Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Порабощающая цивилизация и истоки христианства

  • С возникновением новой цивилизации сознание человечества было в основном занято тем, чтобы оправдать рабство одних людей на других, сделать за счёт обмана рабство добровольным, вселить страх перед смертью. Для этого целые армии писцов придумывали мифы, где царей делали богами земными, а посмертную участь души жалкой и страшной, мучающейся под землей. Последним достижением науки современной цивилизации было открытие того факта, что души вообще нет, а есть только тело, после смерти которого – пустота. После этого открытия человечество, вообще, потеряло смысл, цель своего существования. Действительно, какой смысл в жизни, если в любую секунду она может превратиться в пустоту? Зачем напрягаться, к чему-либо стремиться, думать о будущем, если впереди пустота? Поэтому нужно жить сегодняшним днем и получать максимум удовольствия, т.е. секс, алкоголь, наркотики и т.д. Какая разница во сколько лет наступит пустота? Смерть спишет все.
    Мировоззрение современной цивилизации планомерно, шаг за шагом ведет человечество к этой бездне. Сейчас не нужно быть фантастом, чтобы придумать десяток вариантов различных катастроф, созданных самим человеком, ведущих к самоуничтожению человечества. А, как известно, фантазии могут стать реальностью. Закономерным финалом современной цивилизации должна быть пустота, т.к., именно, это лежит в основе мировоззрения нашей цивилизации, так долго и упорно добивающейся своей цели – лишить человека бессмертия. Потому что, бессмертие было главной помехой для принятия и оправдания добровольного рабства. 
    В чем же причина возникновения новой цивилизации? Почему она смогла распространиться по всему миру?
    На этот вопрос даёт ответ психоаналитик Джордж Франкл в своей книге «Археология ума».- М.: Астрель, 2007 г.:
    «3. Города и укрепления: культ силы и собственности. Вот одно из самых потрясающих открытий современной археологии: земледельческие поселения практически сразу же после своего основания укреплялись и превращались в цитадели…. Город Иерихон был основан примерно в 8000 году до нашей эры, и в нём существовала достаточная социальная организация, чтобы его жители построили массивную укреплённую стену и научились выращивать пшеницу и ячмень…. Возникновение городов принесло с собой и такие масштабные войны, равных которым не было никогда прежде. С самых первых лет появления городов на равнинах Месопотамии, Ур и Урук, Эриду и Лагаш воевали друг с другом из-за территории, власти, контроля над торговыми маршрутами. После длительного периода раздоров все они пали жертвой более масштабного насилия.
    Возникновение первой империи, о которой у нас имеются письменные источники, - империи Саргона и Аккада – открыло новую страницу военной истории и вооружённых конфликтов….
    7. Доисторические цивилизации в Европе. Прежде чем перейти к возникновению государств Египта и Шумера, я бы хотел остановиться на последних исследованиях процветавшей европейской цивилизации, которая опередила средневосточные государства на два тысячелетия. Эти исследования заставляют нас пересмотреть свои идеи относительно развития цивилизаций, так как они доказывают, что земледельческие культуры и многие городские центры существовали в Европе уже в 6000 году до нашей эры и что добыча минералов и полезных ископаемых и обработка меди и железа происходили уже в 4000 году до нашей эры. Эта древне европейская культура создала своё собственное религиозное искусство, особенно скульптуру, во многом уникальную….
    Если жрецы городских цивилизаций Ближнего Востока были обязаны своей волшебной силой божествам, которым они служили, а люди, в свою очередь, получали ощущение идентичности и безопасности от жрецов и богов, то европейским металлургам для того, чтобы удостовериться в своей идентичности, не нужны были ни боги, ни цари. Их лидеры воплощали коллективные устремления ремесленников и наделялись властными полномочиями для того, чтобы координировать общие усилия. Ранние европейцы не строили крепостей, чтобы прославить своих правителей; их поселения, часто довольно значительные по размерам, были не укреплены; мастера привыкли свободно передвигаться, следуя зову своего дела…

    О богах, королях и империях: Месопотамия и Египет
    1.Возникновение шумерских государств. 
