Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Татьяна Воеводина. Учиться рад – распределяться тошно. Зачем тратиться на не нужных нам спецов

  • Депутат Госдумы Сергей Вострецов подготовил поправки в Закон об образовании, обязывающие выпускников бюджетных отделений вузов работать по распределению.

    Дело это не новое: ещё в 2012 году была такая инициатива. Началась она почти случайно: во время визита Медведева в Мурманск сотрудники ОАО "Апатит" пожаловались на нехватку врачей – и тогдашний президент Медведев предложил заключать со студентами-бюджетниками договора об отработке по профессии.

    Но тогдашний депутат Госдумы Владимир Бурматов заявил, что нет предпосылок к возврату существовавшей в СССР системы обязательного распределения молодых специалистов после ВУЗов: "Мы живем в другой стране с другими экономическими потребностями". Но с какими?

    Тема распределения выпускников ВУЗов эпизодически возникает – и глохнет. Почему? Да потому что в нынешних условиях распределение неосуществимо. Оно – атрибут плановой экономики. Её неотделимая часть. И начинать надо с плановой экономики, а не с распределения. Говорить сегодня о распределении – это рассуждать о цвете обоев, когда у дома нет фундамента и стен.

    Прежде чем что-либо распределять, надо сначала это произвести. В нашем случае подготовить специалистов нужного профиля. А чтобы их подготовить в должном количестве и надлежащего качества – нужно знать, сколько их потребуется, каких и какого уровня квалификации. А для этого нужно знать, что мы собираемся делать – сегодня, завтра, через десять лет. Именно для этого нужно иметь народнохозяйственный план.

    Подготовка специалиста – процесс долгий: квалифицированный рабочий – два года, техник – три, инженер – целых пять. Значит, и горизонт планирования должен быть соответствующим. Планировщик должен представлять себе хотя бы в общих чертах, какие работники потребуются через три, пять, десять и даже, страх сказать, через двадцать лет.

    Работник с его знаниями, умениями и навыками – инструмент, как бы цинично это ни звучало. Определить, какой нужен инструмент, можно, только зная, что мы собираемся изготовлять. А что мы, в самом деле, делать-то собираемся? Этого сейчас не знает никто. Сочиняются разного рода концепции и программы, но все они – просто благие пожелания, а не планы.

    Что такое план? Это цель, ресурсы, ответственные, увязка с другими планами. Если всё это определено – значит, план. Если нет – маниловщина.

     

    Более-менее уже сегодня можно распределить врачей-учителей. Но и это непросто: пока не понятно, будет наш народ стекаться в несколько гигантских агломераций или жить в небольших поселениях. А от этого зависит, где и какие должны быть школы и поликлиники. К тому же врачам-учителям нужно не только рабочее место – но и квартира, какая-то социальная инфраструктура. Иначе – сбегут, и ищи их свищи.

    В проекте депутата Вострецова есть верная вещь: распределение лет на пять. Именно за этот срок человек может укорениться и стать подлинным специалистом – после ВУЗа он всего лишь заготовка для будущего специалиста.

    Ну, хорошо, врачей и учителей так-сяк пристроим, а другие? Нужны нам или нет инженеры и техники? Какие и сколько? На этот вопрос может ответить только народнохозяйственный план. Которого как не было, так и нет. И скоро вымрут люди, которые что-то в этом понимали.

    Поедут ли сегодня молодые люди в глушь на работу, как некогда их деды и прадеды? За хорошие деньги, да на интересное дело, да за перспективой карьерного роста – мне кажется, поедут. Молодым хочется настоящего дела, им надоело пустопорожнее прозябание. Но в любом случае им нужно жильё.

    И ещё такой вопрос возникает: если государственного спроса на специалиста такого-то профиля сегодня нет – надо ли отменять бюджетные места по этому профилю? Логически рассуждая, вроде бы так. Но тогда надо немедленно прекратить готовить за казённый счёт юристов, экономистов, лингвистов, журналистов, которых сейчас и так переизбыток.

