Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Путин как Скупой рыцарь

  •  
     

    Когда и наша общественность, и зарубежные партнеры отмякнут после праздников, можно с уверенностью предсказать волну разоблачений В. В. Путина и прежде всего – по финансовой части. Он предстанет Крезом наших дней.

    Кроме того, что 18 марта – президентские выборы, и как же не рассказать о несметных богатствах главного кандидата, следует учесть, что 1 февраля американский минфин должен представить доклад о неправедных имениях российских чиновников и олигархов. Странно ожидать, чтобы, говоря о “друзьях Путина” (а помянутые лица – все его друзья), общественность и партнеры не помянули самого В. В. Путина.

     

    Тем более, что есть очевидный прецедент. Впервые тема личных богатств В. В. Путина была поднята с конкретными цифрами в журнале “Зэ нью таймс” в конце 2007 г., т. е. также под выборы. Тогда С. А. Белковский, ссылаясь на источники в Кремле, доверительно раскрывшие ему всю путинскую бухгалтерию, сообщил, что личное состояние могущественного гражданина равняется 40 млрд. ам. долл. В 2012 г. он возвысил оценку до 70 млрд., а в 2016 г. , по-прежнему не конкретизируя детали бухгалтерии, сообщил, что богатство В. В. Путина еще возросло – правда, не уточнил, насколько.

    Большую конкретность и в то же время смелость в оценках явил международный вор, а равно иностранный инвестор У. Браудер, в 2015 г. он оценил личное состояние В. В. Путина в 200 млрд. ам. долл. и повторил  эту оценку в 2017 г., выступая в Конгрессе США.

    Правда, кроме этих двух кристальных старцев, более никто не называл конкретные цифры в публичных СМИ. Тем более – адреса, пароли, явки и номера банковских счетов. Конечно, в социальных сетях знатоки, для которых десятки и сотни млрд. ам. долл. – ровно пареная репа, оперируют астрономическими цифрами с легкостью необыкновенной – ну, так на то и социальные сети.

    Но скудость конкретных цифр, равно как и сомнительность источников, которые врут, как дышат – это полбеды. Принципиальный порок рассуждений о несметном богатстве в том, что как минимум, за десять, лет прошедших со времени белковских 40 млрд., разоблачители так ни разу не сумели разъяснить, что они имеют в виду, говоря о личном состоянии разоблачаемого лица.

     

    Право собственности в традиционном понимании включает в себя три составные части – владение, распоряжение и пользование. То есть собственник обладает возможностью:

    а) удерживать вещь в собственном владении;

    б) изменять, отчуждать, закладывать etc. объект владения;

    в) извлекать из вещи доходы и иные жизненные удобства.

     

    Так вот все рассказы о страшных богатствах значительных лиц сводятся к пункту “в” – к сообщениям, естественно, полученных из надежных источников, о том, как значительные лица с каким-то диким вдохновением пьют чашу жизни.

    В 2011 г. – опять под выборы – Б. Е. Немцов сообщал в своем докладе, что во владении В. В. Путина находятся 4 яхты и 58 самолетов. Для сравнения: авиапарк польской компании LOT – 53 машины, Finnair – 63, казахстанской Air Astana – 31. В принципе, можно было сообщить, что и яхт тоже 58.

    Гигантский воздушный флот, дворцы etc. – все это хорошо, т. е. возмутительно. Но во всех такого рода докладов отсутствуют разъяснения насчет пунктов “а” и “б”.

    Каков титул собственности на огромное движимое и недвижимое имущество? Можно ли его продать? Удалившись в частную жизнь, procul negotiis жить на проценты ?

    Вопрос о том, можно ли будет в частной жизни владеть, пользоваться и распоряжаться дворцами, аэропланами etc., в такого рода докладах вообще не поднимается.

    Вместо этого приводятся рассуждения, где ключевым является предлог “через”. Т. е. значительное лицо владеет через Пупкина, Тютькина и иных значительными пакетами акций. Но все эти надежные схемы, о которых нам рассказывают, относятся опять же к пункту “в”. Через Пупкина и Тютькина можно пользоваться маетностями – но лишь доколе благополучатель является, по терминологии Г. О. Павловского, “могущественным гражданином”. Как только исчезает могущество, с волшебным предлогом “через” возникают проблемы. Вильям наш Шекспир описал эти проблемы в “Короле Лире”. Несчастья короля начались когда он отказался от права владения и распоряжения, полагая – ошибочно, как вскоре выяснилось, – что дочери будут свято чтить его право пользования.

    В картине же, рисуемой разоблачителями, право владения и распоряжения отсутствует изначально. Что превращает несметные активы в сор, дрязг, стыдно сказать, что такое – что проку в сотнях миллиардов, которыми нельзя воспользоваться, уйдя в частную жизнь.

    Доколе же правитель правит, он – при сложившихся обычаях и установлениях – пользуется различными благами и без миллиардных активов. Тем более, что это пользование ограничено самой природой. В сутках только 24 часа, надо же еще заниматься государственными делами – и когда же летать на 58 самолетах?

    В период инвеституры несметное личное богатство особенно не нужно, в период после завершения инвеституры несметным личным богатством – если оно, конечно, существует не только в буйном воображении Белковского и Браудера – невозможно воспользоваться. Современная жизнь устроена не совсем так, как в романе “Граф Монте-Кристо”, где Эдмон Дантес под именем графа Монте-Кристо появляется в Париже, сорит деньгами и это не вызывает ни малейших вопросов у компетентных органов. Теперь не то, и единственный способ обладать несметными богатствами, не опасаясь бдительных партнерских спецслужб, а равно и Конгресса США, описан классиком:

    “Я выше всех желаний; я спокоен;

    Я знаю мощь мою: с меня довольно

    Сего сознанья…

    Хочу себе сегодня пир устроить:

    Зажгу свечу пред каждым сундуком,

    И все их отопру, и стану сам

    Средь них глядеть на блещущие груды.

    (Зажигает свечи и отпирает сундуки

    один за другим.)

    Я царствую!.. Какой волшебный блеск!

    Послушна мне, сильна моя держава;

    В ней счастие, в ней честь моя и слава!”.

    Впрочем, и это проходит по разряду пользования. Насчет владения и распоряжения вопрос по-прежнему неясен.

     

    Хотя, конечно, смелых разоблачителей с хором их приверженцев, готовых вторить крикам Белковского-Браудера “Пиастры! Пиастры!”, все эти рассуждения не остановят. Кого по причине крайнего цинизма, кого по причине крайней глупости.

-1