    Благодаря своему умению люди самарской культуры смогли насытить лёгкую и каменистую аллювиальную почву водами Евфрата и Тигра и сделать её богатой и плодородной. Научившись по средствам ирригации превращать пустыню в плодородную равнину, некоторые из них поплыли на юг, где основали новые поселения и вдохнули новую жизнь в древние примитивные общества. В конце концов, они добрались до Персидского залива, построили новые большие города и заложили основы великих месопотамских империй.
    И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке,
    И поместил там человека, которого создал.
    И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево,
    Приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево
    Жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
    Из Эдема выходила река для орошения рая…
    (Бытие 2: 8 – 10)
    Единственная неточность здесь – это то, что, судя по всему, это сам человек научился использовать реки для того, чтобы делать почву плодородной, выращивать растения и стать господином земли и того, что из неё рождается. И он создал Бога по образу своему, спроецировав свои навыки и умения на небесное существо.
    Старейшим городом, возможно вообще первым в этом регионе, был Эриду… Последние исследования в Эриду позволили учёным сделать замечательное, поистине уникальное в истории и археологии открытие: не менее восемнадцати храмов было построено один на месте другого.
    Это древнейший храм из построенных руками человека, и некоторые его элементы сохранились до наших дней. Он состоит из прямоугольного в плане святилища, которое судя по всему, было разделено стеной на две зоны. С одной стороны находилась ниша с кирпичным пьедесталом и алтарём и жертвенником. Таким образом, перед нами предстаёт типичная структура христианского храма: нартекс, неф и хор с алтарём. Храм Соломона имел точно такое же тройное деление: портик, святилище и святая святых…
    Если шумеры не более чем развили идеи своих предшественников, то этим идеям они придали невиданную грандиозность…
    Однако по мере того как храмы становились всё более прекрасными, а дары многочисленными и разнообразными, психологическая природа поклонения богам стала изменяться. Страх всё глубже и глубже проникал в отношения между человеком и его богами. Боги становились всё более жестокими и страшными, а человек – всё более робким и напуганным. Природа молитвы изменилась: если раньше её суть состояла в том, что человек выражал свою щедрость и любовь к богам, стремление удовлетворить все их желания, то теперь в храмах воцарилась атмосфера страха и даже ужаса. Боги из довольных получателей человеческих приношений превратились в кровожадных монстров. Хотя храмы и города становились всё более грандиозными, сердца людей наполнялись страхом.
    Страх преследовал все великие цивилизации. Прославив Богов и сделав их всемогущими, наделив их властью над землёй и над матерями, кормя их лучшим, что производит земля, отдав свои жизни, чтобы построить их прекрасные храмы, люди стали завидовать богам и ненавидеть их.
    Когда мы говорим, что мифология – коллективная мечта цивилизации, мы должны понимать, что, как и во снах, реальные мысли и фантазии, питающие мечты, проявляют себя в изменённом виде. Мифы цивилизаций так сложны и таинственны потому, что должны скрыть от людей их подлинные желания, особенно агрессивные. Они спрятаны за ширмой метафор и символов, которые люди интерпретируют в соответствии со своими традициями и которые не позволяют им своё собственное стремление к богоубийству. 
    Действительно, хотя я никогда не сомневался в садистской или мазохистской природе фантазий своих пациентов, я был потрясён деструктивностью, которую обнаружил в религиозных мифах, образующих культурную основу нашей цивилизации. Терапевт, который без колебания готов распознать тёмную сторону подсознания своих пациентов, может испытывать сомнения при необходимости признать тёмные и деструктивные стороны своей цивилизации. В конце концов, наша европейская цивилизация уходит своими корнями в ближневосточные цивилизации, и мы унаследовали не только их достижения, но и их кровавые, садистские и жертвенные фантазии.
