Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Татьяна Воеводина. Сельский вопрос: в России он может довести слона до грыжи!

  • «Крестьянские ведомости» продолжают публикацию выступлений на недавних парламентских слушаниях аграрного комитета Госдумы на тему «Правовые и социальные аспекты развития сельских территорий». В них участвовали руководители фракций Госдумы и около 700 представителей регионов…

    В СССР была такая шутка: как слон может получить грыжу? Если вздумает поднимать сельское хозяйство. Сегодня этот самый слон мог бы заработать мозоль на языке, если б вздумал конкурировать с политиками и экспертами, рассуждающими о сельском хозяйстве. И, знаете, порой говорят даже резонно, но в целом оставляет ощущение какой-то легковесности и ненадёжности.

    Мне, как низовому сельхозпроизводителю, как-то неохота браться за большие многолетние проекты, боязно. Кто его знает: что там у них, в верхах, на уме… Нынче сельское хозяйство вроде как в тренде, а что завтра – Бог весть. Кстати один фермер у нас на районе недавно спросит: «В тренде – это когда трендят много?»

    Словом, про сельское хозяйство сегодня «трендят». Отчего же чувство неуверенности? Думаю, оттого, что нет у нас плана, перспективы. А план нужен. И не год-два, а на пятьдесят. Напомню, ежели кто забыл, план – это цель, выраженная количественно; сроки, ресурсы, ответственные, увязка с другими планами. А не дорожная карта и не благие пожелания.

    Поэтому когда слышу какие-то предложения, касающиеся аграрного сектора, я не знаю, радоваться или печалиться, потому что неясен общий контекст. Попросту говоря, нет внятной картины того, к чему важные политики хотели бы привести наше село.

     

    Вот что думают сегодня важные политики о сельском хозяйстве.

    Глава КПРФ Зюганов: «Каждому третьему-четвёртому не хватает стакана чистой воды и куска свежего хлеба. Мы бы могли на этом зарабатывать столько, что Газпром вместе с металлургами позавидовал бы. Мы можем кормить своих 150 миллионов отборными продуктами и 500 миллионов граждан на планете, потребность в продовольствии будет только нарастать. А у нас 40 миллионов гектаров брошены».

    Ну, поставка воды из Байкала – это всё-таки не сельское хозяйство. А про хлеб – всё не так просто. В мире может быть существенно увеличено производство зерновых. Чего не хватает – это платежеспособного спроса. Нехватка продовольствия в бедных странах – это не абсолютная нехватка. Будь у них деньги – им бы привезли сколько угодно. И нам не надо ориентироваться на экспорт: не очень-то нас ждут за бугром.

    ЕЭС свой рынок сельхозпродукции прикрывает для чужаков, плевав на все заветы свободной конкуренции. Мы в этом году пытались поставить фуражное зерно в Польшу и в Италию – не разрешили. Так что про 500 миллионов едоков впору вспомнить старинное присловье: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст».

    Нам надо стремиться в первую голову к удовлетворению внутреннего спроса, добиваться хозяйственной самодостаточности. Едим российское! – вот каким должен быть лозунг дня. А также одеваемся в российское, ездим на российском и т.д. Тем более что применительно к еде тут и трудности никакой нет: народ предпочитает наше. Стыд и срам, что жители Рязани, Тулы и Тамбова, самых яблочных русских мест, жуют иностранные яблоки.

    Не надо увлекаться экспортом продовольствия как стратегической целью. Экспорт зерна – это плохое решение. Вынужденное. И вынуждено оно недостаточным развитием животноводства, потому что главный потребитель зерна – скотина.

     

    Либералы во главе с Ясиным и его ВШЭ радуются: зерно может стать чем-то вроде нефти-газа. То есть России на роду написано быть сырьевым придатком. Но сырьевой придаток никогда не сможет играть самостоятельной роли, а не то что быть великой державой.

    Что касается заброшенных гектаров, тут тоже не всё ясно. У нас в Сальской степи ничего не заброшено, всё распахано. Цена земли постоянно растёт. Но это на юге России.

    Там же, где холоднее, где ниже урожаи – люди не видят прибыли в зарноводстве. Заброшенные земли были там когда-то скуплены какими-то бизнесменами у селян, которым земля досталась при убийстве колхозов. Новые хозяева надеялись строить коттеджи (это казалось лет 15 назад неисчерпаемы золотым дном), да так и не построили. Если посмотреть в корень, то в основе большинства безобразий – приватизация и раздел колхозов-совхозов.

