Прошло сообщение о том, что власти США рассматривают вопрос о выходе их страны из Совета Организации Объединенных Наций по правам человека. Состоится такой выход или нет и, если состоится, то когда – это всё американские вопросы, а мне бы хотелось поговорить о наших. Потому что для нас это очень поучительный опыт – просто сама по себе возможность вот так взять и откуда-то по собственному почину выйти. Выйти, потому что нет никакой причины там оставаться.
На протяжении всей постсоветской истории мы только и делали, что рвались вступить куда-то, не разбирая дороги и уж тем более не рассуждая, какая нам в том корысть. Рвались, точно купчина в дворянское собрание – чтобы нам, сиволапым, припасть к высшим и необсуждаемым ценностям. Так оказались мы в ВТО, от которого нам одни убытки. Так продолжаем оставаться в олимпийском движении, где нас унижают, а мы оправдываемся как двоечник перед завучем – вместо того, чтобы взять да и уйти безо всяких объяснений.
И вот Америка, с которой мы за последние четверть века привыкли брать пример, являет пример того, что можно по крайней мере думать о том, чтобы выйти из важных международных организаций, если это не соответствует государственным (или, как они выражаются, национальным) интересам.
Мне думается, нам полезно было бы рассмотреть вопрос о выходе даже не из Совета по правам человека – а из самих прав человека. Вернее, наконец перестать почитать их чем-то сакральным и неприкосновенным.
Надо понимать, что права человека – это очень разрушительная материя. В XVIII веке с помощью доктрины естественного права (частью которой и являются эти самые права человека) ломали вековую французскую монархию. С их же помощью ломали двести лет спустя советский строй. В своей глубине это вообще антигосударственное учение. Утверждая, что базовые права человек получает не от государства, а невесть откуда, и что власти должны смотреть в рот всяким правозащитникам, хитрые (и примкнувшие к ним наивные) люди подтачивают авторитет и суверенитет государства.
Во времена Вольтера и Руссо под флагом личных прав буржуазия доламывала феодальные государства, которые ей мешали. Мешали границы и таможни мелких княжеств и герцогств – даёшь свободу передвижения! Мешали цеховые ограничения – даёшь свободный доступ ко всем занятиям! Мешал контроль местного начальства – даёшь неприкосновенность жилища!
Сегодня стоит задача подточить и разломать авторитет национальных государств в пользу транснациональных корпораций и космополитического финансового капитала. Ему тесно в старых рамках, а поскольку эти рамки создавало и поддерживало государство, ему захотелось покончить с этим государством. И опять пригодились права человека.
А чтобы государство разломать – нужно подточить его легитимность. Именно поэтому провозвестники "прав человека" настаивали, что эти права даёт не государство. Права – выше государства.
Однако никаких прав у человека от рождения, от природы, от Бога нет и быть не может. Права он получает только в государстве. Нет государства – и прав никаких нет. Свободный и добродетельный дикарь, «естественный человек», выдуманный «женевским гражданином» Руссо, никаких прав не имел: какие права в лесу? Кто сомневается, может съездить в тайгу или в амазонскую сельву и там покачать права.
Концепция прав человека и вообще естественного права, такая с виду безобидная, такая добрая и даже сентиментальная, разложила старую государственность и правела к самой знаменитой и самой кровавой буржуазной революции – к Великой Французской.
Вообще всё сентиментальное и человеколюбивое очень легко оборачивается резнёй и кровью. Говорят, Робеспьер плакал просветлённо-умилёнными слезами, читая "защитника вольности и прав" Руссо. А спустя несколько лет отправлял врагов республики пачками на гильотину. Это уже не "говорят" – это факт истории.
Как же обойтись без прав человека? Очень просто. Прямо сказать: у нас есть политические, гражданские, трудовые и многие иные права; есть права, вытекающие из уголовного права, а прав человека – нет. В нашей государственной правовой доктрине учение о правах человека отсутствует. Но чтобы всё это объявить, надо иметь кураж и чувствовать себя в своём праве. Широта взгляда нужна, исторический и философский кругозор. А у нас вечно жмутся, тушуются, самих себя стесняются – вдруг лохами окажемся? Как же так: наши великие западные учителя для чего-то культивируют эти права человека, а как же мы?
Лучше всех о них в своё время сказала знатная диссидентка и правозащитница Новодворская: «Я лично правами человека накушалась досыта. Некогда и мы, и ЦРУ, и США использовали эту идею как таран для уничтожения коммунистического режима и развала СССР. Эта идея отслужила своё, и хватит врать про права человека и про правозащитников».
Нам всем было бы полезно обрести такую ясность и прямоту суждений.
Комментарии