    Нет никакого сомнения, что правители занимались организацией и ведением войн, а также требовали от своих граждан служить им солдатами. Цари, появившиеся как главные военноначальники, заложили основы того, что мы называем суверенным национальным государством. Власть царей потребовала новых полномочий: теперь царь командовал беспрекословно подчиняющимися ему армиями из граждан или профессиональных солдат, как правило, из тех и из других, направляя их к целям, которые он считал достойными. Кроме того он получал от своего бога моральное право на ведение войны, от имени этого бога и вёл свои войска к победе. То было время формирования империй, великих военных завоеваний и объединение городов – государств в империи.
    Власть, представленная политической силой, нашла своё отражение в могуществе бога, которое, в свою очередь, воплощалось в величии короля. Таким образом, боги символизируют патриархальную власть, спроецированную на всю вселенную, тогда как их власть, представлена властью царей. Вселенская власть, проявляется как результат перенесения Эго правителя на образ бога («раздувание» мифа) и мысленное расширение государства до размеров вселенной...
    2. Египет: поклонение бессмертию. 
    Мы уже видели, что власть царей должна была представляться визуальными символами: храмами, дворцами и огромными монументами, а также скульптурами и рисунками. Мы наблюдали, как эти символические изображения впервые появились в Месопотамии. Египетские монументы отличаются от них тем, что являются в основном гробницами и захоронениями, выполненными зачастую с огромным размахом, размер которых подчёркивает величие и силу тех, кто в них захоронен. Своего апофеоза эти могилы – монументы достигают в пирамидах – величайших памятниках человеческой власти, когда – либо созданных на свете.
    Монументы не живым правителям, а мёртвым – вот что отличает египетскую культуру от всех остальных и характеризует её социальное Суперэго.
    Комплекс идей, которые ассоциировались с пребыванием мёртвого бога в вечности, породил не только власть определённого рода, но и концепцию души, которая оказала решающее влияние на последующее развитие европейской цивилизации».

    Цивилизации возникают не по чьей-то прихоти или умыслу, а под влиянием изменения социальных условий, которые в свою очередь могут меняться из-за изменения природных условий или научно-технического прогресса. Как видно из работы Альфреда Вебера, современная цивилизация возникла в результате порабощения земледельческого населения скотоводческими племенами. Это стало возможно в результате изменения природных условий – высыханием почвы после ледникового периода, а также технического прогресса: приручение рогатого скота, лошадей и верблюдов; обретением металлического оружия. Благодаря этим условиям скотоводческие племена стали увеличивать свою численность, а также приобрели возможность преодолевать большие расстояния и эффективно воевать. Поэтому, обладая преимуществом в вооружении и умением воевать, скотоводческие племена силой порабощали земледельцев. Но силой долго в рабстве не удержишь народ, тем более, что со временем это оружие появилось и у земледельцев, а количественно они превосходили поработителей. Тогда захватчики решили узаконить такое положение дел от имени Бога, чтобы угнетенные добровольно принимали свою участь. Для этого нужно было, чтобы люди стали бояться Богов и смерти. Вера была объявлена важней знания, и началось придумывание всевозможных мифов и законов божьих.
    Везде, где бы ни возникала новая цивилизация – возникала новая религия, целью которой было внушение страха перед Богом и смертью, власть объявлялась божественной, именем Бога узаконивалось неравенство или рабство людей. Вначале этот обман был предназначен только для порабощенных народов, а захватчики сохраняли свою, истинную, религию. Но шли века, захватчики и поработители смешивались, желание жить все богаче и богаче уменьшало количество поработителей и увеличивало количество рабов, из-за этого круг допущенных к истинным знаниям постоянно сужался, т. к. они становились опасными для власти. Так возникло разделение на эзотерические знания (для посвященных) и государственной религией (для народа). В результате многочисленных войн, переворотов и революций власть предержащие и угнетённые не раз менялись местами. Древние знания вначале прятались, а затем стали для надежности уничтожаться. Так человечество обмануло само себя, не зря есть поговорка: «не рой яму другому – попадешь в нее сам». Так человечество оказалось в этой яме – рабства, страха и обмана.