    Можно ли вернуть брошенные земли в оборот? Мне кажется, за это никто не возьмётся: кто будет выкорчёвывать кустарник и мелколесье, чтобы получить – что? Весьма тощую землю? Советское государство говорило: даже плохонький урожай лучше никакого. Сегодня все хотят прибыли. Если на данном участке получить ее трудно – его бросают. Да, средняя полоса хороша для животноводства, но это большие деньги. На молочно-товарную ферму нужны сотни миллионов рублей. При этом доход будет невесть когда, а крутиться как белка в колесе надо уже сейчас. Так что моралистические охи-вздохи насчёт брошенной землицы дела не поправят.

    Что поправит? Прямое государственное участие и наличие долговременной сельхозполитики. Вот наши польские друзья наладились производить неимоверное количество яблок: к нам их и привозят под маской белорусских. И сделала это не невидимая рука рынка, а польское государство, которое стоило планы и хранилища.

    Зюганов прав: государство должно участвовать в сельском хозяйстве напрямую, как во всех развитых странах. «Советская страна вкладывала в сельское хозяйство 15-20 процентов расходной части бюджета. Белоруссия, чтобы иметь высокие результаты, вкладывает больше 10 процентов. Америка, жирная, богатая – 24 процента. Европа – 33 процента. А мы 10 лет подряд вкладываем меньше 1,5 процента».

    Но просто так дать денег – это значит их потерять. Надо понять, какие формы государственного участия полезны именно нам. Кто и в каких формах будет этим процессом руководить? Как будет выглядеть наше село через 10-20-30 лет? Ну такой, например, вопрос: мы на кого ставим – на мелких фермеров или большие предприятия? Ещё вопрос: у нас на селе будут жить только сельхозпроизводители или кто-то ещё? Это не праздная футурология – от ответа зависит, например, где строить заводы, куда вести дороги и многое прочее.

    «На селе у нас никогда не было 20 процентов нищих», – печалится Зюганов. Но кто такие – нищие? У нас в станице около 3 тыс. человек. В аграрном секторе заняты 300. Ну, плюс школа, магазин, автозаправка. И всё! А остальные? Наверное, они числятся нищими, но на вид не скажешь. Как-то живут. При этом на прополку овощей мы, помнится, привозили дагестанских женщин: наши селяне к такой работе не охочи. Наша статистика очень слабо отражает реальность, особенно всякие альтернативные формы занятости. А полезно было бы это знать – без этого трудно планировать.

    И еще: пора перестать ждать каких-то инвесторов. Это уже даже смешно: двадцать лет их призываем, а они всё не идут. Что-то вроде барышни, которой неохота работать, вот она и ждёт богатого жениха. Эдак и состариться можно!

     

    Жириновский был, как всегда, напористо-экстравагантен. При этом сказал дельную вещь (впрочем в ряду многих бездельных):

    «У нас есть проект закона о бесплатной раздаче молока в школах. Надо принимать его, тогда это будет помощь сельскому хозяйству».

    В США продуктовые талоны для малоимущих (их получает больше 40 млн. человек) – это способ поддержать своих фермеров. Я бы добавила сюда и яблоки из местных садов. При этом не надо делать никаких тендеров, это – источник коррупции. Объявить цены, и пусть желающие участвовать запишутся и поставляет свои плоды по очереди.

    «Давайте сделаем полностью бесплатное образование по сельскохозяйственным специальностям».

    Но, мне кажется, оно и есть бесплатное, т.к. за плату предпочитают изучать дизайн и юриспруденцию. Но что учиться по сельхозспециальностям должны именно селяне – неоспоримо. Я бы платила им хорошие стипендии – с обязательной отработкой в хозяйстве. Городские учатся, а потом идут в магазины кормов для собачек и кошечек. Это – сплошной убыток. Некоторые хозяйства выращивают для себя специалистов, платя студентам свою стипендию, которую надо отработать. Это неплохо, но проблему кадров не решит. Нужны государственные стипендии и государственное же распределение.

    Прошёлся Жириновский и по перекупщикам: «Производитель получает только 30 процентов от продажной цены, 70 – забирают перекупщики. С какой стати? Вот собрали урожай, давайте элеваторы, склады, амбары, и крестьянин сам сохранит урожай и продаст тогда, когда цены будут для него более приемлемы. А сейчас урожай большой, а цены упали, и он в проигрыше еще может оказаться».

