Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Москва - третий Рим

  • Россия строилась по «духовным» лекалам Византийской Империи. Не случайно идеал Российской Империи был - «Москва – третий Рим». 
    Вот что по этому поводу пишет К. Валишевский в своей работе «Первые Романовы» (репринтное воспроизведение издания 1911 года. Москва, СП «ИКПА», 1989 г.): «VII. «Конец мира». 
    Эти верования связывались, как мы это уже знаем, с тезисом «третьего Рима». Понятно, что, наследуя Константинополю, православная Москва сделалась в недрах христианства единственным убежищем истинной веры и лишь она задержала появление Антихриста. Следовательно, в деле Никона и его реформы русская церковь не была в состоянии выполнить этой высокой миссии, и Антихрист должен был появиться. И он пришёл. Уже в 1596 году, под влиянием впечатления Брестской Унии, Стефан Зизаний в комментарии на пятнадцатую главу Св. Кирилла Иерусалимского отнёс это событие к восьмитысячному году от сотворения мира. В 1648 г. другая работа, обнародованная в Москве под названием Книги веры, очень популярная, воспроизводила ту же идею. 
    Вспомнили, что, по Апокалипсису, Сатана скован пришествием Христа на тысячу лет и решили, что моральное падение Рима совпало с этим указанием. После этого надо было ждать и других более ясных знаков победоносной помощи проклятого... 
    Выросшая из верований, общих первым христианам и тысячелетних верований средних веков, они ограничивали царствование Антихриста двумя годами с половиною, после чего всё должно было быть уничтожено. К этому уже давно готовились в различных слоях. Когда в 1644 г. протестантский духовник датского принца Вальдемара, Фельгабер, стал упрекать московитов в невежестве, старый священник Вознесенского собора, Иван Наседка, ответил ему, что близкий конец мира делает бесполезным всякое создание школ. В 1668 г. отказались засевать свои поля. Через год они оставили свои дома. Соединившись в группы, они молились, постились, исповедовали друг друга, приобщались св. даров, освящённых ещё до никоновских новшеств и ожидали звуков трубы архангела. 
    По старому преданию это событие должно было произойти в полночь, в тот трагический момент, когда луна потухнет, а звёзды попадают с неба, как дождь урагана. Когда день кончался, ожидавшие события надевали саваны, ложились в гробы и читали сами по себе заупокойные молитвы, которым, как траурное эхо, вторил жалобный рёв скота, бродившего без корма. 
    Но прошёл и 1669 г., а звёзды всё ещё сияли на своём месте. Тогда исправили недавно сделанные вычисления. Явление Антихриста со всеми последствиями, которые оно влекло за собою, считалось теперь отсроченным жизнью Спасителя, который по новым представлениям одним своим рождением прервал всё сатанинское дело. Но Никон был уже мёртв, и вся работа воображения по поводу чудовища, которое являлось Аввакуму, перенеслась на другие предметы. Постепенно Алексей, или вообще самодержавие, а позже, минуя кроткого и безобидного Феодора Алексеевича, Пётр Великий заняли место бывшего патриарха. 
    Между тем, так же, как некоторые израильские коммуны делают это по отношению Мессии, самые образованные раскольники кончили тем, что одухотворили это представление. Царствование Антихриста уже не имело в их глазах значения материального владычества. Они стали его считать положением вещей, абсолютно не соответствующим Царству Божью и добрых христиан на земле. И добрые христиане не должны были уже ждать такой катастрофы. Она уже осуществилась и им оставалось одно средство для спасения: смерть. 
    VIII. Коллективное самоубийство. 
    Почва уже была давно подготовлена для развития подобной идеи. Практика коллективного самоубийства, как кажется, родилась в Волосатовщине, одной из сект, создавшейся благодаря проповеди Капитона... 
