Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Причины и последствия крещения славян

  •           Более подробно о том, как вводилось христианство на Руси, мы можем узнать из работы Г. М. Филист «Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия» (изд-во «Беларусь», Минск, 1988г.): «Духовная культура.
            С расстояния в тысячу лет, почти при полном отсутствии письменных источников того времени, невозможно в деталях восстановить эволюцию духовного мира и религиозных представлений восточных славян. Решение задачи усложняется тем, что православная церковь в первые века своего существования сделала все для вытравливания из общественного сознания и из письменных источников любых следов предшествующей культуры. Христианство приговорило к уничтожению мировоззрения, нравственность, игры, музыку и все виды искусства скоморохов, мифы и былины, обряды и праздники. Поэтому любая попытка восстановить состояние духовной культуры дохристианской Руси является всего лишь очередной реконструкцией по уже известным моделям. Кропотливый многолетний труд археологов, лингвистов, историков позволил обнаружить среди письменных и материальный памятников драгоценные жемчужины славянской культуры.
            Интерес к ранненациональной религии у наших современников объясняется желанием выяснить исходные посылки русской культуры, картину миропонимания и нравственные принципы восточных славян.
             Несмотря на то, что многое из культурного достояния Древней Руси исчезло, в наши дни уже накоплено достаточно фактического материала для признания духовной культуры восточных славян самобытной, имеющей возраст более тысячи лет…

            Жизнь восточных славян не знала разделения на христианский и дохристианский периоды. Наши предки имели развитую и самобытную культуру, которую православие не смогло преодолеть и за тысячу лет, а вынуждено было постепенно освоить, чтобы потом выдать за собственные достижения.
             Славяне, независимо от того, были они крещенными или нет, продолжили верить своим богам, духам, что подтверждается широким распространением заговоров и заклинаний в их религиозной практике.
            В наши дни трудно оценить, что потеряла культура Древней Руси с введением новой религии, насколько отброшена назад вся духовная культура, потому что мы не можем даже и представить себе уничтоженное христианством в области устного народного творчества, в области искусства, зодчества, письменности.
            Церковь ревностно уничтожала то, что мешало ее утверждению. Но часть предыдущей культуры сохранилось, ее христианство преодолеть не смогло.
            Древнерусское государство до введения христианства отличалось высоким уровнем культуры, на основе которой формировалась и развивалась средневековая культура и идеология. Таким образом, древнерусская духовная культура и религия явились культурообразующим и религиообразующим основаниями будущей религиозной идеологии. Православная церковь, опираясь на эти основания, сформировала себя сама, стала специфическим религиозным феноменом – русским православием…

     

             Письмена на бересте.
             Существовала ли письменность на Руси до введения христианства? Ответ на этот вопрос имеет важное идеологическое и историческое значение, он помог бы понять весь процесс становления христианства. Если письменность существовала (а в пользу этого мнения появляется все больше свидетельств), то требуют коренного пересмотра основания и последствия введения христианства.
            Богословы упорно связывают появление письменности у славян с деятельностью Кирилла и Мефодия и настаивают на том, что они – авторы кириллицы…
            Во-первых, Кирилл и Мефодий были в первую очередь миссионерами, сделавшими попытку создать специальную письменную систему для христианской колонизации славян.
            Во-вторых, их миссионерская деятельность в Моравии потерпела крах из-за изменений во внешней политике моравского князя, а просветительская – из-за нежизнеспособности глаголицы, которая сохранялась какое-то время у народов, действительно не имевших письменности. Следы религиозной деятельности утеряны, труды их погибли, так как они не удовлетворяли требованиям и догмам религиозных конфессий.
            В-третьих, успех их творческой деятельности по созданию письменной системы обеспечен тем, что они использовали древнерусскую письменность. Таким образом, их труд дал определенные результаты благодаря работе безымянных предшественников по созданию религиозных текстов на славянском языке.
             Уже к началу первой мировой войны историческая наука накопила достаточно свидетельств о существовании дохристианской письменности. Но апологеты православия пытались приостановить дальнейшие ее исследования.
             В современном Новгороде продолжаются раскопки, они приблизились в некоторых местах к пластам Х в. Уже найдены самые древние на Руси орудия письма на бересте, которые относятся к 953-989гг…