    Эта схема, в различных вариациях, осуществлялась при возникновении любого государства современной цивилизации – от Шумера до Киевской Руси. Это своего рода «цивилизационная матрица». Она была выработана в Шумере и Египте, а затем воспроизводилась по всему миру. Разница лишь в том, что в Шумере горцы поработили земледельцев, а в Киевской Руси варяги захватили власть у Хазар, которые поработили славян. У этих народов поработители стали насаждать новую религию - государственную, со всеми необходимыми атрибутами для принятия добровольного рабства.

    О большом значении и влиянии мифов Шумера и Вавилона на Библию показал Семюэл Н. Крамер в своей работе «История начинается в Шумере» (М., 1991г.): «Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно – отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями вглубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме, и по содержанию книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
    Шумерская литература оказала на древнееврейскую глубокое и сильное влияние. Поэтому одной из увлекательнейших сторон расшифровки и перевода клинописных текстов является установления сходства или параллелей между шумерскими и библейскими сюжетами.
    Разумеется, шумеры не могла оказать прямого влияния на древнееврейскую литературу, потому что сами исчезли задолго до того, как появились евреи. Однако нет никаких сомнений в том, что шумеры многое дали хананеям, непосредственным предшественникам евреев в стране, которая позже стала назваться Палестиной, а также соседним народам – ассирийцам, вавилонянам, хеттам, хурритам, арамеям, а позже и грекам и римлянам.
    Убедительным примером таких параллелей могут служить мифы «Райская жизнь на острове Дильмун» и «Энки и Нинхурсаг». Какая же связь между этими мифами и библейской легенде о рае?
    Прежде всего, есть основание полагать, что сама идея рая, сада богов, заро-дилась в Шумере. Шумерский рай, согласно поэмам, был расположен в стране Дильмун. В этой же стране Дильмун поместили позже свою «страну живых» - страну бессмертия – вавилоняне, семитический народ, покоривший шумеров. Есть ряд указаний на то, что библейский рай тоже располагался на востоке от Палестины, в Эдеме – там, откуда берут начало четыре величайшие реки, в том числе Тигр и Евфрат. Похоже, что это был все тот же рай шумеров, страна Диль-мун. 
    Далее, отрывок, в котором бог Солнца Уту орошает Дильмун водой, принесенной с земли, весьма напоминает слова Библии «Но пар поднимался с земли и орошал всю поверхность земли» [Книга Бытия, 2, 6].
    Рождение богинь без мук и страданий проливает свет на происхождение проклятия Евы, обреченной в муках рожать детей своих. А эпизод, когда Энки съедает восемь растений, навлекая на себя гнев матери-богини Нинхурсаг, напоминает сцену с запретным плодом дерева познания добра и зла, погубив-шим Адама и Еву, которые были прокляты за этот грех.
    Однако, пожалуй, наиболее интересным результатом сравнительного анализа шумерских поэм и Библии является вытекающее из него объяснение загадочной истории сотворения Евы, «Матери всех живущих», из ребра Адама. Почему из ребра? Почему древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, когда речь шла о создании Евы, чье имя согласно библейской традиции, означает «та, кто дает жизнь»?
    Это можно объяснить тем, что в основе библейской легенды о рае лежит литературная традиция шумерской поэмы о Дильмуне. На шумерском языке ребро обозначается словом «Ти». Богиня, созданная для того, чтобы снять боль в ребре Энки, носила имя Нин-ти, т.е. «госпожа ребра». Но шумерское слово «ти» означа-ет также «давать жизнь». Таким образом, в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат поразному».



    Что же, конкретно, составители «Ветхого Завета» позаимствовали из государственной религии Вавилона, очень хорошо показывает Фридрих Делич (1850 – 1922гг.) в работе «Вавилон и Библия» («Классики мирового религиоведения», «Канон+», М., 1996г.):
    «Такие названия, как Ниневия и Вавилон, рассказы о Валтасаре и о трех волхвах окутаны для нас таинственным волшебством с самой нашей юности; какую бы ценность не представляли для истории и культуры те длинные списки правителей, которых мы пробуждаем к новой жизни, они не возбуждали бы и половины того участия, если бы среди них не было Амрафела, Сеннахирима и Навуходоносора, которые уже со школьных времен знакомы нам.