    Способ самоуничтожения, принятый почти всеми учениками этого «законодателя самоубийства», как его называют писатели раскола, состоял в посте до самой смерти, и первые случаи подобного рода, известные нам, относятся к 1660 году. Мы не знаем подробностей коллективных жертвоприношений, организованных на этом основании Волосатым в Вязниках, но зато затем, что позже, в Ветлуге или в Выгозере, один старик основал для этой цели специальное учреждение, правильно функционировавшее. Добровольных постников вводили через крышу в здание без дверей и окон. Их насчитывали сотнями. Мрачный жертвоприноситель закрывал отверстие после того, как туда входила последняя жертва, и для большей верности ставил вдоль стены пять или шесть сторожей, снабженных дубинами. После двух дней, проведённых в молитве, пленники обыкновенно просили есть. Тщетно. Ни просьбы, ни мольбы, ни крики, ни сама агония жертв не трогали молчаливого старика. Большая часть запертых умирала между третьим и шестым днём, но некоторые держались гораздо дольше... 
    Впоследствии, развиваясь, это безумство приняло различные формы: кончали с собой в воде, резали себе горло ножом, погребали себя заживо и наконец, сжигали себя. Последний способ взял потом верх, и этому особенно способствовали казни, совершённые в Пустозёрске тем же путём. Костры, зажжённые там для осуждённых, обратились здесь в добровольные аутодофе... 
    Главный очаг этой эпидемии был сосредоточен в месте её происхождения, в теперешних губерниях: Владимирской, Костромской и Ярославской, именно в Вязниках, в Пошехонье и в Романове. Служа колыбелью московского государства, центром её самой деятельной промышленной и торговой жизни, эта область являлась вообще местом зарождения большинства политических, социальных и моральных ферментов. Но, исходя оттуда, это движение распространилось главным образом по окраинам... 
    Аутодофе 1672 г. в Нижнем Новгороде является первым известным в истории случаем коллективного самоубийства этого рода... 
    Считали, что Антихрист не только испортил церковь, государство и общество, но даже самые элементы, воду, воздух. Землю. Поэтому было необходимо умереть, так как жизнь являлась невозможною! Эта идея потом эволюционировала... И, доставляя удовлетворения самым различным чувствам этими тонкими различиями, страшный обряд распространился в самых различных кругах, закончив однако развитие на новой базе: на вере в близкий конец мира. 
    От 1672 до 1691 годов насчитывают тридцать семь коллективных самоубийств, при чём число их жертв было более 20.000 человек... 
    Такие заблуждения, вероятно, неотделимы от всех движений, где вступают на сцену человеческие страсти. Во всех странах и во все эпохи религиозный фанатизм вызывал подобные факты. Пережив такие безумства, раскол в России доказал могучую жизненную силу, которая его воодушевляла. Но он был и является в настоящее время разрушительною силою, а в общем кризисе, который пережила Москва в конце этого века, он был для неё хотя и в другом смысле концом мира, который болезненно отразился на этой стране. Вскоре обнаружившаяся полная невозможность создать на основе прошлого новый порядок вещей, могущий удовлетворить законным желаниям всего населения, обязанность завещать отдалённому будущему столько беспокоящих проблем, всё это создало для России внутренний перелом такой жестокий, что в течение нескольких лет раздавался только ужасный призыв к полному уничтожению...». 
    Любому здравомыслящему человеку, не охваченному столь «великой» идеей, понятно, что данное развитие событий приведёт к развалу России. Потому что, сорок миллионов российских мусульман и много миллионов россиян не православного вероисповедания и атеистов, вряд ли вдохновятся этой идеей. Они, скорее всего, захотят противопоставить свою, не менее великую для них идею. И снова, в очередной раз начнётся межрелигиозная война, аналогично той, что была в Киевской Руси. 
    Можно ли изменить данный сценарий развития событий? Теоретически можно, а практически это маловероятно. Политическая элита России решила, что прежний цикл развития России, заложенный варягами и греческими мессионерами, был правильным и успешным, поэтому нет необходимости его менять. То, что вся история России это постоянное порабощение и эксплуатация собственного народа, приведшая к революции и гражданской войне – это не учитывается. В Российской империи в 1812 г. около 90% населения были крепостными крестьянами! Разве можно такое государство и такой строй считать правильным? Революция не произошла раньше, только благодаря православной церкви, которая успешно внушала коренным народам России свою догму о том, что мы все рабы божьи, а власть - есть ставленник бога на земле. А сами служители церкви были самыми первыми в деле порабощения крестьян, прикрываясь «божественными» законами. Поэтому народ и отрёкся от такой религии, которая ведёт в рабство.

1