    Кое-что в этом направлении сделано: в МГУ есть несколько факультетов, где бесплатного обучения нет вообще: иностранные языки, телевидение, глобальная политика. И такой подход кажется мне разумным: государство должно платить лишь за то, в чём сейчас и на перспективу заинтересовано. Но всё это полумеры: в основе всех решений должен лежать план – а его-то и нет, и подступиться к нему вся королевская рать во главе с Путиным боится.

    Так что начинать надо с плана. А уж он уточнит все детали по распределению молодых специалистов, на которых затрачены большие государственные деньги – но без малейшей пользы нашей нынешней экономике и производству.

4

Комментарии

10 комментариев
  • Рафик  Кулиев
    Рафик Кулиев30 апреля 2018 г.+1
    Идиотизм этого депутата как нельзя лучше показывает то, что он не понимает, что предприятие, куда распределён выпускник ВУЗа, может обанкротится ещё до того, как будет окончена учёба.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов30 апреля 2018 г.
      Рафик, если бы у него был выбор только между вами и мной, то без всяких сомнений, он выбрал бы вас.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов30 апреля 2018 г.+2
    Несколько гигантских агломераций - это тупиковый путь развития России. Проблема разумной заселённости территории России есть следствие порочного экономического устройства, и не может быть решена без изменения оной. Смысл изменений - это создание условий для предпринимательства по всей территории, на основе общенародной собственности на ср. пр-ва, землю и природные ресурсы. Система образования при этом должна быть широкого профиля (как в СССР) с тем, чтобы человек, получивший его, мог легко адаптироваться в любой смежной отрасли. В СССР высшее образование давалось для того, чтобы дальше молодой специалист мог самостоятельно быстро научиться тому, что потребуется. Буржуазное образование - антипод этому.
    • Виктор Санин
      Виктор Санин1 мая 2018 г.
      Наше образование по своей востребованности опустилось ниже плинтуса! Самое проблемное явление, - теневая Экономика, составляющая 38% ВВП и здесь совсем не нужны квалифицированные работники! Где ПТУ, техникумы и узкоспециализированные учреждения? Наши юристы-экономисты это просто бездари и будущий контигент для чиновничей, всепожирающей рати!
  • Рафик  Кулиев
    Рафик Кулиев30 апреля 2018 г.
    Бахматов, предложи все свои гениальные планы В. Путину, может он назначит тебя премьер-министром? Спеши, до 7 мая ещё есть время.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов30 апреля 2018 г.
      Рафик, если бы у него был выбор только между вами и мной, то без всяких сомнений, он выбрал бы вас.
  • Рафик  Кулиев
    Рафик Кулиев30 апреля 2018 г.-1
    Весёлый сайт этот ПУБЛИЦИСТ. РУ. Что ни автор, так УО.
  • владимир кот
    владимир кот30 апреля 2018 г.+1
    Весёлый сайт этот ПУБЛИЦИСТ. РУ. Что ни автор, так УО. ,, надеюсь,что вы имеете ввиду и себя.критика полезна,а вот критиканство с оскорблениями,просто свидетельствуют о об развитии мозга автора.насчет статьи,путино-кудриское правительство явно в тупике,а вместе с ними и страна.
    • Рафик  Кулиев
      Рафик Кулиев30 апреля 2018 г.+1
      Никак нет, ибо тут автором является тот, кто попадает в рубрики "САМОЕ СВЕЖЕЕ" и "САМОЕ ИНТРЕСНОЕ". Меня здесь нет. Для редакции ПУБЛИЦИСТА. РУ, такие, как я, спам или просто "мусор". Я не расстраиваюсь. Меня и не так называют. За что? Только за то, что я называю вещи своим именами.
      • владимир кот
        владимир кот30 апреля 2018 г.
        ну и славненько.не теряйте оптимизм и все наладиться.