Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Татьяна Воеводина. Кудрин: «Возьмемся за руки, друзья!» Но Запад нам не друг, отъест всю руку!

  • Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин прочитал лекцию «Россия как пространство для инициативы и предпринимательства». Сказал всё то же самое, что и всегда: он де с самого начала был против продуктового эмбарго, введённого Россией в ответ на санкции Запада; не надо расширять список продовольственных товаров, подпадающих под эмбарго; Россия может быть успешной только в кооперации с западными странами…

    Так какое наше развитие он предлагает? Известно какое: в роли полуколониального придатка. Не вредно напомнить, что такое колония. Это страна, которая вывозит сырьё или продукты низкого передела, получая в обмен высокотехнологичные товары обрабатывающей промышленности. Во времена классического колониализма Англия строго запрещала своим колониям заводить обрабатывающие производства (кроме производства дёгтя и канатов, нужных ей для её мореплавания), а всё потребляемое колонии должны были ввозить из метрополии.

    Безграничная открытость Западу, по мысли Кудрина – вернее, не по мысли, мысли тут никакой нет, а просто по либеральному вероучению, принесёт некий экономический рост. Может, поначалу так и будет. Вопрос в том, какого рода этот рост, в чём он выражается и как исчисляется. Все эти цифирки ВВП, показатели иностранных инвестиций, на которые мы молимся, – всё это ровно ничего не значит, если не вникать в качественную сторону дела.

    В современной экономике уже воцарилась виртуальная реальность, и что самое неприятное – она смешивается с реальностью реальной, взбалтывается, а потом люди орудуют цифрами, нацеженными из этого адского коктейля. Помню, после обретения свободы Болгарией, там был заметный и впечатляющий «рост», приток инвестиций и прочие блага свободной экономики. Но на самом деле, там просто начали активно распродавать недвижимость, в том числе и иностранцам.

    Блестящие цифирки демонстрировали и остзейские земли – бывшие республики советской Прибалтики, за что впечатлительные люди даже нарекли их «балтийскими тиграми». Но скоро всё закончилось, карета снова превратилась в тыкву, а тигр – в голодную драную кошку. Теперь это депрессивнейший регион, из которого утекает всё сколько-нибудь активное и трудоспособное. А цифирки тоже были неплохие.

     

    Вообразим, что мы замирились с Западом; здесь я не обсуждаю, на каких именно условиях; но, предположим, замирились.

    И что? Мы станем технологически передовой державой? Разумеется, нет. Наши «партнёры» такой сценарий не предусматривают. Да, они будут нам беспрепятственно продавать оборудование для выкачки нефти; может быть, построят какой-нибудь завод для производства чего-то, сбываемого на нашем рынке… Будут давать взаймы – но это ничего для нас по сути не изменит: наша отсталость будет только нарастать. Это как лечить зубную боль анальгином или списывать у соседа контрольную: сиюминутная проблема вроде решается, но в перспективе становится только хуже.

    Чтобы преодолеть нашу отсталость, надо снова превратиться из страны, ввозящей машины, в страну производящую машины, как выражались когда-то большевики. А для этого нам нужна собственная наука, образование, нужно заново создавать целые отрасли – станкостроение, например. Можно ли как-нибудь без этого обойтись? Можно. Но тогда мы будем всё больше увязать в колониальной роли.

    Без этого мы никогда, ни при какой погоде не станем передовой и независимой страной. Собственно к этому и ведут дело наши либералы: быть одновременно колонией и великой державой – невозможно.

     

    Нам нужна экономическая самостоятельность и самодостаточность – своего рода автаркия. Это не китайская стена, но, безусловно, госмонополия внешней торговли, контроль трансграничного движения капитала, высокий уровень протекционизма. Так индустриализовались в своё время Соединённые Штаты – загородившись от более развитой Англии. А сама Англия создавала свою шерстяную промышленность, прикрывшись от Бургундии, где эта промышленность уже была.

    Это трудный, хлопотный путь, он требует огромной всенародной работы – но это путь наверх. А путь, предлагаемый Кудриным и Ко – путь вниз. Это те же руины, слегка припорошённые разговорами о нано- и ино-.

    Совместить эти пути нельзя – надо делать выбор. Оживление собственного сельхозпроизводства в результате контрсанкций показало, что самостоятельный путь возможен и благотворен. Сможем ли мы на него решиться, готовы ли к неизбежным трудностям и даже временным жертвам?

    Ясности нет, пока политическое руководство страны пытается усидеть на двух стульях в попытке соединить несоединимое и впихнуть невпихуемое.

12

Комментарии

4 комментария
  • Наталья Румарчук
    Наталья Румарчук16 июля 2017 г.+4
    Весь этот спор – ложиться нам под Запад или нет – имеет под собой очень простую основу: где чьи денежки лежат. Кто хранит свои рубли в Сбербанке и в родной недвижимости, будет так или иначе за независимость России и ее «дальнейшие виды». А кто весь свой навар вложил западную кубышку – будет, естественно, за «мир, дружбу, жвачку» с Западом. Я вот просто убеждена, что все свои «непосильно нажитые» Кудрин держит в западных банках.
    • Надежда Красная
      Надежда Красная16 июля 2017 г.+1
      ...убеждена....Кудрин держит в западных банках...Почему- то и я в этом убеждена. И почему????
  • Светлана Амфорова
    Светлана Амфорова16 июля 2017 г.+2
    У Кудрина заело либерастскую пластинку: - "Западные инвестиции в обмен на суверенитет". А ведь "кто-то" Кудрина зачем-то куда-то назначает......
  • Александр Егоров
    Александр Егоров17 июля 2017 г.+3
    Смотришь на Кудрина и вспоминается барон Мюнхгаузен - "Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица". Как у Кудрина.