    Однако в зрелом возрасте к этим воспоминаниям юности присоединяется стремление, которому как раз в наше время мыслящий человек может найти удовлетворение, - стремление выработать мировоззрение, которое устраивало бы и рассудок, и сердце; а это вновь и вновь заставляет задаваться вопросом о том, каково происхождение и значение Библии, в первую очередь Ветхого Завета, с которым Новый Завет связан неразрывной исторической связью. Удивительно, что именно сейчас в Германии, Англии и Америке – в этих трех «странах Библии», как их не без основания называют, - необозримое число христианских ученых исследует вдоль и поперек Ветхий Завет, эту небольшую библиотеку разнообразных книг. Мы все еще мало внимания обращаем на этих скромных тружеников духа; несомненно, однако что, когда все вновь полученные познания, преодолев пределы кабинета ученого, выйдут в жизнь –в церкви и в школы, - они, несомненно, вызовут значительные изменения в духовной жизни и жизни отдельных людей, и целых народов и будут содействовать прогрессу больше, чем самые выдающиеся открытия в области естественных наук. При этом все более широкую дорогу прокладывает себе убеждение, что результаты вавилоно-ассирийских раскопок послужат преимущественно тому, чтобы открыть новую эпоху как в понимании Ветхого Завета, так и в оценке его, и что в будущем Вавилон и Библия навсегда останутся связанными друг с другом. 
    В смысле влияния, которое оказывал Вавилон на мир на протяжении двух тысячелетий, даже Париж не может сравниться с ним, а только разве что Рим. Ветхозаветные пророки, преисполняясь негодования, свидетельствуют о всё затмевающем великолепии Вавилона времен Навудоходоносора и о его всепобеждающей мощи. «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали», - восклицает Иеремия (Иер.51,7). Вплоть до Откровения Иоанна дышит ненависть в упоминаниях о великом Вавилоне, пышном, веселом городе, центре торговли и искусства, изобилующем богатством, об этом источнике разврата и всей мерзости земли. А ведь таким «очагом» культуры, науки и литературы, «мозгом» Передней Азии, силой, покоряющей себе все вокруг, Вавилон был уже с начала III тысячелетия до н.э.
    Когда 12 колен Израилевых вторглись в Ханаан, они оказались в стране, которая в полном смысле была доменом вавилонской культуры. Вот маленький, но характерный штрих: сразу после завоевания и опустошения первого ханаанского города, Иерихена, предметом жадности Ахана стала именно вавилонская одежда (Нав.7,21). Однако не только ремесло, но и торговля, права, обычаи и наука Вавилона задавали тон в этой стране. Таким образом, получает объяснение, почему, например, в Ветхом завете используется вавилонская система мер, весов и монет, а также внешняя форма закона: «Если некто делает то-то и то-то, то пусть он то-то и то-то». И так как ветхозаветный храмовый культ, жертвоприношения, жречество не вполне свободны от соприкосновений с влиянием Вавилона, то стоит задуматься и над тем, что сама израильская традиция не очень-то хорошо представляет себе происхождение дня субботнего (ср.Исх.20,11 и Втор.5,15). А вавилоняне-ассирицы также имели свой день «субботний» (sabattu)… Поэтому едва ли может оставаться сомнение, что благодатью, заключенной в воскресном или субботнем покое, мы обязаны в последнем итоге этому древнему культурному народу Междуречья. 
    Вавилоняне делили свою историю на две эпохи: «до» и «после» потопа. И действительно, Вавилон был страной, расположенной в зоне великих потопов, поскольку аллювиальные низменности, на которых имеются крупные водные артерии, впадающие в море, подвержены наводнениям, причем в особых формах – циклонах и ураганах, - сопровождаемых землетрясениями и обильными проливными дождями.