             Исчезновение памятников письменной культуры и следов предшествующих религиозных систем вполне объяснимо – они мешали внедрение в массовое сознание новой религиозной идеологии. Это всегда было присуще христианству. Все народы, принявшие христианство, остались без дохристианской культуры: величайшие достижения человеческой мысли, в том числе литература, история, фольклор, храмы и библиотеки, были уничтожены…
              В огне костров христианской инквизиции горела человеческая мудрость и память о минувшем. Время Золотой Орды оказалось самым благоприятным для уничтожения всей дохристианской культуры. Православная церковь, пользуясь правом сборщика налогов от имени хана, отнимала и уничтожала все, до чего не дотянулась ее рука в предыдущие годы.
    Значительное количество русских памятников письменности было вывезено епископами и митрополитами греческого происхождения в Византию. В середине ХIХ в. в монастырях Афона еще находились сотни древних русских рукописей. Древнерусская литература особо пострадала в период реформ Никона. По требованию патриарха все богослужебные книги «привели» в соответствие с подготовленными образцами, а остальную литературу безжалостно уничтожили. Таким образом, ответственность за ущерб, нанесенный русской культуре, лежит на православной церкви.
             В наши дни уже нет сомнений в том, что письменность на Руси появилась задолго до введения христианства…

     

             «Невозможная выдумка» о «прозрении нечестивых»
             Перемена веры происходила далеко не мирно, не путем «благодетельного просвещения». Летописи, хотя и крайне скудно, но все же сообщают о насильственном приобщении населения к новой религии. Из них видно, что, как и в свое время «перунизацию», внедрять христианство взялась феодальная знать во главе с киевским князем Владимиром и посадником Добрыней. Первый насильственный акт был совершен в 991г. «Крестить» новгородцев отправились Добрыня с воеводой Путятой и епископом Иакимом. Новгородцы, узнав причину визита столь важных гостей, заперли ворота и не впустили их. В устрашение горожан Добрыня убивает на их глазах волхва новгородского – Крота. Затем начался штурм, но и он не дал результатов. И тогда Добрыня пошел на хитрость: подослал к осажденным лазутчика, который сообщил о якобы приближающемся к городу подкреплении восставшим. Под их видом дружина Путяты ворвалась в город и подожгла дома. Усмиряя сопротивление, казнили новгородцев без счета. Оставшиеся принимали новую веру под страхом смерти.
    На фоне кровавых расправ княжеских дружин, введения смертной казни, преследования «нечестивых язычников» неправдоподобно выглядит образ «крестителя Владимира», созданный церковью.
             Христианизация сверху с использованием методов насилия немедленно вызывала еще не осознанное, интуитивное сопротивление. В тех случаях, когда новая вера все же навязывалась, она принималась формально, не проникая в глубину сознания. После ухода войск горожане срывали с себя кресты, разоряли церкви, убивали или изгоняли священников. Христианство по-прежнему теплилось в домах знати, но и в них зачастую лишь для князя. Поэтому первые «кавалерийские налеты» Владимира, Добрыни, Путяты потерпели провал.
    Еще одна причина медленного проникновения христианства в древнерусскую среду связана с особенностями общественных отношений.
             Киевская монархия ограничивалась рядом общественных формирований, среди которых следует назвать вече (большое и малое), совет (знати и дружинный). Вече в разной форме, как орган участия народа в общегосударственных делах, существовало на Руси с незапамятных времен вплоть до ХIII в.
             Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что решение о сопротивлении христианизации принимало вече. Это оно в Новгороде и других городах назначило воевод для отражения киевских дружин.
             Христианство проникало, прежде всего, в социальные группы, находившиеся в разного рода непосредственной зависимости от лица, принявшего новую веру.
             Новые религиозные идеи проникали в крестьянскую среду с превеликим трудом, потому ко времени монгольского игла большинство сельского населения придерживалось прежней религии. Оно было приведено в церковь крепостным правом со всеми его экономическими, юридическими и политическими путами.
             В ходе насильственного распространения христианства и завершения феодализации Руси закладывались социально-политические основы будущего многовекового союза церкви и самодержавия. В то же время не без ведома русских князей началась фальсификация всей последующей роли Русской православной церкви в истории России…

     

