оказались сами плохими и оклеветали праведника. Получится, что достойный гражданин, будет подвергнут несправедливому наказания, что есть грубое нарушение его свободы. Гегель ничего не смог сказать о свободе, так как его определение свободы содержит неизвестное "необходимость", что так же неопределимо в рамках его теории. См. мою ст. "Свобода как условие развития общества", где понятие свободы имеет устойчивый базис для её определения.
  • Алексей Крутов
    Алексей Крутов2 июня 2018 г.+3
    Молодец Татьяна! Прямо в лоб и быка за рога! Жизнь чиновников у власти, депутатов и олигархии должна быть намного прозрачной, чем жизнь простого человека-труженика. Власть обязана через СМИ воспитывать народ, а не развращать и контролировать его везде и всюду. А Народ должен иметь право контролировать власть, чтобы она не скурвилась... Не имея правильной Цели, спорить о способах достижения Благосостояния общества бессмысленно. Значит, надо бы прежде определиться с Национальной Идеей, с Идеологией, с нравственными ориентирами, а не следовать по- обезьяньи модным прозападным трендам...
  • Вадим Б
    Вадим Б2 июня 2018 г.-2+1
    Первая статья, наверное, которую я прочитал и не хочу "плюсовать". Тут прямо какое-то воспевание полицейского государства тотальной слежки. Ну ладно, если допустить, что вверху порядочные люди и они следят, что там внизу. Конечно, и такой вариант сплошное паск...ство, но ещё можно понять. А вариант, когда бандиты, воры и коррупционеры следят за "низами", чтобы они не "бузотёрили" и не мешали им воровать - это уже совсем печально... Честному человеку нечего скрывать? Давайте письки в окно показывать, раз скрывать нечего. Это кобелю скрывать нечего, он где поймал с..ку, там и ...
    • Андрей Громадский
      Андрей Громадский3 июня 2018 г.-2
      Баранов, вы очень странный человек, во всём вам мерещится измена, подлог. Знаете почему? Потому что вы заражены двумя смертными человеческими грехами: мнительностью и сомнением. А мнительность и сомнение - эти два удава, которые напрочь пресекают эволюционирование человека и направляют его по кривой дорожке.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов2 июня 2018 г.-1+1
    Поясню ошибку Гегеля в определении понятия свободы. Если бы все люди одинаково понимали необходимость и это было правильным, то осознание этой необходимости привело бы к правильному пониманию свободы на личностном уровне. Однако если сама организация общества (политико-экономическая система, свод законов в обществе) не соответствует воплощению этой свободы на личностном уровне, то личностной свободы и не будет. Поэтому для воплощения понятия свободы необходимы два условия: единообразие в понимании необходимости для всех членов общества, то есть свод моральных ценностей, а также организация общества во всех аспектах в соответствии с этим. У Гегеля ничего этого нет. А о втором он даже не думал.
  • Вадим Б
    Вадим Б2 июня 2018 г.+1
    Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боев она врывалась в стих, когда под пулями от нас буржуи бегали, как мы когда-то бегали от них.
  • Вадим Б
    Вадим Б2 июня 2018 г.+1
    Потомки, словарей проверьте поплавки: из Леты выплывут остатки слов таких, как «проституция», «туберкулез», «блокада». Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката. http://slova.org.ru/mayakovskiy/vovesgolos/
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов2 июня 2018 г.+2
    Правильно Бахматов отметил, свобода имеет смысл только в равноправном обществе в противном случае это весьма негативный концепт и несёт исключительно разрушительные последствия. В Библии, на редкость умной книге, о свободе нет ни слова, тот кто писал знал, что свобода во взаимоувязанном обществе ведёт к постоянным болезненным конфликтам. Свободу надо заслужить и дорога к ней весьма длительна. Реальная свобода возможно только с отменой денег, надуманной сущности, которая как программный вирус не даёт системе работать слаженно. То, что сейчас проталкивают в массы как свободу, таковой не является. Не даром Гитлер, говоря о функции управления порабощенными массами, сказал, что достаточно дать людям неограниченную свободу и общество само создаст себе концлагерь.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов2 июня 2018 г.-1
      Есть одно "но". Большая нелюбовь к деньгам, точнее, к их функциям у народа возникает в связи с тем, что в современном обществе они несут функции капитала, что означает порабощение людей. Порабощает это для всех: и тех, у кого их нет и тех, кто не знает, как их потратить. Первых - по вполне понятным причинам, а вторых в связи с возникновением маниакальной страстью к увеличению накоплений. Однако функции денег как меры стоимости, средства обращения и средства платежа будут иметь место до тех пор, пока не возникнет общество всеобщего изобилия, о котором мечтал молодой Маркс. Возможно, что он прав, но пока такая перспектива не просматривается.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов2 июня 2018 г.-1
    Извините, ........."Порабощает это для всех: " следует читать "порабощает это всех..."
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко3 июня 2018 г.
    Я не знаю, как там в Китае. Я там ни разу не был. Я знаю, как будет в России, если ввести подобные правила. Будет очередное "в мире животных": ещё большее рабство и ещё большее скотство и несправедливость. В России иначе не бывает.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов3 июня 2018 г.-1+2
      Слава, я не знаю, как там было в Германии, но раз она берёт таких, как Кащенко, то хорошего не жди))
      • Слава Кащенко
        Слава Кащенко3 июня 2018 г.
        Поедь хоть раз в Германию да посмотри своими глазами, как хорошо живут там, куда приехал Кащенко )))