    Это вообще классика жанра – ругать перекупщиков. Я и сама их не люблю. Бывали случаи, когда они забирали у нас с поля лук за 1/10 той цены, которую я потом видела на московском рынке. Но как их исключить? Надо, чтобы сельхозпроизводителями руководил кто-то крупный и мощный: давал бы задания на сельхозсезон, с ним бы оговаривались цены и качество.

    Это могут быть пищевые концерны, как в США. Именно они могли бы на равных говорить с сетями супермаркетов. Сегодня сельский хозяин не может продать им свой товар не потому, что те – «иностранцы», а потому что они, сети, большие и аграрий для них – мелок. Года три назад Правительство обещало организовать какие-то логистические центры, что сильно обрадовало доверчивых селян. Но повсеместного распространения эта инициатива не получила.

    Так что вроде бы справедливые слова Жириновского: «Перекупщиков надо убирать, должна быть от поля до магазина прямая линия. Торговые сети национализировать полностью. Ни одного иностранца не должно быть в торговой сети». Но это – все же больше популизм, а не хозяйственное предложение. Где будет храниться продукция – на прямой линии? Всё это легче сказать, чем сделать. Но делать – надо. Время разговоров уже безвозвратно ушло в прошлое.

    И еще от Жириновского: «Мы замучили русского крестьянина. Большевики обещают землю, а потом все забирают, в 30-х годах всех в колхозы. Хорошо, колхозы и совхозы, потом разгоняют колхозы и совхозы, и опять индивидуальное. Вот 100 лет туда-сюда гоняем и крестьянина, и землю».

    Если не придираться к мелочам, можно сказать: верно. Нужно внятное видение предмета и долгосрочная программа. Пусть не идеальная, но непременно долгоживущая. Самое неприятное и деморализующее для селян – это дерготня: нынче это, завтра – то.

    И напоследок хорошая новость от главного кандидата в президенты. На встрече с журналистами Путин сказал, что готовится понижение железнодорожных тарифов для перевозки зерна. Это нужное дело. А то на цемент есть льгота, а на зерно нет. Поэтому нам вести даже в Питер зерно невыгодно. А теперь, возможно, будет выгодно.

    На этой оптимистической ноте и заканчу, ибо говорить о сельском хозяйстве можно бесконечно. Не случайно, наверное, светский разговор в старину в Англии называли «about the weather and the crop» – «о погоде и урожае».