    Заслугой знаменитого венского геолога Эдуарда Зойсса стало как раз, то, что в вавилонском рассказе о всемирном потопе, который записан на дощечке из библиотеки Сарданапала в Ниневии (т.е. был письменно зафиксирован уже в 2000г. до н.э.), он увидел детально точное изображение такого циклона. Именно море, согласно этому рассказу, играет главную роль в происшедшей катастрофе: поэтому-то корабль вавилонского Ноя-Ксисутроса и отброшен к отрогам армяно-мидийских гор. В остальном же, это хорошо известный всем рассказ о всемирном потопе.
    Кроме сказания о Гильгамеше, седьмая табличка которого содержит рассказ о всемирном потопе, мы располагаем и другим прекрасным вавилонским сочинением: сказанием о сотворении мира, записанным на семи табличках. 
    Признанием такого порядка событий, при котором после того, как были собраны нижние воды, появляется земля, небо украшается солнцем, луной и звездами, на покрытой растениями земле появляются животные и, наконец, возникает человек как творение Божье, подтверждается очевидная для нас теснейшая взаимосвязь между вавилонским и библейским сказаниями о сотворении мира. В то же время становится ясно, сколь тщетны усилия привести библейские рассказы о сотворении мира в соответствие с данными естественных наук. Показательно, что мотив борьбы Мардука и Тиамат продолжает звучать и в откровении Иоанна в битве архангела Михаила со «зверем бездны», «древним змеем», который здесь уже зовется чертом и сатаной. Весь этот круг представлений, дополняемый рассказом о святом рыцаре Георгии и его сражении с драконом, привнесенном в историческое знание крестоносцами, имеет явно вавилонское происхождение, ибо за много-много столетий до появления Апокалипсиса в прекрасно выполненном рельефе на стенах ассирийского дворца запечатлено изображение битвы между властью света и властью тьмы, которая возобновляется с каждым вновь наступающим днем и с каждой вновь приходящей весной...
    В Вавилоне, как это имело место позднее в Библии, в понимании природы греха заключена особая сила. Отсюда становится понятно, почему вавилонские мыслители размышляли над тем, когда стало возможным, что человек - творение Бога, созданное по его образу и подобию, даже несущие в своих жилах божественную кровь, может быть подвержен греху и смерти. Библия содержит прекрасный, глубокомысленный рассказ об искушении женщины змеем. Итак, снова змея? Это звучит вполне по-вавилонски. Почему бы не тот самый змей, стародавний враг богов, побежденный Мардуком и начавший мстить, восстанавливая против богов их собственное творение? Не тот ли это самый змей, о котором сказано, что он разрушил жилище жизни? Истоки библейского рассказа о грехопадении Адама и Евы – вопрос первостепенной важности для религии. Особое значение он приобретает в новозаветной теологии, которая, как известно, противопоставляет первому Адаму, через которого в мир вошли грех и смерть, второго Адама. Беру на себя смелость немного приподнять завесу – я укажу на одну древневавилонскую печать. В центре ее изображено дерево с висящими плодами, справа – мужчина – на это указывают рога, символ силы и, возможно, божественности происхождения, слева – женщина. Оба протягивают руки к плодам. Позади женщины изображена змея. Можно ли не усмотреть взаимосвязи между этой древневавилонской печатью и библейской легендой о грехопадении? 
    «Человек умирает, и в то время, когда его бренное тело покоится в гробу, освобожденная от плоти душа переселяется в страну, из которой не возвращают-ся». Ее название Шеол, или Гадес, Аид. Это мрачное пыльное место, где повсюду, словно птицы, порхают души, влачащие угнетенное и безрадостное бытие. Двери и запоры покрыты пылью. Все, чему некогда радовалось человеческое сердце, обращено здесь в пыль и тлен. При таких неутешительных и безысходных представлениях легко понять, почему у евреев, как и у вавилонян, долгая жизнь в этом мире почиталась наивысшим благом. Открытая нашей экспедицией улица процессий Мардука вымощена большими каменными плитами, на каждой из которых высечена молитва Навуходоносора, заканчивающаяся словами: «Господь Мардук, даруй долгую жизнь!» Удивительно, однако, вавилонские представления о подземном мире все-таки более оптимистичны, чем ветхозаветные. На двенадцатой табличке эпоса Гильгамеша, дошедшей до нас в виде осколков, вавилонский подземный мир описан весьма подробно. Среди прочего мы находим здесь представление о некоторых отошедших душах, которые «покоятся на лужах и пьют чистую воду». 