             «Крещение» Северо – Западной Руси.
             …Первые попытки насаждения христианства в Северо-Западной Руси натолкнулись на сопротивление народных масс и бояр, группировавшихся вокруг местных князей.
             Как-то осталось без внимания то обстоятельство, что все старшие сыновья в 988 – 990 гг. уже находились во главе княжеств, поэтому во время крещения их не было в Киеве.            Удельные князья, представляя интересы своих земель, не могли уже бездумно и автоматически повторить шаг киевского князя, проигнорировать мнение своих дружинников и знати, настороженно воспринимавших любое мероприятие Киева.
            Ориентировочно начало проникновения христианства в Полоцкое княжество, как и на всю Северо-Западную Русь, можно отнести к 1105г.
            Однако следует заметить, что христианизация Северо-Западного края и в ХII в. проходила локально, в полной зависимости от убеждений князя, так как совпала с периодом междоусобной борьбы.
             В ХII в. Польша и крестоносцы также предприняли попытки христианизации Северо-Западного края, однако без особых успехов…
             В 1230г. на территории Северо-Западного края были образованы три литовских княжества: Ердивина, Мингайлы и Скирмунта. К середине века князь Миндовг объединил их в Великое княжество Литовское, куда вошла почти вся территория современной Белоруссии и частично Смоленская земля.
             Первый правитель Литвы Миндовг принял православие в 1246г., в 1250г. перешел в католичество, а через 10 лет вновь вернулся в лоно древнелитовской религии. Со времени Миндовга здесь появляются миссионеры католических орденов, веротерпимость содействовала расширению их деятельности.
              Во времена Ольгерда влияние белорусского и литовского жречества еще было не велико. Летописи и другие письменные источники об этом умалчивают, но некоторые факты подтверждают, что ранненациональные религии не сдали своих позиций окончательно… Поэтому основная часть населения края оставалась вне влияния православия.
              Новый поворот в христианизации Северо-Западной Руси наступил в период правления князя Ягайло (1377-1392гг.). Для объединения сил против немецких рыцарских орденов он заключил с Польшей соглашение, вошедшее в историю под названием Кревской унии (1385г.). В соответствии с ее решениями Литве навязывалось католичество, а православие как бы оттеснялось на задний план, что, несомненно, сказалось на ходе его распространения. Были приняты меры по ограничению юридических прав лиц этого вероисповедания. На высшие должности назначались только католики.
              Однако большинство литовской знати решение Ягайло не поддержало. Разгорелась междоусобная борьба, закончившаяся победой Витовта, который несколько снял накал противоречий между католичеством и православием…

            Основным распространителем католицизма была не польская церковь, а рыцарские ордена крестоносцев, обладавшие достаточной военной силой для насаждения своей идеологии. Поэтому некоторые литовские правители были вынуждены угождать им, чтобы выиграть время для подготовки к отражению притязаний крестоносцев. Тот же Гедимин заключил союз с Польшей и Мазовией, а затем нанес сокрушительный удар по Тевтонскому ордену, и лишь случайность уберегла его от полного уничтожения.
            Если проанализировать события ХII – ХIV вв. в Литве, то можно прийти к выводу; что это все тот же путь проб и ошибок в выборе веры, который описывается в русских летописях под 987 – 988 гг.
             «Опыт» крещения целого народа великим князем литовским заслуживает глубокого исследования. Обилие известных фактов может помочь заполнить пробелы в воспроизведении цельной картины аналогичного процесса на Руси. Яростное противодействие населения насильственной христианизации привело к появлению в Литве в 1436г. инквизиции, той самой, которая более чем через тридцать лет появилась в Европе…».


             Из изложенного выше, становиться понятно, как с помощью варягов и греческих миссионеров, нашим пращурам силой и обманом навязывалась «цивилизационная матрица», которая до этого, на протяжении нескольких тысячелетий, была с успехом применена к другим народам. Схема была одна и та же. Вначале народ жёстко подавлялся силой оружия и жестокими расправами, затем уничтожалась историческая память, накопленные знания и культура данного народа. Далее, так же силой и жестокими расправами покорённых и напуганных, оставшихся в живых людей загоняли обманом в лоно новой религии. Далее, от имени нового Бога, утверждалось, что Начальник – есть ставленник Бога на Земле.       Создавались различные мифы, прославляющие новую власть светскую и духовную. А прошлое народа подвергалось лживой клевете, поруганию и презрению. Эти мифы до сих пор затуманивают наш рассудок и своих пращуров мы называем – «злыми язычниками». Вот поэтому, мы и не дружим со своей головой. Хотим сделать, как лучше, а получается как всегда. А что мы хотим? Если у нас в подсознании (архетипе) живут и действуют идеалы общечеловеческие, наших пращуров, а сознание забито догмами государственной религии Римской империи (с I Рима, по III включительно), которую, христианской назвать никак нельзя. Потому что страшная ложь, благодаря которой были уничтожены миллионы людей и человечество самоуничтожает себя до сих пор, была обманом внедрена в учения Моисея.

2