12

Комментарии

15 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов23 декабря 2017 г.+2
    Сельскохозяйственный сектор (впоследствии и другие) должен строиться на социалистических принципах. Приобретение средств производства, создание необходимой инфраструктуры и всего необходимого для работы на земле должны полностью финансироваться из общенародных средств на основании предпринимательской инициативы. При этом предприятия должны быть замкнутого цикла, то есть должна быть организована вся технологическая цепочка (хранение, переработка, логистика) вплоть до реализации конечной продукции в собственных торговых сетях. Только так сельское хозяйство сможет стать конкурентоспособным, создавая продукцию с высокой добавленной стоимостью.
  • Юрий Дока
    Юрий Дока23 декабря 2017 г.+4
    Производство сельскохозяйственных продуктов в России нужно увеличивать только для того, чтобы не кормить собственное население эрзац-продуктами. Колбасой в которой нет мяса, молоком, которое никогда не было в корове, маслом, которое называется спредом...Кстати, качество водки тоже зависит от того, из каких опилок (или зерна) был сделан спирт. В погоне за прибылью можно обвинять только капитализм с его моралью, но даже он согласен кушать только экологически чистые продукты. И не объясняйте мне, что ввозить неизвестное мясо из Аргентины полезнее для российского организма. А мандарины из Абхазии хуже мандаринов из Марокко...Прав тот, кто может кормить свой народ, не оглядываясь на подачки из-за рубежа...
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий23 декабря 2017 г.+1
    Воеводина и тут с пропагандой Жирика! Совесть есть? Прадед как услышал так сам организовал колхоз. Как же любят москвичи врать о Советской власти. Любят. А в целом за статью +
  • Павел Шереметев
    Павел Шереметев23 декабря 2017 г.-1+1
    Господи, даже здесь Воеводина умудрилась лизнуть Путину...
    • Сергей Жуков
      Сергей Жуков24 декабря 2017 г.
      Павел Шереметев Господи, даже здесь Воеводина умудрилась лизнуть Путину... ============Не надоть ей портить праздник
  • влад влад
    влад влад23 декабря 2017 г.+2
    Нужен не просто национальный план развития агрокомплекса - нужен сам национальный агрокомплекс - единая кооперированная система всех землевладельцев ( которых мы от недоумия наплодили в ущерб своим детям ) всех имеющихся технических и специализированных ресурсов .Собственники будут сопротивляться -махать монетарными прибылями , как маньяк членом .Но если в западе смогли поставить на своё место в общенациональной кооперации и специализации даже исконных хермеров , то нам наших растаскивателей госземель сам бог велел .Самая эффективная система хозяйствования -это национальная монополия - вся техника должна быть сведена в мтс , все специалисты сведены в мотивированные на выпуск продукции агрозооветслужбы .Под жёстким прессингом государства - иначе интеллигенты работают на деградацию и качают личные права .Но пока нереально -будем есть суррогаты ради прибылей .
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий24 декабря 2017 г.+1
      Я могу Вам рассказать как интеллигенцию свести к нулю (Ленинскими методами).
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов24 декабря 2017 г.+1
      Российский ЗВР составляет 460 миллиардов долларов или 27 триллионов рублей. В данное время она играет роль "кубышки" и никакой пользы стране не приносит, разве что смягчает ожидание голодной смерти для населения в случае жёсткого санкционного удушения страны. Добрую половину из этих средств можно использовать на создание социалистического с/х сектора, учредив фонд развития социалистических предприятий. Созданные фондом предприятия будут отчислять часть выручки, обеспечивая тем самым увеличение его возможностей по созданию новых предприятий. Таким образом никакие санкции уже не будут грозить голодом стране.
      • Виталий Витальевич Бурлуцкий
        Виталий Витальевич Бурлуцкий24 декабря 2017 г.+1
        Бахматов! А строительство СССР-2 доверите кому? Тем кто его ломал? Чубайсу доверьте, или Путину )))
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов24 декабря 2017 г.
          Нет, полная смена караула! Конечно, ни как у Мюллера в "17 мгновениях весны", но заниматься этим должны другие люди. Сам фонд будет контролироваться представителями от всех предприятий, созданным им. Давайте проголосуем за Грудинина, так как он ближе всех к этой идее. Если не получится, то надо готовиться к следующим выборам и подыскивать подходящую кандидатуру.
          • Виталий Витальевич Бурлуцкий
            Виталий Витальевич Бурлуцкий24 декабря 2017 г.
            А Вы понимаете что сколько бы ни пришло голосовать за Грудинина- мы всё равно проиграем? А вот своей явкой накрутим % до лигитимных выборов для оккупационного режима. Неужели Вам это всё равно?
            • Сергей Бахматов
              Сергей Бахматов24 декабря 2017 г.+3
              Многое будет зависеть от того, с какой программой пойдёт Грудинин. Общество уже устало от безнадёги, поэтому СМИ на стороне власти тут обесцениваются. Ни Путин, ни Зюганов, ни другие из старой обоймы ничего нового предложить не могут. Здесь может "выстрелить темная лошадка". Трамп в США - свежий пример. Если перевес будет значительный, то скрыть это не удастся. В противном случае, грандиозные социальные потрясения с непредсказуемыми последствиями для властей будут гарантированы. В политике бывают чудеса, например, скорый развал СССР для меня был чудом.
              • Виталий Витальевич Бурлуцкий
                Виталий Витальевич Бурлуцкий24 декабря 2017 г.
                Грудинин пойдёт с той же программой что у него была когда он был в штабе Путина ))) Люди неменяются.
              • влад влад
                влад влад24 декабря 2017 г.+1
                тёмная лошадка интеллигентского нефтедолларового общака выстрелит ксюшей -это уже надёжно антинациональная и надёжно придрессированая среда -собачки павлова за нефть по двести и поделить на образованных .Выстрел может оказаться фатальным , как референдум 93 года -всесветный позор русской интеллигенции .Прокуратура готова работать на ксюшу , и не хочет отрываться от интеллигентского общака .мы получим уголовное правление пострашнее столыпинского и гайдаровского , бо это будет грабёж ,как последний, с геноцидом прямым .