    В книге Иова (Иов.24,18 и далее), имеющий множество совпадений с вавилонскими представлениями, мы находим противопоставление между жаркой, безводной пустыней, уготовленной для грешников, и садом со свежей, прозрач-ной водой, предназначенным для благочестивых. И в Новом Завете, который, впрочем, странным образом переплетает это воззрение со строкой из книги Исайи, мы читаем об огненной пещере, в которой богач мучается от жажды, и о райском саде, полном свежей прозрачной воды для Лазаря. А то, что сделали из сказаний об этой пещере и о рае поэты и художники, церковные учителя и священники, да, наконец, и пророк Мухаммед – это общеизвестно.
    Известно, наконец, что и представление о посланцах богов, об ангелах, кото-рого совсем нет у египтян, имеет также вавилонское происхождение, и особенно это касается образов херувимов и серафимов, а также ангелов-хранителей, которые сопровождают человека.
    Однако с образами демонов и чертей – представляются ли они нам как недруги человека или как заклятые враги Бога – мы должны навсегда расстаться, если мы не признаем себя сторонниками позднеперсидского дуализма. «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и привожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» - так справедливо учит величайший пророк Ветхого Завета (Ис.45,7). Изображения демонов (сама картина не лишена интереса для истории единоборств), или статуэтка черта с ужасной гримасой помогут погрузиться обратно в ночь вавилонских холмов, из которой они пришли. 
    Столь грубое вторжение ассирийской древности в наше время, может быть, неприятно удивит нас, но то же самое происходит и в духовной сфере. Когда мы различаем 12 знаков Зодиака и говорим об Овне, Тельце, Близнецах и т.д., когда мы делим круг на 360 градусов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, когда мы именуем семь дней недели по названиям семи планет, например воскресенье – в честь бога солнца (Sonntag – Sonnengott), и еще многое другое, - то во всем этом продолжает жить до сегодняшнего дня шумерско-вавилонская культура. Таким образом, мне, возможно, удалось показать, что и для нашего религиозного мышления, благодаря Библии, свойственно многое, пришедшее из Вавилона.
    Религия переселившихся в Вавилон семитов быстро пошла на убыль под влиянием укоренившегося здесь политеизма более древнего и древнейшего населения этой страны – собственно, такого политеизма, который отнюдь не кажется нам несимпатичными во всем, что касается представления о Божестве: боги Вавилонии - живые, всеведущие вездесущие существа, которые внимают молитвам людям и, если и гневаются иногда за их грехи, вместе с тем всегда обнаруживают готовности к милости и примирению.
    Несмотря на это и несмотря также на то, что свободные и чистые духом учили, что Нергал, бог солнца, бог грома Адад и все другие боги, в том числе боги соседей, есть то же самое, что Мардук, бог Вавилона, все-таки именно политеизм, причем ярко выраженный политеизм, оставался государственной религией Вавилона на протяжении трех тысячелетий вот серьезный и предостерегающий пример инертности людей и народов в религиозных вопросах, составившей основу для чудовищной власти сплоченного в прочной организации жречества. 
    Также и вера в Яхве, которую Моисей использовал как боевое знамя, собирая воедино кочевые племена Израиля, - она тоже была и остается в плену всевозможных человеческих слабостей: и наивных антропотических и антропоморфных представлений о Божестве, которые присущи человеческому роду в пору его юности, и языческого культа жертвоприношения и внешней законности, а прежде всего – израильского партикуляризма, который слишком односторонне претендует на то, что для Бога неба и земли Израиль является избранным народом».
3

Комментарии

1 комментарий
  • ник чарус
    ник чарус10 ноября 2016 г.
    кр любопытно-но почему вектор цивилизации из египта коптского не шагнул дальше на север а пошёл западнее по оси греция-рим-германия-франция-голландия-британия и вдруг прыгнул востчнее в россию? вина географии или особенности быта кочевников?